КОЛЬ ХОЧЕШЬ В ЖИЗНИ СЧАСТЬЯ — МОЛИСЬ СВОЕЙ СВЯТОЙ?..
КОЛЬ ХОЧЕШЬ В ЖИЗНИ СЧАСТЬЯ — МОЛИСЬ СВОЕЙ СВЯТОЙ?..
«У меня для тебя подарок. Это — твоя святая, почитай ее», — сказала мне бабушка мужа, протягивая иконку святой Ксении Петербургской. Она начала рассказывать о жизни Преподобной, а я вглядывалась в изображение на иконке и мучилась вопросом: «Как же так случилось, что я, верующий человек, до сих пор так мало знала о своей небесной заступнице?» Однако уже через пару дней, проведя мини-опрос среди своих знакомых, поняла, что в этом отнюдь не одинока. Очень немногие знали даже имя своего святого, а хоть что-то рассказать о его жизненном пути смогли буквально единицы... К сожалению, многие из нас хоть и были крещены в детстве, но сознательную жизнь прожили вне церкви. И сейчас не так-то просто «восполнить пробелы» в знаниях, которыми должен обладать каждый верующий человек. Чтобы наверстать упущенное, я обратилась за помощью к священнику Андрею Саврицкому, клирику прихода в честь Всех Святых г.Минска. — Каждому из нас при крещении было дано имя в честь святого, который является нашим небесным покровителем и заступником на протяжении всей жизни. Это очень древняя традиция, освященная верой наших благочестивых предков. Изначально мы восприняли ее от греков, через которых приняли православие. История церкви свидетельствует о том, что первохристианская община в начале своего существования была люто гонима. Только с 313 года христианство становится разрешенной религией. Языческие императоры изобретали разнообразные пытки для последователей Спасителя, надеясь сломить их веру и вынудить поклоняться языческим идолам. Но христиане были тверды и непреклонны, смело шли на смерть. Так в Церкви появились первые святые — их стали называть мучениками. Подвиг их веры оставил неизгладимый след в душе многих членов небольшой по тем временам христианской общины. И в их честь христиане стали давать имена своим детям, тем самым как бы благословляя их на такую же чистую и благочестивую жизнь, — рассказывает отец Андрей. Так возникли святцы, или православный месяцеслов — церковный календарь, где под каждым числом месяца упоминается имя какого-либо святого. С течением времени он пополнился именами и наших славянских подвижников благочестия. «Из древних жизнеописаний святых наши предки черпали силу и вдохновение для благочестивой жизни во Христе. Поэтому жития святых всегда были излюбленным чтивом наших пращуров», — отмечает отец Андрей. В прежние времена имя новорожденному давали именно по святцам: священник заглядывал в них и выбирал для ребенка небесного покровителя, учитывая при этом пожелания родителей и близких. В последние годы православные белорусы стали возвращаться к этой традиции. Но все-таки большинство поступает несколько по-иному. Сначала новорожденному дают имя, регистрируют в загсе, а крестить в церковь идут спустя месяцы, а то и годы. Поэтому нередко и возникает ситуация, которую трудно было представить в прежние времена. Выясняется, что таких модных сейчас имен, как Алина, Алиса, Яна, Егор, Артур, в святцах не значится. Впрочем, препятствием для крещения это не является. Священник подбирает соответствующее православное имя, созвучное уже имеющемуся, и у ребенка все-таки появляется небесный заступник. Считается, что святой, в честь которого назван человек при крещении, находится с ним в особой духовной связи, помогая в нуждах и сохраняя от бед. Поэтому каждый православный христианин должен знать своего святого, его житие и стараться быть достойным его имени. Своего небесного покровителя надо почитать и молиться ему, прося о заступничестве. В практике каждого священника есть случаи, которые заставляют снова и снова убеждаться в существовании особой связи между человеком и его святым. Рассказал такую историю и отец Андрей: «Одной женщине незадолго до родов во сне привиделись письмена: «Имя ему — Архип». Она долго не могла понять, что бы это могло значить. Через какое-то время у нее рождается мальчик, она приходит за советом — какое имя дать ребенку? Когда посмотрели в православный календарь, увидели, что в день рождения мальчика отмечается память святого Архипа! То есть сам святой как бы напомнил о себе еще до дня рождения младенца. Тут уж родители сомневаться не стали и назвали своего ребенка таким необычным именем». Приятно отметить, что сейчас в Беларуси возрождается такая давняя православная традиция почитания святых, как написание мерных икон. В прежние времена рост младенца сразу после рождения измеряли и заказывали иконописцу икону такой же высоты (отсюда название — мерная). На ней в полный рост был изображен небесный покровитель ребенка. Эту икону человек бережно хранил всю свою жизнь, перед ней он молился своему святому как в светлые, так и тяжелые минуты жизни. Кстати, первое упоминание о традиции написания мерных икон датируется 1554 годом. И очень важно, что сейчас, как и в прежние времена, православные родители снова могут делать своим малышам такие ценные в духовном смысле подарки. По словам отца Андрея, с каждым годом в иконописную мастерскую Дома Милосердия поступает все больше заказов на написание мерных икон. Наша беседа плавно переходит к следующей теме: как быть, если взрослый человек не знает, в честь какого святого он был назван в крещении? Ведь в советское время зачастую бывало так — бабушка тайком от родителей крестила внучка, но закрепить в нем нужные знания уже не могла. «В таком случае можно считать своим небесным покровителем святого с таким же именем, чей день памяти в церковном календаре первый за днем рождения человека», — поясняет отец Андрей. Например, в церковном календаре упомянуты два Валерия — мученик Валерий Мелитинский и мученик Валерий Севастийский. День памяти первого — 20 ноября по новому стилю, второго — 22 марта. Таким образом у Валерия, родившегося, скажем, 2 октября, святым будет мученик Валерий Мелитинский. Конечно, при желании православный христианин может считать своим небесным покровителем другого святого с таким же именем — если, к примеру, жизненный путь этого святого впечатляет его больше. Ведь, как известно, святые с одинаковым именем встречаются в церковном календаре не один раз — к примеру, святых Иоанов (Иванов) более 80-ти, Павлов — около 70-ти. Некоторые люди выбирают себе небесных покровителей с совершенно другими, отличными от собственных, именами — это также разрешено. Нужно только помнить, что в церкви верующий называет себя именем, данным при крещении. Теперь об именинах (их еще называют днем Ангела или тезоименитства). Именины, как и день рождения, бывают только раз в году. Их отмечают в день памяти вашего святого. Для настоящего христианина именины важны не меньше, чем день рождения. Главное для именинника в этот день — посетить церковь, и не просто посетить, а исповедаться, причаститься и особенно усердно помолиться своему святому. После храма можно собраться в кругу родных и близких для праздничной трапезы. Но нужно помнить, что во всем должна быть рассудительность и мера. Дарить в день именин можно все, что угодно, кроме предметов, оскорбляющих христианскую веру. — В народе говорят: «Коль хочешь в жизни счастья, молись своей святой». Скажите, отец Андрей, действительно ли можно вымолить себе у святого счастье? — поинтересовалась я у священника в конце нашей беседы. — Смотря что человек подразумевает под счастьем. Деньги, славу, успехи в карьере?.. Для нас, христиан, подлинное счастье — это душевный мир с Богом. И чтобы обрести его, надо много молиться и Господу Богу, и Божьей Матери, и своему святому, конечно. Оксана МЫТЬКО |
|