УЧИТЬ ИГРАЯ
УЧИТЬ ИГРАЯ
Каждой любящей маме хочется, чтобы ее малыш был досмотрен. Но не всегда у родителей получается все свободное время проводить с маленькими детьми, и тогда на помощь приходят профессионалы-воспитатели, которые используют новейшие достижения педагогической науки.Чтобы узнать, каковы же современные методики воспитания, я заглянула в детские ясли-сад №316 города Минска. Это новое здание с нарисованной на фасаде радугой появилось в микрорайоне Лошица совсем недавно — 3 года назад, но уже завоевало популярность у минчан. В 2005 г. за организацию работы по охране здоровья коллектив получил диплом 2-й степени Комитета по образованию Мингорисполкома, а также свидетельство за современные подходы в организации культуры питания. И не удивительно — игровые комнаты, отделенные от спален, мебель, сделанная по индивидуальному заказу, бассейн, просторный музыкальный зал, чуткие воспитатели — все это не может не нравиться детям. Воспитание и обучение ведется по новым, современным технологиям, где на первое место выходят игровые моменты и, конечно, индивидуальный подход к ребенку. «Игр у нас в саду проводится много. С помощью одних развивается аналитическое, логическое мышление, другие заставляют детей проявлять свои актерские, художественные способности, третьи рассчитаны на физическую подготовку», — рассказала заведующая детским садом Оксана Михайловна Романчик. Да, действительно, поиграть малышам есть где и есть с чем. В каждой игровой комнате соответственно возрасту находятся игрушки, их выбор огромен. Сотрудники детского сада — мастера на все руки: сами шьют, вышивают, придумывают новые развлечения. Если ребенок очень устал и хочет побыть один, он может уединиться в специальной комнате, которая называется релаксационной. Мягкий приглушенный цвет, большие плюшевые игрушки, картины с передвижными фигурками помогают расслабиться, избавиться от агрессии. Есть также пункт коррекционно-педагогической помощи, где опытные психологи, педагоги помогут справиться с правильным произношением, развить речь, побороть страхи. Действуют 6 кружков, куда родители дополнительно могут записать своих детей — секция хореографии, английского языка, изобразительного искусства, лечебно-развивающего обучения и др. Ребята сами ставят сказки, театральные постановки. Благо подручных средств хватает — куклы маленькие и большие, костюмы. Приобрел детский сад и игрушки в рост ребенка — это создает эффект сопричастности. Таких мишек, кроликов, человечков воспитанники детсада очень любят, считают их своими друзьями. Есть у садика и свой символ — это девочка Василинка, которая встречает детишек у входа. У каждого ребенка есть свой любимый вид развлечений — кто-то любит гулять на улице, в песочнице, кто-то позаниматься в бассейне и спортзале, кто-то — играть в настольные игры и игрушки. Но в любом случае в детском саду у малышей есть друзья. Ребенок не один, а значит, возможностей для развития больше. Оксана Михайловна с гордостью говорит, что дети с удовольствием приходят в детский сад и часто не хотят уходить с родителями домой. «Пожалуйста, можно я доиграю!» и «Почему так рано?» — то и дело звучит в той или иной группе. А это уже — хороший показатель. И в книге отзывов можно прочитать множество благодарностей коллективу, который создает ту теплую, уютную, доброжелательную атмосферу, которая так нравится детям. «Детский сад — это целая эпоха в жизни ребенка. Для него он должен стать родным домом. Я только тогда буду удовлетворена своей работой, когда каждая мама скажет, что ее малышу хорошо у нас», — отметила Оксана Михайловна. комментарий специалиста Не лишайте детей детства! «Поиграешь со мной?..» Как часто задают дети этот вопрос своим родителям, а те отправляют их спать или читать, ссылаясь на чрезмерную занятость. А малышу так хочется, чтобы в его любимых играх приняли участие дорогие ему люди: ведь именно играя, ребенок впервые проявляет себя, примеряет социальные роли, учится общаться. Педагоги и психологи детской игре уделяют особое внимание, ведь с помощью таких ненавязчивых методов можно достичь больших успехов. В чем же преимущества игры? С таким вопросом я обратилась к старшему преподавателю кафедры общей дошкольной педагогики Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка Ольге Ивановне Расолько, которая уже много лет занимается этой проблемой. — В первую очередь игра — действенное средство нравственного воспитания, ведь таким образом взрослые в мягкой игровой форме, без нравоучений, могут на примере показать, что хорошо, что плохо. Часто родители недооценивают влияние детских игр на психику ребенка. Считая все это баловством, они предпочитают с самого раннего возраста записать свое чадо в какую-нибудь спортивную секцию, в кружок по английскому языку, в музыкальную школу. Но у детей, которые недоиграли в детстве, сложнее проходит процесс социализации, им не хватает коммуникативных навыков. С другой стороны, игра для психологов — это средство диагностики. Понаблюдав за играми ребенка, можно многое сказать о его характере, привычках, увидеть круг его интересов, уровень социально-культурного развития, эмоционально-нравственную атмосферу семьи. Иногда игровые элементы используются как средство психокоррекции — в преодолении эмоциональных трудностей, депрессии. — Каким образом можно скорректировать поведение с помощью игр? — Когда дети играют, они выполняют определенные роли и стараются делать так, как этого требует ситуация. При исполнении роли покупателя, например, ребенок постигает, что не может уйти, не заплатив. Роль доктора обязывает быть терпеливым к больному. Таким образом, развиваются определенные качества. Умение переносить поражения с достоинством также необходимо во взрослой жизни. А научиться этому можно в игре. — Психологи и педагоги утверждают, что игры в войну негативно влияют на психику ребенка. И поэтому во многих детских садах такой тип развлечений не допускается. А как вы считаете, нужно ли детям играть в «войнушку»? — На мой взгляд, ничего предосудительного в этой игре нет. Посудите сами: в детском саду, в школах в основном работают женщины, дома ребенком больше занимается мать — помогает готовить уроки, играет с малышом. И возникает дефицит общения с отцом, с мужчиной. А игра в войну — это, с одной стороны, способ избавиться от агрессии, которая каждый день льется на нас с экранов телевизоров, с другой стороны — развивает мужские качества. Только родителям, воспитателям нужно направить игру в нужное русло. Тогда ребенок будет стремиться поступать так, как поступают настоящие разведчики, спасатели, защитники родины. — Как отмечают родители и воспитатели, за последние 5 — 6 лет в играх детей произошли изменения. Воспитанники детских садов и школьники стали меньше играть, особенно в сюжетно-ролевые игры. С чем это связано? — Основная причина — недостаток времени. Игра не возникает сама собой, она передается от поколения к поколению. Теперь эта связь прервана: дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть. Игра превращается в обычную возню, драку, и взрослые занимают ребят настольными забавами. Но если слишком принуждать к учебным занятиям в детском саду, ребенок не захочет идти в школу. Преимущества раннего обучения сказываются только в первые месяцы. — Каждая игра соответствует определенному возрасту? — На протяжении всей своей жизни человек играет. На начальном этапе дети развлекаются с игрушками-куклами, плюшевыми мишками, машинками. К 3-4 годам они больше интересуются настольно-печатными играми, мозаикой, кубиками — они рассчитаны на развитие аналитического мышления. В 5—6 лет дети играют в словесные игры — в «съедобное-несъедобное», «скажи наоборот». В школе обучение в первом классе полностью построено на игровых приемах — так ребенку легче усваивать информацию. В старших классах педагоги используют различные инсценировки, где дети играют определенных персонажей. Даже взрослые играют в повседневной жизни — в обиженную жену, умного студента. — Некоторые родители предпочитают в дошкольный период воспитывать детей самостоятельно. Как вы считаете, обязательно ли ходить в сад? — До 3 лет ребенок может оставаться дома, но затем все-таки нужно «отдать» свое чадо в коллектив, даже если есть возможность нанять няню или гувернантку. Иначе потом могут возникнуть проблемы социализации. Малышу необходимо общение, споры, совместные игры, многие из которых носят соревновательный характер. Находясь в обществе таких же детей, ребенок познает мир, сталкивается с проблемами, которые учится самостоятельно решать. Психологи утверждают, что все наши комплексы, «бзики» идут из детства — гиперстеснительность, гиперсексуальность, болезненная обидчивость. Все это можно предотвратить, если вовремя вмешаться. Например, многие мамы гордятся, что их ребенок очень любит играть с детьми, гораздо младше его самого, говорят: «У него дар воспитателя, к нему так тянутся малыши!» На самом деле общением с младшими детьми ребенок компенсирует низкий уровень коммуникативных навыков, который не позволяет ему общаться со сверстниками. Такому ребенку необходимы психологическая помощь и поддержка родителей. — Ольга Ивановна, какие вы бы дали советы родителям, которые стоят перед выбором: чем заполнить свободное время ребенка? — В выборе кружков, секций, игр нужно отталкиваться от особенностей характера малыша, чтобы дать ему возможность самореализоваться. И ни в коем случае не ломать его психику. Например, если ребенок холерик, непоседа, то лучше записать его в спортивную секцию — там он сможет реализовать свой темперамент. Если же ребенок тихий, скромный, ему стоит попробовать себя в музыке, живописи. Детство — не только самая счастливая и беззаботная пора, но и период интенсивного формирования личности. То, что не сложилось в детские годы, не восполнить взрослому человеку. Заставляя ребенка все время учиться, мы отнимаем у него игру, а значит, крадем мир детских переживаний, стремлений, отношений. Надежда РАДИВОН |
|