С военными все понятно. Им действительно необходимы машины, которые могли бы, невзирая на водные преграды, с легкостью перемещаться с одного поля сражения на другое. Однако надобность в гражданских автомобилях, одинаково приспособленных для езды по шоссе и для плавания по водам, далеко не очевидна.
Да и возможен ли счастливый симбиоз между моторной лодкой и автомобилем? Первый пример строительства амфибии датируется 1899 годом, и вся дальнейшая история показывает: хотя формула "два в одном" имеет право на существование, обязательно где-то что-то сработает не так, как надо, и в результате получится либо не совсем катер, либо совсем не автомобиль. Тогда зачем амфибии все-таки строят?
Битва за Ла-Манш
Появлением на свет Fiat Panda Terramare 4 обязан мечте итальянского инженера Маурицио Заниси увидеть свое имя в Книге рекордов Гиннесса. Преисполнившись решимости осуществить мечту, Заниси оснастил полноприводный Fiat Panda понтонами по кругу, компрессором для их надувания, а также водометным движителем, для приведения которого в действие использовался привод заднего моста. После нескольких тренировочных заплывов на родине, в том числе из Неаполя к острову Капри, Заниси отправился в Англию и 26 июля 2006 года предпринял попытку форсировать на автомобиле Ла-Манш, чего до него еще никто не делал.
Попытка оказалась удачной. После 6 часов плавания Terramare 4 достиг французского берега, преодолев 46,3 км со средней скоростью 7,7 км/ч.
Вот только в рекордсменах создатель Terramare 4 пробыл недолго. Шумиха, поднятая итальянцами вокруг достижения Заниси, не осталась незамеченной Франком Риндеркнехтом, президентом швейцарской инжиниринговой компании Rinspeed. Креативный Риндеркнехт, в душе удивляясь, как это он сам до сих пор не додумался до заплыва через Ла-Манш, немедленно вернул из двухлетнего забвения умеющий плавать Rinspeed Splash - самый сенсационный и дорогостоящий концепт-кар Женевского автосалона 2004 года. Ровно через неделю Splash повторил маршрут Terramare 4, затратив на дистанцию лишь 3,2 часа.
Как строили лодки
Примечательно, что результат Splash мог бы быть выше. В отличие от Fiat Panda, остающегося хоть с понтонами, хоть без них наземным автомобилем, Splash - это все-таки лодка, которая может ездить и по земле. Конструкция Splash подчинена именно водной ипостаси машины. Кузов - трубчатая рама и панели из композитного материала на основе карбонового волокна - разделен переборками на герметичные отсеки. При этом предусмотрены и откачивающие насосы для удаления воды за пределы кузова, поскольку обеспечить абсолютную герметичность внутренней части автомобиля во время водных путешествий непросто.
Но главное, что в водной стихии Splash способен двигаться со скоростью до 80 км/ч! Если глубина водоема превышает 1,3 м, то водитель легким нажатием на кнопку может превратить Splash из моторного катера в плавсредство на подводных крыльях. Гидроприводы перевернут заднее антикрыло под днище автомобиля. Одновременно выдвинутся прижатые в дорожном положении к боковинам кузова передние водные крылья и примут форму литеры V. После набора 30 км/ч кузов отрывается от водной поверхности на высоту 60 см, и автомобиль не плывет, а летит, не касаясь воды колесами и продолжая разгоняться. Приводная колонка гребного винта сделана не только поворотной, а таким способом осуществляется управление Splash на воде, но и телескопической. Поэтому гребной винт выдвигается и всегда находится там, где ему и надлежит быть, - под водой.
Выглядит все это здорово, но во время рекордного заплыва показало себя не очень-то надежным. На водной глади Женевского озера Splash неоднократно демонстрировал свои скоростные возможности, однако бурный Ла-Манш оказался крепким орешком. Возможно, не надо было торопиться отнимать у Заниси лавры рекордсмена, а стоило дождаться полного штиля и показать результат, который на долгое время стал бы недосягаемым? Не преодолев и трети дистанции, подводные крылья не выдержали натиска волн, после чего швейцарский автомобиль вынужден был сесть на "брюхо" и продолжить путь с гораздо меньшей скоростью.
Быть у руля
Заниси внакладе не остался. Убедившись, что любое появление Terramare 4 на воде вызывает неподдельный интерес публики, и воспользовавшись заплывом через Ла-Манш как рекламой, итальянец занялся тиражированием своей амфибии. Вот только 80 тыс. евро, которые сейчас новоиспеченный предприниматель просит за свои машины, - не слишком ли это много для Fiat Panda, дополнительно опоясанного резиновыми баллонами?
Конкуренты у Terramare 4 есть, но делают их не в Италии. В Европе мелкосерийным производством водоплавающих легковых автомобилей занимаются лишь две фирмы, и обе зарегистрированы в Великобритании.
Компания Gibbs Technologies выпускает трехместную модель Aquada Sports Amphibian. Амфибия оснащена 175-сильным V6, изготавливаемым фирмой Rover. Мощности двигателя достаточно, что бы на суше разгонять Aquada до 170 км/ч. В воде машина приводится в движение водометным движителем, поэтому летать над волнами, как это способен делать Splash, не может. Ну и не надо. Зато Aquada в наводном положении обучена прятать колеса внутрь колесных арок кузова, что вместе с обтекаемостью последнего позволяет машине, будучи катером, мчаться по волнам со скоростью 50 км/ч. Но когда взглянешь на ценник Aquada, а начинается он с 215 тыс. евро, становится понятно, что шансы Terramare 4 на рыночный успех не так уж и малы.
Однако есть еще фирма Dutton Cars, недавно переименованная в Dutton Marine. Вот это серьезный конкурент итальянцам. Английская компания выпускает две модели амфибий и продает их за суммы от 25 до 50 тыс. евро. И при этом, как и в случае с Aquada, никаких надувных понтонов. Плавучесть машин обеспечивает герметичный стеклопластиковый кузов на пространственном трубчатом каркасе. Но в отличие от Aquada обошлись без высоких технологий. Все, что скрыто от глаз под кузовом, позаимствовано либо у Ford Fiesta, либо, если заказчику нужен полноприводный автомобиль, у Suzuki Jimny. Отсюда - самая доступная стоимость среди ныне выпускаемых превышающая лишь 10 км/ч.
Примечательно, что Dutton Marine изготавливает также кит-наборы, позволяющие самостоятельно превращать автомобиль в амфибию. Единственное условие - автомобиль этот должен быть Suzuki Samurai, а все потому, что Samurai служил агрегатным донором для предыдущей модели, производимой английской компанией. Стоимость комплекта для самостоятельной работы - примерно 18 тыс. евро.
Ну а менее всего Заниси следует опасаться выпускающихся в США амфибий Watercar. И от Старого Света далеко, и стоимость Watercar - порядка 150 тыс. долларов. Зато на воде американская амфибия способна развивать до 70 км/ч. Чем не кандидат на установление нового рекорда в пересечении Ла-Манша на автомобиле? Кузов Watercar, как и полагается, из стеклопластика. Движитель - водомет. В водном положении, когда в колесах нет надобности, они убираются так же, как это делается в Aquada. Основные агрегаты, кроме двигателя, позаимствованы у Chevrolet Camaro. А 2,5-литровый оппозитный мотор с турбонаддувом взят у Subaru. При мощности 300 л.с. на шоссе Watercar тоже не выглядит мальчиком для битья. Максимальная сухопутная скорость машины - 200 км/ч.
Однако потребности гражданских пользователей в легковых автомобилях-амфибиях мизерны. Пусть производство всех перечисленных выше моделей и можно назвать мелкосерийным, оно не превышает 50-100 штук в год для каждой. Есть еще и разработки самодеятельных энтузиастов, но в этих случаях речь вообще идет о единичных экземплярах.
Вердикт "АБw"
Проще и дешевле добираться до водоема обычным способом, а там, если приспичило, пересесть в катер, лодку, байдарку или гидроцикл, тем более что все это к воде можно доставить на прицепе. Поэтому амфибии были и будут оставаться игрушками. Но быть может, последствия глобального потепления, которыми пугают экологи, когда-нибудь заставят по-иному посмотреть на автомобили, способные плавать?
Сергей БОЯРСКИХ.
"Наступит день, когда вместо мостов через озера мы увидим просто дороги, спускающиеся в воду" (Тим Даттон, основатель компании Dutton Cars)
Рыбку не задави
В подводные лодки автомобили еще не превращались, но не исключено, что это событие не за горами. Созданная в Бельгии субмарина Amfibidiver пока еще перемещается по дорогам общего пользования вслед за обычной машиной, в качестве прицепа на собственном шасси. Однако плавает по воде, ныряет под воду и ездит по дну Amfibidiver самостоятельно - благодаря предусмотренным в нем электродвигателям.