Обычная стоянка под открытым небом, только вот машины на ней необычные. Первым делом в глаза бросается "лобастый" гусеничный тягач-вездеход. Затем - сбившиеся в кучку древние "москвичи". Рядом стоит автомобильное шасси, а чуть подальше обнаруживается и кузов от него - оказывается, это ГАЗ-69... Центральный экспонат всей этой "экспозиции" - капотный МАЗ двухсотой серии. При других обстоятельствах эту площадку можно было бы смело назвать последним пристанищем старых машин, настоящим автомобильным кладбищем. Однако это не так.
Новая жизнь за счет других
На самом деле эти машины ожидают своего часа. Нет, не последнего - звездного! Придет время, и ими займется реставратор. Месяцы кропотливого труда, и многие из этих автомобилей обретут вторую молодость. Сверкая новенькой краской, они будут выглядеть точно так же, как несколько десятилетий назад, когда только-только сошли с конвейера. И будут ловить любопытные и восхищенные взгляды зевак.
В это твердо верит мой сегодняшний собеседник, он же владелец всех этих машин. Виктор Тимофеевич Щемелев живет в Могилеве, но технику собирает по всей Беларуси. Как только в поле зрения оказывается интересный экземпляр, он тут же попадает на эту площадку. К слову, большая часть собранных здесь машин добралась до стоянки своим ходом.
Но не вся техника будет восстановлена. Вот стоят, к примеру, два "москвича". Один из них со временем отправится на реставрацию, а второй послужит для него "донором"...
- Вот этот "москвич" приобретен только из-за кузова, - показывает Виктор Тимофеевич на зеленую машину. "Трансплантация" нужна красному "москвичу", изрядно ржавому. А не проще ли восстановить зеленый автомобиль, он ведь находится в лучшем состоянии?
- Это уникальный автомобиль. Если "тринадцатых" "чаек" было выпущено три с лишним тысячи автомобилей, то этих машин - всего 1035 экземпляров, - поясняет мой собеседник.
На самом деле это не "Москвич-403" и не "Москвич-402", а созданная на их базе полноприводная модель. Еще один советский кроссовер наподобие "Победы" ГАЗ М72! Он отличается от базовой модели наличием подрамника, отсутствием декоративных молдингов на кузове и расположением рычага коробки передач, который находится не на руле, а на полу, как и рычаг раздаточной коробки. Машина стоит на колодках со снятыми передними колесами, и за элементами подвески (спереди и сзади применены листовые рессоры, амортизаторы - по моде тех лет - рычажные) отчетливо виден передний мост, от которого к ступицам идут полуоси. Любопытно было бы проехать на этом экземпляре. Впрочем, в коллекции Виктора Щемелева это далеко не единственный интересный автомобиль.
Историческая справка
"Москвич-410" был создан на базе 402-й модели, но отличался от нее двумя ведущими мостами, трансмиссией с двухступенчатой раздаточной коробкой, увеличенным до 22 см дорожным просветом и, разумеется, приличной проходимостью. Появление данного автомобиля было продиктовано насущной потребностью периферии в комфортабельных "проходимцах", ведь хороших дорог в глубинке в конце 50-х было немного, а полноприводных "побед" на всех не хватало. В период с 1957 по 1958 год было выпущено 1035 автомобилей, после чего в серию пошел модернизированный вариант 410Н, получивший более мощный двигатель и другие усовершенствования от введенной в производство модели 407. До 1960 года было выпущено 9340 автомобилей. Параллельно с седаном производился и универсал, получивший индекс "Москвич-411" - таких было выпущено 1515 единиц. Таким образом, за четыре года МЗМА (впоследствии АЗЛК) изготовил без малого двенадцать тысяч полноприводных машин.
Технические характеристики автомобиля Москвич-410/410Н
Модель |
Москвич-410 |
Москвич-410Н |
Годы выпуска |
1957-1958 |
1958-1960 |
Кузов |
седан |
седан |
Число мест |
4 |
4 |
Снаряженная масса, кг |
1180 |
1150 |
Габаритные размеры (длина/ширина/высота), мм |
4055/1540/1685 |
Колесная база, мм |
2377 |
Привод |
полный |
полный |
Рабочий объем двигателя, см3 |
1220 |
1360 |
Мощность, кВт (л.с.)/при об/мин |
26(35)/4200 |
33(45)/4500 |
Коробка передач |
механическая, 3-ступенчатая |
механическая, 4-ступенчатая |
Максимальная скорость, км/ч |
85 |
90 |
Автомобиль целой эпохи
- МАЗ-200 - это не просто грузовик. Это машина, с помощью которой построили ДнепроГЭС, Красноярскую ГЭС. Да что там говорить - полстраны было построено с ее помощью! - рассказывает Виктор Тимофеевич, подводя меня к старому МАЗу - автомобильному шасси с цистерной.
- Раньше таких машин было очень много. Но когда им на смену пришел 500-й МАЗ, предприятия начали старую технику потихоньку списывать. Все это уходило во Вторчермет, и в какой-то момент эти машины попросту исчезли с наших дорог. У нас в Могилеве, в управлении железной дороги было два "двести пятых" самосвала, но их уже давно порезали на металлолом. Последняя машина была в пожарном исполнении и работала в пожарной части при заводе искусственного волокна. Но ее уже лет 18 как нет - тоже списали и пустили на лом. Что осталось? Одно шасси ушло в неизвестном направлении, одно числится в "Водоканале", самосвал стоит на постаменте на проходной МАЗа и еще один бортовой грузовик - на самой территории Минского автозавода. Вот и все сохранившиеся в нашей стране машины двухсотой серии, про которые я знаю. А топливозаправщик только один - у меня! - не без гордости говорит Виктор Тимофеевич, демонстрируя свой МАЗ.
Автомобиль выпущен в 1951 году, и почтенный возраст дает о себе знать: и шасси, и цистерна требуют восстановительного ремонта. Тем не менее старый грузовик выглядит внушительно. Позади цистерны в специальном корпусе расположен насос для закачки топлива.
- Этот автомобиль работал топливозаправщиком в аэропорту. А потом пришла современная техника, МАЗ подлежал списанию, но умельцы приспособили его для очистки взлетно-посадочной полосы от наледи - прикрепили к нему реактивный двигатель от самолета. В емкость заливался керосин. Но использовали машину редко, а затем и вовсе подали на списание. Я вовремя оказался там и успел выхватить ее в последний момент.
Попробовал определить номер шасси этой машины, но ничего не получилось. Оказывается, в те годы номера не выбивались, а наносились краской. Естественно, со временем краска стерлась, и теперь определить номер шасси не представляется возможным. Технической документации на машину тоже не было, но я отправился на МАЗ, пообщался с заводчанами и попросил сделать копию документов. Так что теперь вся нужная информация у меня имеется, - довольно отмечает Виктор Тимофеевич.
В рабочем кабинете могилевского коллекционера - настоящая библиотека: старые справочники, руководства и каталоги по автомобилям, автобусам, специальной и военной технике. Собирать специальную литературу и техническую документацию на старые автомобили так же увлекательно и порой так же сложно, как и сами машины. Приходится искать, выспрашивать и ждать удобного случая, чтобы получить заветную книгу. А иногда, наоборот, счастливый случай позволяет получить неожиданный подарок.
Старые машины имеют технический паспорт еще советского образца. Водители со стажем наверняка помнят, а молодые вряд ли знают, что раньше технический паспорт на автомобиль представлял собой небольшую книжку наподобие паспорта гражданского. В нее вписывались не только данные каждого нового владельца, но и все примечания к совершенной сделке по отчуждению машины, а кроме того, и отметки о прохождении технического осмотра. Берешь в руки такой документ и видишь всю биографию автомобиля - от первого его владельца до последнего. Здорово!
Историческая справка
В послевоенное время разработкой и производством тяжелых грузовиков первоначально занимался Ярославский автомобильный завод, поэтому и модель с индексом 200 имела обозначение ЯАЗ-200. Но затем выпуск автомобилей переместили на новый завод в Минске - грузовик получил название МАЗ-200, горизонтальную решетку радиатора сменила вертикальная решетка, а вместо фигурки медведя по бокам капота появился зубр - символ Беларуси. Впоследствии ЯАЗ сконцентрировался на разработке и выпуске силовых агрегатов и позже был переименован в Ярославский моторный завод (ЯМЗ), а МАЗ на долгие годы стал лидером советского автопрома в области конструирования и выпуска тяжелых грузовиков.
В 50-60-е годы МАЗ-200 выпускался в многочисленных модификациях. Помимо базового МАЗ-200 существовали версии МАЗ-205 (самосвал), МАЗ-200Г (автомобиль с высокобортным кузовом), МАЗ-200В (седельный тягач), МАЗ-200Д (автомобиль-цистерна для перевозки живой рыбы). С появлением более мощной версии в 1962 году обозначение некоторых моделей изменилось: бортовой грузовик получил индекс МАЗ-200П, а седельный тягач - МАЗ-200М. Кроме того, на базе шасси выпускались многочисленные спецавтомобили, в том числе и наш сегодняшний герой - топливозаправщик.
Двухсотая модель продержалась на конвейере до конца 1965 года, после чего ее сменила принципиально новая 500-я серия с бескапотной компоновкой кабины.
Технические характеристики автомобиля МАЗ-200/205/200В
Модель |
МАЗ-200 |
МАЗ-205 |
МАЗ-200В |
Исполнение |
бортовой грузовик |
самосвал |
седельный тягач |
Габаритные размеры (длина/ширина/высота), мм |
7620/2650/2430 |
6065/2638/2430 |
6495/2638/2430 |
Колесная база, мм |
4520 |
3800 |
4520 |
Колесная формула |
4х2 |
4х2 |
4х2 |
Радиус поворота, м |
9,5 |
8,5 |
9,5 |
Снаряженная масса, кг |
6400 |
6600 |
6560 |
Грузоподъемность, кг |
7000 |
6000 |
н.д. |
Масса буксируемого прицепа |
н.д. |
н.д. |
16500 |
Двигатель (модель) |
ЯАЗ-204А |
ЯАЗ 204А |
ЯАЗ-204В |
Рабочий объем двигателя, см3 |
4650 |
4650 |
4650 |
Мощность, кВт (л.с.)/при об/мин |
81(110)/2000 |
99(135)/2000 |
Максимальная скорость, км/ч |
65 |
50 |
55 |
Военная тематика
Гордость Виктора Щемелева - бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-1. У броневика характерная форма кузова с заостренной передней частью - машина может передвигаться по воде! В этом случае двигательной установкой служит водомет, расположенный в кормовой части. А на суше автомобиль передвигается, опираясь на восемь колес. Восемь? Но я вижу только четыре!
- А вы посмотрите: между передней и задней осью - еще две подъемные оси с колесами меньшего диаметра, - собеседник подводит меня поближе к машине и указывает на два едва выступающих из-под бронированного листа колеса. - Когда нужно переехать траншею, они опускаются при помощи специального приводного механизма и приводятся в движение через цепную передачу. А затем снова поднимаются.
БРДМ-1 разрабатывалась в КБ Горьковского автозавода, поэтому двигатель у нее соответствующий. Мотор я увидел отдельно от машины: он стоит, готовый к установке. Готовы к замене новый радиатор и рулевое управление, так что машина комплектная - осталось только собрать и покрасить.
Мое внимание привлек стоящий неподалеку гусеничный тягач с бортовой платформой.
- А это артиллерийский тягач средний. Во время войны в этом качестве применялись трактора, а затем был разработан целый ряд спецмашин. На базе легких танков были созданы средние тягачи, на базе тяжелых - тяжелые. Эта техника предназначалась для работы по сопровождению и обеспечению войск: тянуть артиллерийские орудия, буксировать неисправные машины, вытаскивать застрявшую технику. Этот тягач имеет лебедку с тяговым усилием 25 тонн!
За счет гусеничного хода с малым удельным давлением на почву тягач обладает высокой проходимостью, что позволяет использовать его на тяжелом бездорожье в самых разных отраслях - это транспортное средство не только для военных, но и для геологов, нефтяников, газовщиков. Грузовая площадка с тентом предназначена для перевозки людей и оборудования. Кронштейны спереди - для навесного оборудования (к примеру, отвала).
Кстати, свою БРДМ-1, равно как и гусеничный тягач, Виктор Тимофеевич военной техникой не считает - на этих машинах нет вооружения, поэтому они могут использоваться в мирных целях.
Но разве мог старый десантник, командир авиадесантной самоходной установки остаться в стороне от военной тематики? Являясь членом военно-патриотического клуба "Поиск", Виктор Щемелев принимал активное участие в поиске, подъеме и реставрации оружия и техники времен Великой Отечественной войны. Все началось более семи лет назад, когда в реке Друть в районе Чичевичей был обнаружен немецкий танк Т3. Затем была немецкая пушка Грабина, которую нашли в районе Чаус, а потом и танк БТ7 - его подняли из болота неподалеку от Орши. Реставрацией танка занимались в Шклове, но руку к этой работе приложил и мой сегодняшний собеседник: на его предприятии были изготовлены кронштейны и антенна для бортовой радиостанции.
Дублирование
- Насколько мне известно, сегодня в республике находится 13 автомобилей "Чайка" ГАЗ-13. Два из них - мои.
Узнать в стоящем под тентом автомобиле легендарную машину непросто. А все из-за того, что передние крылья сняты - без них знакомый образ никак не вырисовывается. Помогают знаменитые задние "плавники", по которым все-таки удается определить марку автомобиля.
Владелец машины спешит объяснить причину столь необычного облика. На станции, где стояла эта "чайка", произошел пожар. Находившийся по соседству автомобиль сгорел дотла, "чайке" тоже досталось - пострадал кузов и частично салон. Но к реставрации все уже готово: найдены новые крылья, двери, молдинги, фонари, хром, лобовые стекла. Автомобиль стоит на площадке и ждет своей очереди. Ведь вторая "чайка" уже в гараже - работы по ее восстановлению идут полным ходом.
Разумеется, новый владелец знает биографии обеих машин. Та, что уже реставрируется, прибыла из Москвы. Но куда примечательнее история второго автомобиля - того, что пострадал в огне. Ведь по послужному списку этой "чайки" можно изучать типичный путь советского "членовоза", которому суждено пройти по иерархической лестнице. Только, в отличие от людей, машины продвигаются по ней не снизу вверх, а сверху вниз - по мере естественного износа.
С завода эта "чайка" попала в московский Гараж особого назначения. Затем спустя некоторое время была передана в Минск, в аппарат местного ЦК. Еще несколько лет службы, и автомобиль отправили в Могилевский обком партии.
- В те времена в каждой области было по четыре представительские машины: две в обкоме партии и две в облисполкоме. Почему по две? Дублирование! Если с одной из машин что-то случалось, всегда была вторая, - объясняет мой собеседник.
- Достоверно известно, что на этом автомобиле встречали Николая Устиновича Черненко - родного брата генсека ЦК КПСС. Генерал-лейтенант милиции, он возглавлял ГЦУ учебных и научно-исследовательских учреждений МВД СССР. Эта машина ездила за ним в Оршу, потому что в Могилев прямой "комфортабельный" вагон из Москвы не ходил.
Из обкома "чайка" попала на автобазу бытового обслуживания населения - обслуживала важных гостей.
- С запчастями тогда проблем не было: при пробеге 100 тысяч километров практически все подлежало замене: двигатель, коробка, мосты. При пробеге 200 тысяч машина подлежала сдаче на завод, где разбиралась и уничтожалась. Имелось закрытое постановление о том, что эти автомобили не подлежат продаже. Да, их могли дарить руководителям дружественных держав и выдающимся людям страны, но ни одна "чайка" не была продана, никто не мог ее приобрести.
С распадом СССР ситуация изменилась. Снабжение запчастями прекратилось, сервисное обслуживание было свернуто. Одна из могилевских машин попала в аварию - ее разобрали на запчасти, что позволило продлить срок службы оставшихся в строю "чаек". В конечном итоге осталось две машины, одна из которых и досталась Виктору Щемелеву.
Историческая справка
Легендарная "Чайка" ГАЗ-13 выпускалась в период с 1959 по 1981 год, причем последние четыре года модель производилась параллельно с автомобилем нового поколения ГАЗ-14. Но угловатая "Чайка II" особой любовью у коллекционеров не пользуется, а вот 13-я модель и сегодня в большой цене. Несмотря на то что автомобиль явно копировал "американцев" 50-х, в 1958 году именно за дизайн и конструкцию "чайка" получила Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе.
Всего за 22 года было выпущено 3179 автомобилей, подавляющая часть которых - семиместные седаны. Кроме того, на латвийском заводе РАФ было выпущено два десятка универсалов, которые использовались в качестве санитарных автомобилей (также известно как минимум об одном катафалке), около десяти машин имели открытый кузов, а несколько "чаек" было переоборудовано для киносъемок. "Чайки" окрашивались в черный цвет. Исключение составила машина главного пожарного Москвы (его автомобиль был красного цвета) и Валентины Терешковой (первая в мире женщина-космонавт ездила на белой "чайке").
Технические характеристики автомобиля
Модель |
ГАЗ-13 "Чайка" |
Годы выпуска |
1959-1981 |
Кузов |
седан (рама) |
Число мест |
7 |
Снаряженная масса, кг |
2000 |
Привод |
задний |
Двигатель (конструкция, тип) |
V8, бензиновый, карбюраторный |
Рабочий объем двигателя, см3 |
3500 |
Мощность, кВт (л.с.)/при об/мин |
143(195)/4200 |
Коробка передач |
5-ступенчатая гидромеханическая |
Максимальная скорость, км/ч |
160 |
Разгон с место до 100 км/ч, с |
20 |
Контрольный расход топлива на 100 км, л |
21 |
Надежда сохраняется
Похоже, Виктору Тимофеевичу понравился советский подход с дублированием автомобилей: в его автопарке две "чайки", три внедорожника ГАЗ-69, два "Москвича-401" и два 403-х (точнее, один 403-й, другой - полноприводный 410-й). А еще довоенный седан Mercedes 1936 года выпуска, легендарная мотоколяска, прославившаяся участием в эпизоде фильма "Операция "Ы" и другие приключения Шурика". Много всякой техники. Старые автомобили стоят на площадке и ждут своего часа. Нет, не последнего - звездного!
Иван КРИШКЕВИЧ.
Фото автора.
Персоналия
Как утверждает сам Виктор Тимофеевич, увлечение техникой передалось ему по наследству: дед и прадед были мастеровыми людьми. Но восстановление старенькой "Явы", а затем и ЗАЗ-968 было продиктовано элементарной необходимостью. Много лет спустя к восстановительному ремонту пришлось прибегнуть вновь, чтобы поставить на колеса автопогрузчик, необходимый для работы, - в начале 90-х найти что-то в рабочем состоянии было практически невозможно. Ремонт и восстановление спецтехники позволили набраться опыта. Попутно приобреталось оборудование, шел сбор информации.
Сейчас Виктор Щемелев реставрирует ГАЗ-13 "Чайка", а параллельно занимается и восстановлением двух ГАЗ-69. И продолжает присматривать старые машины: какие-то из них будут восстановлены, другие возьмут на себя роль "доноров".
- Если сегодня на ГАЗ-24 мы не обращаем внимания, то лет через 10-15 этот автомобиль станет такой же редкостью, как "Москвич-401", - замечает мой собеседник. - А ведь это наша история, которую нужно сохранить для потомков.