Третье место в классе, насчитывающем всего шесть человек, - это много или мало? Если позади остается не кто-нибудь, а знаменитая украинская гонщица Ирина Протасова, то можно смело говорить об успехе. Его и добилась на российском конкурсе "Автоледи Россия - 2007" представительница Беларуси Наталья Сироткина.
Но сначала небольшая предыстория. Конкурс-соревнование среди водителей-девушек "Автоледи Россия - 2007" проводится уже не первый год. Мероприятие проходит в два этапа. Первый - это отборочные состязания в регионах России. Победительницы этих соревнований составляют группу "В". Есть еще и группа "А", в которую входят VIP-персоны: общественные деятели, депутаты, руководители женских, молодежных и детских организаций, звезды эстрады, театра и кино, журналисты. Наконец, существует группа "С" - для участия в ней приглашаются сильнейшие представительницы стран СНГ, которые сражаются за звание "Автоледи СНГ".
В прошлом году Беларусь на этих соревнованиях представляли Ольга Захарова и Наталья Сироткина. Дебют оказался успешным: в своей группе Наталья заняла первое место, а Ольга - третье. Не иначе как спортивный опыт помог: обе белоруски сначала выступали в скоростном маневрировании, а затем перешли в раллийную дисциплину (сезон 2006 года Наталья и Ольга отъездили в составе одного экипажа).
В этом году Сироткина и Захарова вновь отправились в Москву, где на территории спортивного комплекса "Олимпийская деревня - 80" и проходил конкурс. На сей раз результаты оказались более скромными: третье место в группе у Натальи и пятое - у Ольги. Но с плохим настроением участницы вернулись отнюдь не по этой причине.
- Приняли нас хорошо: встретили, поселили. После соревнований проводили на вокзал. В этой части все было хорошо, - вспоминает Наталья СИРОТКИНА. - Но отношение организаторов к участницам и их пренебрежение к спортивным правилам и регламентирующей документации нас просто шокировало.
- А в чем именно это заключалось?
- Мало что соответствовало спортивному кодексу РАФ. Да что там кодекс - они даже свой регламент кроили направо и налево! Например, было прописано, что машины должны соответствовать требованиям кодекса, в частности, должны быть оснащены каркасом безопасности. А в итоге мы ездили на обычных учебных машинах с дублирующимися педалями!
На тренировке одна из машин вообще была на шипованной резине, в то время как заезды проходили по асфальтовому покрытию. Сама трасса - это асфальтовая дорожка стадиона в олимпийской деревне. Ширина ее, кстати, тоже не соответствовала тому, что было прописано в регламенте: 10 метров, а не 12-15, как указано в документе. Чтобы сбить скорость, в нескольких местах поставили смещенные "ворота". Машинам досталось по полной программе - на тренировке четыре машины сломали.
Совершенной неожиданностью для нас и наших соперниц по группе стало решение организаторов поставить в наш зачет двух участниц из группы "В". И это уже после административного контроля и тренировок! Более того, перейдя к нам, они продолжали участвовать в соревнованиях группы "В", то есть имели явное преимущество перед всеми остальными: у них было вдвое больше заездов, чтобы привыкнуть к трассе. А это запрещено правилами - человек не может одновременно ездить в двух зачетных категориях. В итоге у нас сложилось впечатление, что нас просто попытались выбросить из тройки лидеров. Организаторы явно не хотели, чтобы кубки снова уехали в Минск.
- Как проходили сами соревнования?
- В прошлом году результат определялся по сумме времени, показанного в заездах, в этом - брали лучшее время из двух заездов. А затем организаторы совершенно неожиданно придумали проводить соревнования по олимпийской системе: парные заезды на выбывание. В итоге вперед после полуфиналов прошли россиянки, мы с Протасовой должны были спорить за третье место, а Оля с представительницей Казахстана Мариной Сучковой - за пятое.
Я теперь понимаю, в чем была моя ошибка: слишком перестраховывалась в отборочных заездах. Ну а в утешительном, когда терять уже было нечего, поехала на все деньги. Ну и дала дуста... Оказалось, что я Иру объехала! А заодно установила рекорд прохождения трассы. После финиша я радовалась так, словно заняла первое место! Олька тоже молодец - отбила пятое место у Сучковой!
Единственный положительный момент - познакомились с нашими соперницами. Марина Сучкова у себя в Казахстане организует различные автомобильные соревнования и приглашала нас к себе. Ира Протасова обещала киевскую "Чайку" показать. Кстати, ее четвертое место для всех стало неожиданностью - все рассчитывали увидеть ее в призерах. Да и сама Ира была расстроена своим результатом...
- Ну а если пригласят на следующий год, поедете?
- После финиша мы с Олей организаторам так и сказали: в следующем году или не приглашайте нас вовсе, или будьте готовы к тому, что приедем уже во всеоружии - со всеми документами и готовыми протестами. Мы ведь не девочки для битья, со спортивной документацией дружим. Но нервы мы им потрепали и в этот раз - вплоть до награждения они с опаской посматривали на нас, ожидая, что будем писать протест. Мы и в самом деле подумывали его написать, а затем решили этого не делать. Но в следующий раз поблажки не будет!
Иван КРИШКЕВИЧ.
Фото из архива автора.
Результаты зачета в категории "С":
Место |
Участница |
Страна |
1 |
Баженова Екатерина |
Россия |
2 |
Алексеева-Соловьева Ольга |
Россия |
3 |
Сироткина Наталья |
Беларусь |
4 |
Протасова Ирина |
Украина |
5 |
Захарова Ольга |
Беларусь |
6 |
Сучкова Марина |
Казахстан |
Комментарий "АБw"
Пусть наши спортсменки не смогли добиться прошлогоднего успеха, зато продемонстрировали волю к победе, а заодно и доказали: в запутанных спортивных законах женщины могут разбираться не хуже мужчин-организаторов! Чем, собственно говоря, и заставили себя уважать.
Организаторы не хотели, чтобы кубки снова уехали в Минск