Материал под таким названием был опубликован в «СБ» 23 мая. В нем рассказывается о дискуссии между НИИ физико–химических проблем БГУ и ОАО «Новоельнянский межрайагроснаб». Спор, напомним, идет вокруг инновационного продукта — биодизельного топлива на основе рапсового масла. Полемика ученого О.Ивашкевича и производственника А.Скибы вышла далеко за пределы научных координат. Здоровую конкуренцию идей и технологий подменили «разоблачения» и переписка с высокими инстанциями...
Статья вызвала большой резонанс. Высказались насчет подходов к производству биодизельного топлива О.Ивашкевича и А.Скибы прежде всего «главные люди» — потребители новоельнянского топлива. Вот фрагменты письма руководителя слонимского автобусного парка № 3 С.Скока: «На нашем предприятии мы стали использовать биодизельное топливо, производимое в «Новоельнянском межрайагроснабе», с декабря 2006 года... Начинали с небольших поставок. Заправляли поначалу автобусы со сроком эксплуатации более 10 — 15 лет. Конечно, специальной аппаратуры, чтобы снять характеристики двигателя, измерить динамику автобусов, у нас нет, поэтому прислушивались к каждому стуку, сбою и т.д. Постоянно опрашивали наших лучших, опытных водителей. Первое, что констатировали они, двигатель мощности не теряет, расход топлива остается в норме.
Сегодня мы используем 40 тонн биодизельного топлива в месяц. Объемы немалые. За полгода эксплуатации у нас не было выхода из строя двигателей, расход запчастей к приборам топливной аппаратуры остался на прежнем уровне. Неплохо зарекомендовало себя топливо и в условиях низких температур... Нам, производственникам, трудно судить о «фосфатидах и фосфолипидах», но наши мотористы при разборке не заметили увеличения нагара и других отложений на деталях двигателей...»
Вот мнение директора ОАО «Гродноагроспецавтотранс» А.Буховко: «Нами использовано при грузоперевозках 300 тонн новоельнянского биодизельного топлива. На нем эксплуатируются все дизельные автомобили: МАЗ, КамАЗ, ГАЗ–3309, а также импортная техника «Мерседес–Бенц», ДАФ — всего более 70 единиц. Автомобили работают исключительно хорошо. Снижение ресурса двигателей не наблюдалось... Работа дизельного двигателя на новоельнянском топливе характеризуется большей плавностью и меньшим уровнем шума... Оно более экологически чистое по сравнению с традиционной соляркой, обладает пониженной дымностью и содержанием окиси углерода в выхлопных газах. Важная характеристика биодизеля — его цена, которая нас полностью устраивает...»
...Вот отклик главного инженера автопарка № 14 (г.п. Вороново) В.Стефановича: «Наше предприятие уже использовало около 70 тонн биодизельного топлива. Пока никаких вредных воздействий. Автотракторная техника работает исключительно хорошо...»
Что ж, суммируем. Потребители топлива, изготовленного Новоельнянским межрайагроснабом (директор А.Скиба), качеством нового продукта довольны. Еще более определенно мнение Гродненского облисполкома. Публикуем фрагменты письма первого заместителя председателя исполкома В.И.Степуро.
«...С сентября 2006 года по 15.03.2007 г. по техническим условиям ТУ BY 500048572.001–2006 ОАО «Новоельнянский межрайагроснаб» произведено 2.926 тонн биодизельного топлива, которое полностью использовано в реальном секторе экономики Гродненской области. При этом реализовано посредством оптовой торговли 2.411 тонн, розничной торговли через АЗС — 515 тонн... Рекламации на качество поставляемого топлива отсутствуют, засорения и закоксовывания форсунок, трубопроводов не выявлено. Перерасхода топлива, выхода из строя топливной аппаратуры и цилиндропоршневой группы или случаев ускоренного износа не зафиксировано.
Общее количество биотоплива, выпущенного с 2006 года по настоящее время и использованного без рекламаций, — 5,1 тыс. тонн. Эти данные подтверждают как высокую заинтересованность и активность потребителей в приобретении, обусловленную качеством топлива, так и эффективность мер государственной поддержки производства биодизельного топлива...
По второй технологии выпуск биодизельного топлива (имеется в виду технология НИИ ФХП БГУ. — В.В.) планируется начать к концу текущего года на ОАО «ГродноАзот». Этому коллективу Гродненский облисполком также оказывает необходимую помощь и содействие. Таким образом, в Гродненской области реализуется две технологии производства биодизельного топлива, одна из которых — оригинальная отечественная».
Так что? В дискуссии можно ставить точку? Ведь и те, кто выпускает топливо, и те, кто эксплуатирует технику, и органы власти довольны. Кто против? Ответ на статью редакция получила и от председателя Госкомитета по науке и технологиям В.Е.Матюшкова и заместителя председателя концерна «Белнефтехим» М.И.Осипенко. Письма–ответы схожи по своему содержанию. Каких–либо оценок (или сравнительных характеристик) предложенного А.Скибой топлива в этих документах не содержится. Внимание в них сконцентрировано на проекте О.Ивашкевича.
«...НИИ ФХП БГУ разработал технологию производства смесевого дизельного биотоплива, которая прошла апробацию на НПРУП «Унихимпром БГУ», где было выпущено 2 тонны продукта, которые затем были переданы для проведения испытаний на ПРУП «Минский моторный завод». Кроме того, существует задание разработать технологию получения дизельного биотоплива из рапсового масла, создать опытно–промышленную установку получения биотоплива. В результате разработана отечественная технология и создана опытно–промышленная установка для непрерывного производства основного компонента (метиловые эфиры жирных кислот) производительностью до 2 тыс. тонн в год. Модульная конструкция установки позволяет без существенных дополнительных затрат повысить ее производительность в год до 5 тыс. тонн...» (В.Е.Матюшков).
«В 2007 году на рынок Беларуси поступит смесевое дизельное биотопливо... Данный продукт будет применяться в качестве 5–процентной добавки к минеральному дизельному топливу. Таким образом, при производстве 2 тысяч тонн метиловых эфиров может быть получено 40 тысяч тонн смесевого дизельного биотоплива... Реализация данного проекта является только первым этапом по освоению в Беларуси производства дизельного биотоплива. Концерном «Белнефтехим» совместно с другими министерствами и ведомствами разработан проект Государственной программы по обеспечению производства дизельного биотоплива на 2007 — 2010 годы...
Согласно проекту программы предполагается весь объем потребляемого в Беларуси дизельного топлива (более 2 млн. тонн в год) производить с 5–процентной добавкой биотоплива. Это позволит экономить порядка 300 тысяч тонн нефти в год. С этой целью планируется к 2010 году создание ряда промышленных производств по получению эфиров жирных кислот с общим объемом производства не менее 100 тысяч тонн в год. Крупные производства эфиров жирных кислот мощностью 40 — 60 тыс. тонн в год планируется разместить в Гродненской области (ОАО «ГродноАзот») и Могилевской области (ОАО «Могилевхимволокно»)... (М.И.Осипенко).
Все серьезно, но... как бы помягче сказать, не дает ответа на поставленный газетой вопрос: имеет ли технология А.Скибы наравне с технологией О.Ивашкевича право на серьезную промышленную жизнь? Стоит ли вкладывать в нее государственные деньги или нет? Почему ученые из НИИ ФХП БГУ, вместо того чтобы критиковать провинциального изобретателя, не объединят с ним усилия и не доведут новоельнянскую разработку до всех необходимых «обоснований»? Ведь оригинальная «рапсовая» технология Скибы с массовой долей биокомпонента 7 — 10 процентов, возможно, способна принести пользу экономике не только Гродненской области, но и всей страны.
И вообще, отвечают ли действительн
ости утверждения о том, что предприятие в Новоельне изготавливает и продает топливо без пакета необходимых документов? Оценку, данную оппонентами новоельнянскому биодизелю, несмотря на ее авторитетность, трудно назвать бесспорной. Ведь с ней в корне расходится резюме Гродненского облисполкома: «Многочисленными проверками не выявлено нарушений законодательства ОАО «Новоельнянский межрайагроснаб» в области нормирования и стандартизации. Поэтому ряд критических замечаний, высказанных в публикации директором НИИ ФХП БГУ Ивашкевичем в адрес коллектива и директора ОАО «Новоельнянский межрайагроснаб», не соответствуют действительности и достойны сожаления».
К слову, в поступившем в редакцию письме первого заместителя председателя Комитета государственного контроля С.В.Редненко указано: «Законность и обоснованность действий контролирующих организаций, проводивших проверки ОАО «Новоельнянский межрайагроснаб» в 2006 году и в течение 5 месяцев 2007 года, в настоящее время изучается Советом по координации контрольной деятельности в Гродненской области».
Да, думается, будет логичным, если действия проверяющих и тех, кто инициировал многочисленные проверки новоельнянского предприятия, получат всестороннюю оценку. Моральный аспект «дискуссии», на наш взгляд, тоже не должен остаться за кадром. При всем уважении к члену–корреспонденту НАН О.А.Ивашкевичу вызывает определенное удивление легкость, с которой он обвиняет оппонента в... уголовных преступлениях. Пока, судя по информации, которой располагает редакция, ни одно из этих обвинений не нашло реального подтверждения. Зато, очевидно, существенно осложняло работу Новоельнянского межрайагроснаба.
Мы уже упоминали об аналогиях вроде «дискуссии» сороковых годов о «генетике», когда противоборствующие ученые «сбились» на личности и вместо научных резонов предпочли апеллировать к органам МГБ. Давайте, уважаемые друзья, поднимемся над личным и вспомним о действительно высоком, о государственном. Поскольку точки зрения газете сблизить не удалось и актуальный вопрос, очевидно, остается открытым, редакция обращается в Совет Министров с просьбой расставить акценты в этой порядком затянувшейся истории.
Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей.
Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.