Наверное, именно таким он представлял себе день освобождения Минска - прекрасным, как волшебный сон, светлым от тысяч улыбок, сияния глаз, ярким от множества букетов и рассыпанных по небу цветов салюта… Он не дожил до этого дня чуть больше двух лет, навсегда оставшись молодым - русоволосым 25-летним парнем с карими лучистыми глазами
Ровесник революции
Владимир появился на свет в 1917 году в поселке Дно (нынешняя Псковская область). В революционной неразберихе было не до оформления каких-либо документов. И потому сказать более точно, когда в семье красноармейца Степана Омельянюка родился первенец, невозможно. В 20-е годы Степан Кондратович перевелся в Белоруссию. Какое-то время семейство жило в Самохваловичах под Минском, где Володя ходил в школу. Затем Омельянюки переехали в Дзержинск. Именно здесь юноша выбрал профессию, решив, что станет журналистом. И уже в 17 лет работал ответственным секретарем местной газеты. Но, постигая азы профессии на практике, понимал - нужно специальное образование. Поэтому вскоре поступил в минский КИЖ (Коммунистический институт журналистики). Все годы учебы занимался любимым делом - писал, работая в институтской многотиражке. Веселого, общительного, умного парня уважали друзья, ценили преподаватели. Жизнь шла своим чередом: он познакомил родителей со своей девушкой Лидой. Они поженились, а потом в их семье появился сынишка - Геночка… Володе казалось, что будущее зависит только от него самого. Учеба в институте приближалась к концу - оставалось лишь сдать госэкзамены. В мае студент Омельянюк выехал в Белосток. Он должен был пройти практику в областной газете «Пионер Белоруссии».
Война
Приграничный Белосток в первые же часы войны подвергся вражеской бомбардировке. Володя решил во что бы то ни стало пробираться на восток. В Минск он пришел спустя неделю - когда белорусская столица уже была оккупирована фашистами.
Омельянюк шагал по любимому городу и не узнавал его. Кварталы в центре - на улицах Советской, Маркса, Комсомольской, Ленинской - лежали в руинах. В воздухе стояла гарь от недавних пожарищ. Вот и первые встреченные им оккупанты - держатся нагло и самоуверенно, будто они здесь хозяева. «Ничего, - подумал Володя и невольно сжал кулаки, - недолго вам тут порядки свои наводить. Будет и на нашей улице праздник!» Он отправился в дом родителей, которые жили на Чернышевского. Здесь ему сообщили первую для семьи трагическую весть - нет больше его сестры Зины. Бомба попала в машину, в которой женщина с сыном и дочерью пытались эвакуироваться. Погибли все трое… Жене Владимира, Лиде, удалось вместе с сыном уйти на восток. Где они теперь, никто не знает.
Степан Кондратович молча поглядывал на сына, ждал его решения. На голове Володи белели бинты: во время бомбежки его ранило. На бледном лице молодого человека почти черными казались карие глаза. Теперь они горели ненавистью к врагу.
- Я принял решение, - твердо сказал сын отцу. - Перейду линию фронта и буду бить фашистов, сколько смогу.
Но Степан Кондратович несогласно покачал головой: «Нет, Володя, ты не прав. Люди нужны и в Минске: здесь тоже будет фронт, только другой - невидимый». Отца поддержал и друг семьи - Степан Иванович Заяц. Вскоре он станет одним из создателей и руководителей минского подполья. Подумав, Владимир согласился с ними. Теперь в его жизни начинался новый этап - опасная работа в сопротивлении.
Подполье сражается
Уже к августу 1941 года на Комаровке действовала подпольная группа. В нее помимо Степана Зайца, сына и отца Омельянюков вошли Иван Тимчук, Арсений Калиновский, Николай Шугаев. Комаровцы установили связь с партизанами, находили единомышленников и в Минске. Володя познакомился с подпольщиком Василием Жудро, Иваном Кабушкиным, Сергеем Благоразумовым.
Вместе с друзьями журналист помог бежать из вражеской неволи нескольким военнопленным. В квартире Омельянюков некоторое время жил раненый радист-разведчик Владимир Говоров. «У меня теперь два Володи», - смеясь, говорила ухаживавшая за ним Павлина Степановна.
Комаровские подпольщики не давали фашистам спать спокойно. Ежедневно в городе появлялись листовки со сводками Совинформбюро. Минчане читали их и тихо переговаривались: «Ну вот, фрицы опять врут! Москва и не думает сдаваться, как им того хочется. Не бывать этому!»
Отец Володи слушал Москву по радиоприемнику друга. Оттуда приносил исписанные листки со сводками. Сын садился к пишущей машинке, и поздним вечером листовки были готовы.
Позже на квартире Омельянюков появился и радиоприемник. Дело пошло гораздо быстрее! Тетрадные листки регулярно белели на стенах домов, Комаровском базаре, возле немецких казарм. Они рассказывали о том, что Родина сражается и 7 ноября 1941-го на Красной площади прошел традиционный парад войск. А в середине декабря листовки, написанные Володей, сообщили, что Красная Армия под Москвой перешла в наступление.
- Мы тоже должны двигаться вперед, - говорил он друзьям. - Нельзя довольствоваться листовками: нам нужна газета.
В конце ноября 1941-го на улице Луговой собрались подпольщики, действовавшие в разных районах Минска. Был создан городской комитет, возглавивший деятельность всех групп. Скоро мечта Володи осуществилась - подпольный горком решил издавать газету «Звязда». Редактором единодушно назначили Владимира Омельянюка.
Создавать газету пришлось в труднейших условиях. Бумаги, шрифтов, помещения, печатного станка - ничего этого не было. По городу рыскали агенты гестапо и провокаторы (Володя даже слегка изменил внешность, отрастив бороду). К изданию газеты Омельянюк решил привлечь двух Михаилов Вороновых - отца и сына, входивших в Комаровское подполье. Оба они работали в типографии Дома печати. Придумали следующий план: набор производить прямо в этой типографии. А верстать и печатать газету - на квартире.
Молодой журналист принялся за работу, для которой не хватало 24 часов в сутки. Он старался отобрать самую интересную информацию, подчас переписывал заметки по несколько раз. Рукописи отдавал Анастасии Цитович, которая перепечатывала их и переправляла к Вороновым.
Но выпуск «Звязды» задержался: оккупанты напали на след подпольщиков. Они арестовали секретаря городского комитета Исая Казинца, а также Степана Зайца и Георгия Семенова. В лапы гестапо попали десятки других подпольщиков. Гитлеровцы окружили и дом Омельянюков на Чернышевского, 11. К счастью, на тот момент там никого не оказалось. Володя поселился на другой конспиративной квартире - на улице Немига,19. Хозяйкой этого жилья была Анастасия Цитович. Знакомые приютили родителей журналиста.
Между тем, несмотря на войну, вступала в свои права весна. 1 мая 1942-го выдалось теплым и солнечным: в городе звенела капель, по истерзанным бомбежками улицам текли ручейки. В этот день на квартире Анастасии Цитович собралась молодежь. «Здесь, - вспоминал подпольщик Геннадий Будай, - не было и тени уныния. Эти люди, всегда смотревшие смерти в лицо, любили и повеселиться, и пошутить. Острое словцо, веселая шутка согревали душу, скрашивали суровую жизнь. Особенно отличался Володя. С задорным искристым юмором рассказывал он интересные эпизоды из своей жизни, анекдоты. В то майское утро он не знал еще, что снова большое горе постигло их семью: в минувшую ночь во время облавы на квартире одного из подпольщиков был схвачен гитлеровцами его отец… Володя достал из-под кровати приемник. Все слушали праздничную передачу из Москвы, чтобы завтра рассказать об этом в листовках, беседах с минчанами».
Первый номер подпольной «Звязды» был отпечатан 18 мая 1942 года. Минчане читали его у себя дома украдкой, передавали друг другу. Издание любовно называли «наша Звездочка». Газету расклеивали на стенах домов. Она попала в партизанские отряды, дошла до Бобруйска, Барановичей, Гомеля, Орши, других городов.
«Звязда» привела оккупантов в ярость: на поиск редакции и типографии они бросили множество агентов и провокаторов.
«Смертию смерть поправ»
Утром 26 мая Володя спешил по делам. Их было много: во-первых, отправить машину с людьми в партизанский отряд. Он дождался, пока она тронулась, и помахал на прощанье. Откуда ему было знать, что за этой сценой наблюдает враг? Незаметная «тень» в отдалении неотступно следовала за подпольщиком. На Советской, возле Дома правительства он зашел в аптеку к другу, участнику сопротивления Георгию Фалевичу. Но того на месте не оказалось, и Владимир двинулся по направлению к медицинскому институту. Проходя среди развалин, услышал хруст песка под чьими-то ногами. Оглянуться не успел - сильно толкнуло в спину, и на миг он увидел над собой бездонное небо. Весенняя лазурь тут же подернулась черной пеленой, и все ушло…
И все же звезда Владимира Омельянюка не погасла. Выпуск газеты после его гибели продолжили товарищи. «Звязда» вышла во второй, а затем в третий и четвертый раз. Минское подполье росло и ширилось, и остановить это не могли никакие карательные меры. Город сражался, приближая заветный день своего освобождения…
В канун 20-летия Дня Великой Победы - 8 мая 1965 года - Владимиру Степановичу Омельянюку было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Именем подпольщика-журналиста названа одна из улиц Минска…
Материалы страницы подготовила Наталия БЕЗВЕРШЕНКО
Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей.
Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.