Венцом Белорусской транспортной недели стала специализированная выставка грузовой техники, запасных частей и расходных материалов для ремонта и обслуживания грузовых автомобилей, проводившаяся под эгидой Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков (БАМАП).
Выставка эта - мероприятие традиционное. И хотя нынешний "БАМАП-2007" был 12-м по счету, с момента образования Белорусской ассоциации перевозчиков прошло уже 15 лет. Как сказано в подготовленном к выставке пресс-релизе, за этот период количество транспортных предприятий, которые объединяет ассоциация, увеличилось более чем в 50 раз - в настоящее время это свыше 1200 субъектов хозяйствования с парком транспортных средств 8100 единиц.
На открытии выставки председатель БАМАП Н.Боровой отметил, что только по итогам работы за 2006 год выручка предприятий международного автомобильного транспорта составила более 1 трлн. руб., а валютные поступления в казну государства от их деятельности превысили 300 млн. долларов США. В валовом внутреннем продукте Беларуси доля международного автомобильного транспорта равна 7%, что сопоставимо с показателями сельского хозяйства или торговли.
Трудности роста
Вероятно, цифры экономической отчетности могли бы быть и выше. К сожалению, в стране по-прежнему продолжается сокращение автопарка, осуществляющего перевозки по процедуре МДП (Carnet TIR). Подвижной состав белорусских автопредприятий определенно не успевает обновляться. Если удельный вес магистральных тягачей, отвечающих нормам Euro 2-4, в парках российских перевозчиков сейчас составляет порядка 80%, литовских и украинских - около 70%, то по Беларуси - менее 45%. Остальным нашим грузовикам выезд западнее Бреста заказан. Вот и попробуй сохранить клиентуру и на равных конкурировать с соседями.
В пресс-релизе БАМАП указывается, что одной из основных причин, сдерживающих обновление отечественного автопарка, является высокая налоговая нагрузка на осуществление международных перевозок. А около 70% предприятий, входящих в БАМАП, - это мелкие автохозяйства, располагающие парком до 5 автопоездов. Очевидно, что оборотных средств таких перевозчиков недостаточно для покупки современной техники.
В конце тоннеля
Не исключено, однако, что 2006 год был переломным. Количество новых автомобилей, приобретенных для выполнения перевозок по процедуре МДП, увеличилось в 3 раза по сравнению с 2005 годом. В то же время начала сокращаться доля автомобилей старше 7 лет, не укладывающихся в действующие за границей экологические нормы. Сейчас такие машины составляют примерно 64%.
На положительную динамику повлияли изменения в области кредитования покупок и условий лизинга, предоставление возможности временного ввоза транспортных средств для международных перевозок без уплаты таможенных платежей при условии приобретения такого же количества транспортных средств отечественного производства, увеличение срока временного ввоза до 34 месяцев для определенного перечня транспортных средств, снижение ставок таможенных пошлин на подержанные седельные тягачи и полуприцепы в возрасте 3-5 лет.
В какую сторону подул ветер, не осталось незамеченным. На "БАМАП-2007" были представлены экспозиции практически всех ведущих европейских производителей магистральных тягачей и полуприцепов к ним.
Выходят на арену тягачи
Разумеется, наибольший интерес у заинтересованной публики вызывал DAF XF105 - представитель семейства автомобилей, удостоенных титула Truck of the year 2007. Сфотографировать машину в статичном положении практически не представлялось возможным - в первые часы выставки вокруг нее постоянно толпились посетители, открывавшие то капот, то двери в кабину. А у праздных зевак, случайно оказавшихся на выставке и привлеченных к "Грузовику года" царившим вокруг него оживлением, вопрос вызывала канистра с надписью AdBlue, будто случайно оставленная позади кабины DAF.
Но ничего случайного в этом не было. Несмотря на то что экологические нормы Euro 5 вступят в силу только в 2009 году, серийное производство грузовиков, отвечающих этим требованиям, уже началось, и DAF XF105 - один из представителей этой когорты. Кроме него тягачи, оборудованные системами нейтрализации окислов азота в отработанных газах при помощи впрыска той самой жидкости AdBlue в выхлопную систему, присутствовали на "БАМАП-2007" еще и в экспозициях MAN, Renault и Volvo.
Любителям подробностей сообщаем, что фирма MAN была представлена тягачами моделей 18.400 и 18.390; интересы Renault отстаивал Magnum Euro 5, а также представитель многофункциональных грузовиков малого и среднего класса Mascott 120; экспозицию Volvo составляли модели FE 240, FM 380 и FH 400.
Iveco представляли три автомобиля - тягач Stralis, самосвал Trakker и фургон TurboDaily. Впрочем, последний относился не столько к стенду Iveco, сколько демонстрировал возможности технического центра в Слуцке, изготавливающего и ремонтирующего изотермические надстройки, каркасы и тенты.
Scania привезла два тягача R420. За Mercedes-Benz голосовал Actros 2541, но, судя по всему, надежды работавших на стенде немецкой фирмы были связаны не с ним, а с фургоном Sprinter, по которому присутствовала вся необходимая информация, чего не скажешь в отношении Actros.
Экспозиция Минского автомобильного завода состояла из четырех единиц техники. Естественно, могло быть и больше, но из многообразия выпускаемой продукции МАЗ представил лишь то, что было интересно именно международным перевозчикам, - три седельных тягача моделей МАЗ-447131, МАЗ-544019, МАЗ-631019 и туристический автобус МАЗ-251. Все машины соответствуют ныне действующему экологическому стандарту Euro 4. Что неудивительно, поскольку оснащены они импортными двигателями Deutz BF 4M, DaimlerChrysler OM501 и MAN D 2866L. Коробки передач - производства фирмы ZF.
Не могут белорусские грузоперевозчики пожаловаться на отсутствие предложений со стороны производителей прицепной техники. Имелись бы деньги, а выбирать есть из чего. На выставке "БАМАП-2007" была представлена продукция компаний "МАЗ-Купава", Wielton, Schmitz Cargobull, Kogel, Krone.
Под крышей дома
Разумеется, только экспозицией на открытой площадке перед Дворцом культуры железнодорожников, где проводился "БАМАП-2007", программа выставки не ограничивалась. Под крышей ДКЖ располагались стенды компаний, занимающихся транспортной логистикой и экспедированием грузов, запасными частями и расходными материалами для грузовиков, сервисным, страховым и другими видами обслуживания грузоперевозок.
Пожалуй, наибольшую активность проявляли фирмы, оказывающие услуги по безналичному расчету на заправочных станциях, и компании, предлагающие смазочные материалы. Так ведь международный грузоперевозчик - клиент завидный. И топливо, и масло грузовикам требуется бочками.
Вердикт "АБw"
Похоже, грузоперевозчики вздохнули свободнее. Период неопределенности, начавшийся после принятия в 2003 году постановления N1280, направленного на поддержку отечественного производителя грузовой техники, но лишившего возможности покупать импортный подвижной состав, завершается. По крайней мере, итоги работы БАМАП в 2006 году подтверждают это, а результаты I квартала 2007 года еще больше настраивают на оптимистичный лад.
Сергей БОЯРСКИХ.
Фото автора.
Вклад международного автомобильного транспорта в валовой внутренний продукт Беларуси составляет 7%