НИКАС САФРОНОВ:«СЧАСТЬЕ — ЭТО РАДОСТЬ ОБЩЕНИЯ»
НИКАС САФРОНОВ:
«СЧАСТЬЕ — ЭТО РАДОСТЬ ОБЩЕНИЯ»
Этого художника называют королем бомонда. Одни его превозносят, другие нещадно ругают. Но факт то, что Никас Сафронов входит в список самых известных людей мира. Его выставки собирают огромное количество посетителей. Ему позировали Софи Лорен, Хулио Иглесиас, Стинг, Элтон Джон, Пьер Карден и многие другие знаменитости мира. Мое знакомство со всемирно известным художником произошло в прошлом году на «Славянском базаре в Витебске». А недавно я побывал в гостях у Никаса Сафронова и получил в подарок альбом живописи. — Откуда у вас такое редкое имя и кто ваши родители? — Родился я в городе Ульяновске. В 1648 году мой пращур Софроний освятил волжскую местность на семи холмах и стал одним из основателей города Симбирска. Отец у меня военный, мать педиатр. Мама родом из Литвы, отсюда и мое имя. — Кем вы мечтали стать в детстве? — В детстве, когда я бывал в гостях, мне не нравилось, как плохо накрывают стол. Мне казалось, что если я стану поваром, то буду готовить вкусные блюда и красиво накрывать стол. Но в 11 лет мне в руки попал роман Мопассана «Милый друг», который я прочитал взахлеб. Меня очень увлекла интрига, интимность отношений. Главный герой стал для меня эталоном мужчины. Я буквально заболел этим. К тому же я играл в детском театре, где исполнял несколько ролей. О профессии повара, конечно же, забыл и после 8 класса вместе с другом поехал в Саратов поступать в театральное училище. Первый тур прошел, а на втором испугался и уехал домой. В Ульяновске продолжил учебу в школе. А после окончания поступил в Одесское мореходное училище. Проучился год и понял, что море – это не мое. Домой возвращаться не хотелось, и я поступил в Ростовское художественное училище по классу живописи. Проучился три года, и мне стало скучно. Я пошел в военкомат и предложил нарисовать им огромное панно, чтобы украсить помещение. За это меня пообещали отправить служить, куда захочу. — И что, отправили? — Когда был призыв, обо мне забыли, и я попал в Прибалтику в ракетные войска, а служить хотел в ВВС. Я вспомнил свои актерские навыки и разыграл сумасшедшего. Меня положили в психлечебницу в Риге. Когда я увидел тамошние порядки и больных, которые меня окружали, стал проситься обратно в армию. Мое желание удовлетворили, правда, попал уже в другую часть. Перед моей демобилизацией умерла мама, и я после армии поехал на мамину родину в Паневежис. Устроился в местный театр художником, влюбился в девушку. Мы собирались пожениться, но произошла трагедия — моя любимая погибла. Все напоминало о ней, и я уехал в Вильнюс, поступил в художественный институт имени Чюрлениса на специальность «дизайнера». — Тогда вы и решили стать художником? — На 4 курсе мне приснился удивительный сон — будто бы хожу по залу, где висят картины, которые я еще не написал. Когда проснулся, то первым делом взял кисть, краски и стал рисовать. Из этих картин я сделал свою первую выставку, которая имела большой успех. Картины мгновенно раскупили, а я заработал огромные деньги — 2500 рублей. Для меня, выживавшего на 25 рублей в месяц, это было целое состояние. Я решил купить квартиру, но узнал, что нужна еще такая же сумма. Тогда я взял академический отпуск и стал ездить в Польшу за товаром, а в СССР этот товар продавать. Через год купил хорошую квартиру, но в институт уже не вернулся. — Как вы относитесь к тому, что вас считают баловнем судьбы? — Художник не может проснуться знаменитым. Он набирает известность по крупицам. Каждая ступенька завоевывается потом и кровью, но зато это дорога в вечность. Знаете, почему у меня много заказов от известных в мире людей? Они понимают, что когда-то уйдут, а я останусь. Картины — это живые существа. Они живут тысячу лет и являются сокровищем нации. После того, как художник написал картину, она ему уже не принадлежит. Если картина удалась, она начинает жить без него. Говорят, чтобы стать популярным, нужно, чтобы тебя 6 раз увидели по телевизору в течение месяца. И нужно полгода, чтобы забыли любую звезду, даже такую, как Майкл Джексон. Это жестокая статистика. Поэтому мне приходится себя пиарить: часто появляться на экране, участвовать в различных светских мероприятиях, давать интервью. Я верю, что в жизни есть удача и что у каждого есть случай, от которого в дальнейшем зависит его жизнь, вот только как он им воспользуется. Но это не значит, что человек должен сидеть дома и ничего не делать. Я много работал, изучал иконопись, работы известных художников, много ездил по Сибири, на Сахалин. И ангел-хранитель мне подсказал, как нужно воспользоваться счастливым случаем. Главное ведь — прислушиваться. Чего мы в основном не делаем из-за привычек, лени. С моим приятелем бароном Беннекеном произошел такой случай. Он пришел в мастерскую к Дали и, увидев на холсте кляксу, воскликнул: «Прекрасно». Приятель — тонкий эстет и в кляксе увидел какое-то начало. Но Дали ответил барону: «Друг мой, право, это ерунда. Пойдем, я тебе покажу мое самое замечательное «произведение». В соседнем зале он повернул к свету чистый холст и сказал: «Вот это великое произведение! Ты можешь увидеть все, что хочешь». — Что для вас Сальвадор Дали? — Дали открыл для меня возможность писать так, как я думаю. Картину «Сон сюрреализму» я посвятил великому художнику ХХ века. Обращение к великим образам является для меня источником эстетической и моральной веры. — Может ли современный художник удивить? — В ХХI веке уже нельзя удивить, но можно просто показать свои работы. Чем мог удивить великий Пикассо? Однажды к нему пришла дама, чтобы купить картину. Когда Пикассо показал картину, дама сказала: «Лошадь у вас как-то не похожа на саму себя». На что художник ответил: «Дорогая, я же вам не лошадь продаю, а картину». Удивить можно именем, мастерством своей работы. Я, например, работаю с лупой, потому что прописываю мелкие детали. А вообще считаю, что каждый должен удивлять своей индивидуальностью. — Правда ли, что картины, как и люди, могут нести как положительную, так и отрицательную энергию? — Если художник писал картину в плохом настроении, если был злой, то и негатив своей жизни он внес на холст. Энергия такой картины будет разрушать ее обладателя. Он может плохо себя чувствовать, болеть, а иногда и умереть от этого. Любая вещь, сделанная человеком, несет какой-то энергетический заряд. Я верю в Господа Бога. 12 поколений моих предков по отцу были священниками, и я, когда учился в Ростове, подрабатывал в церкви, собирался поступать в семинарию. Но желание подписать свою картину, момент тщеславия не дали мне этого сделать. Может быть, когда-нибудь я уйду в монастырь, который построил в Ульяновске в честь своих предков. Должен вам признаться, что перед тем, как начать работать, я произношу молитву Господу Богу, и после того, как заканчиваю работу, тоже молюсь. И всем советую начинать и заканчивать дело с молитвой. А еще я уверен, что картины могут влиять на судьбу. Однажды мне приснилась моя картина, которую я давно продал. Сначала она горела, потом попала в воду, и ее еле вытащили. Утром я думал, что бы значил этот сон, а через некоторое время узнал, что у одного австрийского коллекционера сгорело собрание картин, среди которых была и та, которая мне приснилась. — Вы пишете портреты всех, кто их заказывает, или можете отказать? — Если мне человек неприятен, то могу отказать. Но, знаете, я пишу красивые портреты, и если в человеке заложено зло, я его обезоруживаю. Увидев свой портрет, он думает: «А ведь давно у меня такого лица не было». И сам внутри становится чище. — Сколько стоит портрет от Никаса Сафронова? — Мне лестно, что я один из немногих художников, кто хорошо зарабатывает творчеством. Я не захватил ни нефтяную вышку, ни газовую трубу, ничего, что принадлежало всему народу. Зарабатываю тем, что беру свой мольберт, краски, кисть и пишу. Мои картины стоят по-разному, например, за портрет Мадонны я хотел 50 тысяч долларов, она попросила сбросить цену до 30 тысяч, и я уступил. Недавно один человек купил мою работу за 10 тысяч долларов. Когда я предложил проводить его до машины, он признался, что поедет на метро, так как машины у него нет. На вопрос, где он взял деньги, ответил, что несколько лет копил, чтобы купить мою картину. Я вернул ему половину суммы и отправил на своей машине. Если мне человек понравился, я запросто могу подарить ему картину. — Знаю, что вы выпустили несколько книг. — Помимо альбомов моих работ вышла книга «Антология скандала и успеха». В ней — ответы на вопросы, возникающие у поклонников моего творчества. Я решил, пусть они узнают ответы от меня, а не от третьих лиц, в перевернутом виде. Еще вышла совместная книга с замечательным актером Валентином Гафтом. В книге его стихи, эпиграммы и мои картины. — Какой у вас распорядок дня? — Когда я в Москве, то обычно начинаю писать в полночь и заканчиваю работать к 6 утра. Затем отсыпаюсь, а в час дня приходит секретарь, и у меня начинаются деловые встречи, интервью. — Правда, что ваша поклонница «кинула» вас на миллион долларов? — Да, к сожалению, это правда. Девушка обещала увеличить мой капитал в 3 раза, положив их в один солидный банк в Америке. Я отдал ей деньги, она мне передала банковские документы, подтверждающие, что деньги положены. А когда через некоторое время я приехал в США и пошел с документами в банк, то влип в историю. В общем, я понял, что меня просто «кинули». — Вы азартный человек? — Я очень азартен, поэтому если попадаю в казино, то сколько бы денег у меня в этот момент ни было, я их все проигрываю. Но если поеду еще за деньгами, то обратно уже не вернусь. По дороге осмысливаю ситуацию и понимаю, что совершаю безумство. Впервые в казино я попал в Турции. Там проходила моя выставка, за которую получил 30 тысяч долларов наличными, и тут же их проиграл. Я всегда проигрываю, потому что удачливый игрок — это от лукавого. — После аварии, в которую вы попали, изменилось ли ваше мировоззрение? — Да. Я стал более требовательно относиться к себе, беречь и ценить каждую минуту своего и чужого времени. Стал более внимателен к друзьям и близким. — В чем для вас счастье? — В моем понимании счастье — это радость общения. Важно иметь родных, друзей, даже врагов. В этом — прелесть жизни и творчества. Артур МЕХТИЕВ |
|