Внешняя политика Беларуси служит основой для обеспечения поступательного роста благосостояния населе
Записала Инга МИНДАЛЕВА.
Программа учебного процесса Института высших управленческих кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь предусматривает помимо прочего встречу слушателей с первыми лицами государства, с людьми, имеющими непосредственное отношение к разработке и принятию законодательных документов национального значения, определению основных направлений развития всех сфер белорусского общества. Для председателей Советов депутатов первичного уровня, съезжающихся в институт со всех областей страны для повышения квалификации, это реальная возможность лично познакомиться с чиновниками высшего уровня, получить самую свежую информацию из первых рук, задать накопившиеся вопросы. Именно по такому сценарию прошла встреча с председателем Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности Николаем Чергинцом.
Вначале Николай Иванович выступил с небольшим докладом о работе белорусского парламента за 10 лет его существования. Отметил, что за этот срок было принято более 1150 законопроектов, 26 кодексов. Мы — молодое государство, подчеркнул Николай Иванович, — и нам, как воздух, была нужна правовая база. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что такая база у нас создана, и что она обеспечила формирование институтов гражданского общества, реализацию принципов демократии и волеизъявления белорусских граждан. Перечисляя функции Совета Республики, Николай Чергинец подробно остановился на конт-роле за деятельностью местных Советов депутатов, осуществляемом его членами. Например, Совет Республики имеет право отменить решение местных Советов, не соответствующее существующему законодательству, а также распустить Совет в случае систематического или грубого нарушения его депутатами требований законодательства. Однако за всю историю существования белорусского парламента члены Совета Республики ни разу не использовали такую жесткую форму воздействия, как роспуск, заметил Чергинец. Этот факт свидетельствует о компетентности, правовой грамотности и подготовленности людей, работающих в местных органах власти. В Беларуси на первичном территориальном уровне сегодня функционирует 1465 Советов, в которые входят более 18 тысяч депутатов. Это мощная армия. На важность организации системной работы с депутатским корпусом первичного звена неоднократно обращал внимание глава государства. По словам Николая Чергинца, Президент буквально потребовал от Совета Республики, как палаты территориального представительства, постоянного совершенствования форм взаимодействия с Советами депутатов всех уровней. Что и было сделано: организованы встречи, семинары, «круглые столы», выезды на места. Такое сотрудничество уже приносит свои плоды, отметил Чергинец. Кроме того, для повышения качества и полноты освещения деятельности местных Советов Совет Республики выступил одним из учредителей газеты «Местное самоуправление». Перейдя к вопросам внешней политики нашей страны, Николай Иванович подчеркнул, что работа белорусских парламентариев в этом направлении заключается не только в укреплении имиджа государства, но и в создании надежной правовой основы для сотрудничества и налаживании экономических связей. В качестве примера Николай Иванович озвучил несколько цифр. Сегодня белорусские трактора покупают 125 стран мира. Техника Жодинского БелАЗа завоевала около 35 процентов мирового рынка, а продукция наших химических заводов — 40 процентов рынка США. Эти данные свидетельствуют о возрастающей роли, об авторитете и активном участии нашей страны в политической, экономической и других областях жизни всего мирового сообщества. Перечисляя приоритеты внешнеполитической деятельности Беларуси, Николай Иванович назвал укрепление реального суверенитета государства, налаживание добрососедских отношений с другими странами (особенно с Россией), сотрудничество в рамках Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества, организацию Договора о коллективной безопасности и вновь созданных организаций региональной интеграции, взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество со всеми странами мира, превращение Беларуси в безъядерное нейтральное государство, многовекторную внешнюю политику и международную помощь в ликвидации результатов чернобыльской катастрофы. Завершая свое выступление, Николай Чергинец подчеркнул, что внешняя политика нашей страны служит обеспечению благоприятных внешних условий для внутреннего развития государства, как основа поступательного роста благосостояния нашего народа. Друзья, соседи и политические визави После выступления председатели местных Советов долго не отпускали Николая Ивановича с трибуны, так как хотели получить ответы на многие животрепещущие вопросы. Наиболее интересные из них приведены ниже. Председатель Улуковского сельского Совета депутатов Гомельского района Алексей НЕВЕРОВ: — Николай Иванович, расскажите, пожалуйста, о том, какие у нас отношения с Ираном, Венесуэлой, Китаем? Это в первую очередь экономические отношения, или мы рассматриваем эти страны как политических партнеров, разделяющих наши взгляды? — Сразу скажу: это и экономический, и политический интерес. Разве нам не нужна политическая поддержка Китайской Народной Республики на международной арене? Разве не важно, что Китай, самая крупная страна в мире с населением почти 1,5 млрд человек, становится с маленькой Беларусью рука об руку и защищает ее интересы? Конечно, для нас большое значение имеет экономическое сотрудничество, и здесь мы достигли с КНР договоренности об увеличении торгового оборота, который будет в несколько раз превышать сегодняшние показатели. И Иран, и Венесуэла, конечно, в первую очередь представляют для нас экономический интерес. Президент Уго Чавес предложил нам уже в этом году освоить и добыть первые 2 млн тон нефти. Возможности, техника, специалисты у нас для этого есть. Мы не будем везти к себе эту нефть из Америки. Мы дорого продадим ее там, а здесь купим необходимое количество у той же России. Появление Беларуси в Южной Америке позволит завоевывать новые рынки сбыта. Сегодня мы выпускаем 30 тысяч тракторов, а можем 100 тысяч. Вот вам реальная экономическая выгода, но она зиждется на политических составляющих... Иран сегодня находится в тяжелой политической обстановке, но это крупная держава, обладающая огромным потенциалом (в первую очередь нефтяным), с которым приходится считаться другим странам, в том числе и США. Сегодня Иран готов с нами сотрудничать, в частности в области автомобилестроения. Иран согласен покупать у нас все виды выпускаемой нами техники, электронику. Везде, где мы сможем получить реальную выгоду и хорошие деньги, которые пойдут на благо народа, мы будем сотрудничать. Председатель Смолицкого сельского Совета депутатов Быховского района Нина КЛИМЕНКОВА: — В последнее время Россия отказывается от нашего молока и мяса. Какой, по вашему мнению, будет дальнейшая политика Беларуси в области сельского хозяйства? — В России сегодня главную роль в выработке экономических отношений играют олигархи, чем они активно пользуются. Тем не менее, постепенно в России все больше людей задумывается, а стоит ли так обращаться с единственным на-дежным союзником, Беларусью? Они уже доигрались с Грузией, Украиной, Молдовой. Не надо забывать, что от границы с Польшей и до Москвы у России нет значительных Вооруженных сил, со стороны Европы ее прикрывает хорошо организованная белорусская армия. Другое дело, что не все россияне верят, что на них нападут. Но последние шаги США по размещению своих противоракетных баз показывают, что пора просыпаться. Надо быть готовым — не к войне, а к отстаиванию своей независимости, своих интересов. У нас, на территории Беларуси, под Барановичами, есть уникальная российская военная база, локатор, который фиксирует взлет любого воздушного судна, любой ракеты вплоть до Атлантического океана. Мы с России за это денег не берем. Под Вилейкой находится еще одна уникальная станция, которая руководит всеми плавающими средствами России в мировом океане, может отследить любую атомную подлодку вероятного противника. И за это Россия нам не платит. Вся российская поездная система на Европу идет через Беларусь. А это миллионы тон груза. Вот это нужно положить на весы, просчитывая не только сиюминутную выгоду, но все интересы России. Мы надеемся, что холодный расчет возобладает над эмоциями. Что касается продовольственных товаров, уже фактически сняты проблемы по ввозу мясных продуктов. Россияне проверили наши заводы, убедились, что уровень производства и качество товаров у нас выше, чем у них. Думаю, все скоро станет на свои места и в отношении молочной продукции. Мэр Москвы Лужков недавно согласился увеличить закупку белорусских продуктов питания втрое. России нужны наши продукты, потребители их с удовольствием покупают, и в данной ситуации налицо политический фарс некоторых руководителей России, знающих, что своим запретом на ввоз наших продуктов они причиняют нам определенный ущерб. Председатель Юшковичского сельского Совета депутатов Любаньского района Валентина ПАРХИМОВИЧ: — Как вы относитесь к военной службе по контракту и что она дает? — В тяжелой критической ситуации психика 18-летнего пацаненка не готова решать те задачи, которые необходимо решать солдату. Приведу пример времен Великой Отечественной войны. Пушки наших танков стреляли на 250 метров дальше немецких, но мы проигрывали из-за того, что у орудия у нас сидел пацаненок, который в такой ситуации не мог попасть в цель с первого выстрела. А у немцев были контрактники. Контрактник в силу своих убеждений, подготовки, жизненного опыта больше подходит для современной армии. Он профессионал и пусть получает за это хорошие деньги. У нас нет средств, чтобы перевести всю армию на контрактную систему, да это и не нужно. Но практиковаться и расширяться эта форма будет. Председатель Лынтупского сельского Совета депутатов Поставского района Вячеслав ПЕКАРСКИЙ: — У меня вопрос о наших взаимоотношениях с Литвой — как именно они будут развиваться в ближайшее время? — 34 процента бюджета Литвы обеспечивается за счет Беларуси (грузоперевозки через ее территорию и т.д.). Это само по себе говорит о взаимной заинтересованности наших государств в экономическом сотрудничестве. Есть, канечно, определенные «завихрения» — они приглашают к себе нашу оппозицию, устраивают политические акции... Это, конечно, омрачает наши отношения. Но нам выгодно сотрудничать с Литвой, мы у них строим заводы по производству МАЗов, тракторов. Председатель Роготновского сельского Совета депутатов Дятловского района Александр ЖЕВАГО: — Николай Иванович, у меня вопрос касательно энергетической безопасности. Преду- смотрено ли в нашей стране строительство атомной электростанции? — Ситуация в мире складывается такая, что количество атомных электростанций неуклонно растет. Скоро настанет острая нехватка природных ископаемых, в первую очередь нефти, и уже теперь нужно думать, чем ее заменить. Беларусь имеет залежи бурого угля и немного нефти низкого качества. Этого недостаточно. У нас просто нет другого выхода, кроме строительства АЭС. Безусловно, предварительно нужно все спокойно просчитать и обеспечить стопроцентную гарантию безопасности. Да, у белорусов есть веские основания бояться этого шага, но мировая практика показывает, что атомные электростанции могут быть безопасными. Пока что никакого строительства подобного объекта на территории нашего государства не ведется.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Внешняя политика Беларуси служит основой для обеспечения поступательного роста благосостояния населе Программа учебного процесса Института высших управленческих кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь предусматривает помимо проче |
|