Подводные камни строительства АЭС
Подводные камни строительства АЭС
Потенциальные партнеры по строительству белорусской АЭС не спешат участвовать в еще не утвержденном на государственном уровне проекте, а на предполагаемых площадках обнаружились проблемы с грунтом. Ирина КРЫЛОВИЧ На пресс-конференции в Минске 12 июля начальник управления по надзору за подъемными сооружениями Проматомнадзора Алексей Щеглов опроверг появившиеся в некоторых интернет-изданиях слухи о том, что в Беларуси уже фактически начато строительство атомной станции на Краснополянской площадке в Могилевской области. "Строительство еще не начато. Окончательно не принято решение о площадке", — заявил А. Щеглов, сообщив, что до сих пор рассматриваются две площадки: Краснополянская (Быховский район) и Кукшиновская (Шкловско-Горецкий район). Непрочный грунт. Более того, как сообщил специалист, на предполагаемой для строительства площадке на глубине обнаружены меловые залежи. "Котлован для АЭС копается на глубине 17 метров, бетонируется, ставится реактор. Относительная нагрузка при этом на каждый квадратный метр очень высокая (7 тонн на квадратный метр), и пока неясно, выдержит ли ее грунт", — отметил А. Щеглов. Он также сообщил, что на Хмельницкой атомной электростанции (Украина) — "подобная ситуация". Для укрепления грунта приходится бурить скважины и заливать туда бетон. Уже пробурено около 11 тысяч скважин. Для нас важно избежать такой ситуации, подчеркнул А. Щеглов. Межведомственная разноголо-сица. Тем не менее представитель Проматомнадзора вновь подтвердил, что строительство АЭС планируется начать в 2008 году. А в ближайшее время, по его словам, будет объявлен тендер. В то же время сроки окончания строительства сдвинулись до 2018 года. Собственно, первоначально, когда вопрос строительства АЭС только начинали обсуждать, речь шла именно о таком сроке — 9-10 лет. Однако в последнее время белорусские чиновники, приближенные к проработке проекта, говорили о том, что пуск станции может состояться в 2014-м или 2015 году, а то и в 2013-м. А в феврале текущего года премьер-министр Сергей Сидорский и вовсе заявил, что станцию планируется построить за 4 года. Стоит отметить, что все они могут говорить о разных сроках. Кто-то имеет в виду только строительство, кто-то — запуск первого реактора, кто-то, возможно, считает, что окончание строительства подразумевает запуск обоих реакторов. Однако такая разноголосица уже настораживает — все же не о строительстве очередного агрогородка идет речь. Между тем межведомственные противоречия, похоже, действительно имеют место. В комментарии БелаПАН 13 июля замминистра энергетики Михаил Михадюк по поводу возникших проблем при выборе площадки под АЭС, озвученных специалистом Проматомнадзора, заявил: "Мы продолжаем вести изыскательские работы по всем площадкам, и свое заключение о том, какая из них лучше, может дать лишь проектный институт". Делать на данном этапе какие-то выводы преждевременно, добавил он. В связи с этим в Министерстве энергетики считают некорректным высказывание представителя Проматомнадзора, прозвучавшее 12 июля на пресс-конференции, передает БелаПАН. Но именно Проматомнадзор на сегодняшний момент является в Беларуси лицензирующим и контролирующим органом по вопросам промышленной безопасности, в том числе связанной с использованием ядерных материалов. И ему как-то хочется верить больше, чем всем проектным институтам вместе взятым, так как, по большому счету, собственных наработок строительства и эксплуатации атомных станций в Беларуси нет. Французы ждут юридической работы. Нет пока и законодательной базы, и отдельного, регулирующего эту сферу деятельности органа госуправления, что является базовыми рекомендациями МАГАТЭ. Без их выполнения иностранные партнеры, похоже, не собираются начинать активные переговоры по строительству АЭС в Беларуси. По крайней мере, как сообщил представитель Проматомнадзора на пресс-конференции 12 июля, французская сторона выдвигает требование по созданию соответствующей законодательной базы европейского уровня. Это подтвердила на прошлой неделе посол Франции в Беларуси Мирей Мюссо. "Речь идет об огромной предварительной юридической и законодательной работе", — сказала М. Мюссо. По ее словам, важными здесь являются не только технологические аспекты, но и вопросы безопасности. В частности, "необходимо предусмотреть подписание международных договоров по нераспространению ядерного оружия", отметила посол. Она также сообщила, что белорусская делегация посетила французскую АЭС в конце прошлого года, были проведены переговоры с различными представителями и организациями, которые работают в области атомной энергетики, в том числе с частной компанией "Арева". Россияне притормаживают. Именно компания "Арева" наряду с российскими называется экспертами в качестве наиболее вероятных подрядчиков строительства АЭС в Беларуси. В связи с этим довольно неожиданно прозвучало на пресс-конференции заявление А. Щеглова о том, что переговоры с Росатомом приостановлены из-за загруженности компании заказами на строительство объектов в 2008 г. Отметим, что Росатом — это не компания, а Федеральное агентство по атомной энергии. То есть тот самый регулирующий атомную энергетику орган госуправления, который нам еще только предстоит создать. Росатому подчиняются или являются подконтрольными организации, занимающиеся строительством и эксплуатацией АЭС, и, кстати, проектные институты тоже. Однако прозвучавшие слова о приостановке переговоров удивительны тем, что до недавнего времени российская сторона не раз заявляла о готовности участвовать в проекте строительства белорусской АЭС. Более того, как отмечал в апреле текущего года Александр Лукашенко, даже угрожала — вплоть до разрыва отношений, если строить будет кто-то другой. Впрочем, в последнее время российские представители хоть и продолжали говорить о своей заинтересованности в белорусском проекте, но делали это с плохо скрываемым раздражением — мол, вот когда будет принято окончательное решение и наконец-то объявят тендер... С учетом же позиции Франции приостановка переговоров с Россией (если такой факт действительно имеет место) выглядит как демонстративный ход. Раз уж белорусы все время кричат, что рассматривают не только Россию в качестве партнера, то пусть попробуют с кем-нибудь договориться. Пусть создают нормативную базу (списывать белорусы, вероятнее всего, будут с российских законов и технических регламентов, которые в большинстве уже соотнесены со стандартами МАГАТЭ), подписывают международные договоры и т. д. При этом очевидно, что ни россиянам, ни французам особенно торопиться некуда, заказы у всех действительно имеются — сегодня в мире строится много атомных станций. Появится ли строка в бюджете? Прохладная позиция россиян может объясняться также финансовыми вопросами, особенно с учетом негативного опыта финансирования строительства Иранской АЭС в Бушере (не говоря уже о политических аспектах). Сегодня, по оценкам белорусской стороны, стоимость станции может составить 2,5-3 миллиарда USD. Причем расчеты делались с учетом использования российских реакторов, а если строить будут французы, затраты могут оказаться и выше. Между тем даже сумма 3 млрд. USD — это на сегодняшний момент весь золотовалютный запас страны (он резко подрос после продажи акций "Белтрансгаза") при полуторамиллиардном отрицательном сальдо, которое требует постоянного притока валюты в страну. А если учесть еще увеличение энергозатрат на производство стройматериалов для АЭС при растущей стоимости энергоресурсов, как правило, российских, то для белорусской экономики это может оказаться весьма чувствительным с финансовой точки зрения шагом. Не раз говорилось о том, что Россия готова предоставить под такое строительство кредит. Но, возможно, на данном этапе россияне посчитали, что они не смогут получить свои деньги обратно. По некоторым данным, именно предложенная Беларусью сложная схема возврата кредита, который Россия предполагала выдать для строительства белорусского блока на Смоленской АЭС, не устроила российскую сторону и проект не был реализован. Возможно, и в этот раз появились сомнения, что Беларусь сможет вернуть кредит деньгами, а не какими-нибудь энергозачетами по принципу: газ в обмен на электроэнергию. Не исключено, что потенциальные подрядчики сейчас ждут, найдет ли в проекте бюджета Беларуси на 2008 год отражение факт планируемого начала строительства АЭС. Будут ли там прописаны денежные средства, предназначающиеся на такое строительство, а также на создание регулирующего органа? Между своими и чужими. Вообще, по рекомендациям МАГАТЭ, страна, которая собирается строить АЭС, должна обладать финансовыми ресурсами не только на строительство, но и на поддержание безопасной эксплуатации на весь период действия станции, а также на случай вывода из эксплуатации. Так что с учетом предполагаемых финансовых затрат, а также необходимости подписания международных договоров о нераспространении, создания нормативной базы и укомплектования нового государственного органа процесс принятия решения о строительстве АЭС в Беларуси может иметь под собой гораздо больше подводных камней, чем меловые залежи на предполагаемых площадках. Не стоит сбрасывать со счетов и социальный фактор. Хотя некоторые социологи сегодня и утверждают, что белорусы в целом вылечились от радиофобии, попытки засекречивания вопросов, связанных со строительством АЭС, могут вызвать в обществе возрождение постчернобыльского синдрома, что неизбежно сделает строительство АЭС фактором не только внешней, но и внутренней политики. Готова ли власть сегодня работать в условиях тотального контроля со стороны международных организаций и своего собственного общества? Пока ответ напрашивается, скорее, отрицательный. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Потенциальные партнеры по строительству белорусской АЭС не спешат участвовать в еще не утвержденном на государственном уровне проекте, а на предп
|
|