«Подводные камни» для малого бизнесаПереход с 2008 г. в форму юридического лица чреват для индивидуальных предпринимателей (ИП) серьезными экономическими последствиями, вплоть до банкротства. К такому выводу, проанализировав белорусское законодательство, пришли эксперты Программы развития ООН в Беларуси. Анализ был сделан ими в рамках проекта «Формирование благоприятных административных, правовых и экономических условий для развития предпринимательства посредством диалога государства и частного сектора». Положение о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия, утвержденное Указом № 302, хотя и предусматривает упрощенную процедуру изменения организационно-правовой формы, но не затрагивает главного — условий, в которых они будут работать, отмечают специалисты. В результате в новом для себя статусе юридического лица предприниматели столкнутся с многочисленными сложностями. Квартира или офис Одна из главных проблем — жилищная. Потребуются дополнительные затраты на содержание офиса либо оплату полной стоимости коммунальных услуг в собственном жилом помещении. При этом возможность арендовать площади в зданиях государственной формы собственности в Минске и в областных городах (где сосредоточено 80% ИП) весьма ограничена, а наличие конкуренции привело к и без того высокому уровню ставок арендной платы. Учитывая, что они по офисным помещениям колеблются в пределах 10-20 EUR за кв. м, затраты на аренду офиса составят как минимум 150-250 EUR в месяц, а с учетом коммунальных расходов — более 300 EUR. Регистрация же создаваемого УП по месту жительства означает практически двукратный рост стоимости коммунальных услуг на все жилое помещение независимо от его размеров. «Упрощенка» не для всех Новоиспеченным УП придется перейти на общую или упрощенную систему налогообложения, что приведет к росту затрат на налоговое администрирование, предупреждают эксперты. Общая система налогообложения для организаций, помимо основных десяти налогов, установленных специальными законами, включает также до 15 видов республиканских и местных налогов, сборов и отчислений в целевые бюджетные и внебюджетные фонды, устанавливаемых Законом о бюджете на очередной финансовый год. В среднем субъект хозяйствования, работающий по такой системе, ежемесячно заполняет и сдает в налоговые органы до 12 налоговых деклараций, для чего требуется выполнить множество экономических расчетов в зависимости от вида деятельности, номенклатуры выпускаемой продукции, перечня оказываемых услуг. В этих условиях наличие в штате бухгалтера либо привлечение соответствующих услуг специализированных организаций станет объективной необходимостью. Предприниматели могут перейти и на упрощенную систему налогообложения, уплачивая вместо перечисленного выше множества налогов 10 или 8% от валовой выручки. Однако анализ уровня налоговой нагрузки при применении «упрощенки» предприятиями различных отраслей дает основание экспертам сделать вывод, что такая система экономически целесообразна в основном для сферы услуг. Субъекты малого предпринимательства, в структуре затрат которых более 40% занимают сырье, материалы, энергия и т. д., во избежание значительного роста налоговой нагрузки вынуждены будут применять общую систему налогообложения. Переходить на «упрощенку» будет невыгодно также субъектам, работающим в сфере оптовой и розничной торговли, поскольку из допустимых 20% торговой надбавки половина уйдет на уплату налога, а покрыть издержки обращения из оставшихся 10% практически нереально. Для субъектов торговли, работающих с отечественными товарами, на которые размер торговой наценки ограничен (мясомолочная продукция, кондитерские изделия и др.), установленная ставка налога с оборота равна размеру торговой наценки, а зачастую и выше ее. Бухучет будет «полным» Предприниматели столкнутся также с необходимостью документально оформлять все хозяйственные операции, вести бухучет и предоставлять отчетность. Каждое юрлицо согласно Закону «О бухгалтерском учете и отчетности» обязано разработать положение «Об учетной политике организации» и на его основании вести бухгалтерию, утвердить штатное расписание, установить сроки выплаты заработной платы. Потребуется также разработать инструкцию по обращению с отходами производства и вести учет этих отходов. Все это требует наличия специалиста соответствующей квалификации и определенных временных затрат. За отсутствие указанных документов действующим законодательством предусмотрены штрафные санкции до 50 базовых величин. Цена вопроса Еще одним последствием перехода ИП в УП станет обязанность регистрировать цены и тарифы на продукцию, товары и услуги. Это касается всех юридических лиц (за исключением применяющих упрощенную систему налогообложения) при освоении новой продукции либо при превышении ими предельных индексов изменения отпускных цен. Для этого в облисполком (Мингорисполком) предприниматели должны будут представлять соответствующие обоснования по каждому виду продукции (услуг) с полной расшифровкой статей затрат. Отпускные цены на продукцию (товары, работы, услуги) формируются на основе плановой себестоимости, всех видов налогов и неналоговых платежей, прибыли, необходимой для воспроизводства, определяемой с учетом качества продукции и конъюнктуры рынка. Регистрирующий орган в 10-дневный срок письменно должен уведомить субъекта хозяйствования либо о регистрации цены, либо отказать в ней. Несоблюдение этого требования чревато серьезными штрафными санкциями. Отсутствие экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен, рассматривается как нарушение дисциплины цен, за которое взыскиваются штрафные санкции в размере до 30% от стоимости реализованной продукции. Таможня без послаблений В новом для себя статусе предприниматели столкнутся и с необходимостью таможенного оформления товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение в России. Между тем, как показывает анализ внешнеэкономической деятельности организаций и ИП, а также судебных споров с участием таможенных органов, эта процедура сложная, требует значительных затрат времени и средств, а также наличия специально подготовленных кадров, считают эксперты. Предприниматели будут обязаны также представлять в таможенные органы статистические декларации на ввозимые из России товары. По действующим правилам, это необходимо сделать не позднее пяти календарных дней с даты их оприходования. Штраф за нарушение сроков представления статдеклараций составляет до 10% стоимости импортированных товаров. Непредставление классифицируется как нарушение установленного порядка проведения внешнеторговых операций и чревато санкциями в размере до 100% стоимости импортированных товаров. Адаптация для предпринимателей После перехода в УП предприниматели будут вынуждены применять общий, а не упрощенный порядок государственной гигиенической регистрации и сертификации товаров, а также перейти на общий порядок ведения кассовых операций (ежедневно сдавать в банк выручку от реализации, документально оформлять все кассовые операции). Это существенно ограничит их возможности для маневра при снятии наличных денежных средств, повлечет дополнительные затраты по времени и средствам, лишит деятельность предпринимателей присущей им оперативности. Выполнить такое количество новых для себя требований мелким предприятиям, вчерашним ИП, будет практически нереально, предполагают эксперты. Выходом из ситуации мог бы стать адаптационный период для них в пределах одного года. Предлагается на это время для вновь созданных УП сохранить прежнюю систему налогообложения (единый налог в зависимости от вида деятельности), порядок уплаты НДС по товарам, ввозимым на территорию РБ с территории России, оставить в действии применяемый для ИП порядок ведения кассовых операций и государственной гигиенической регистрации и сертификации товаров. Чтобы адаптироваться к новым условиям, предприниматели должны иметь возможность в этот период расширить свой бизнес (в рамках прежних видов деятельности): привлекать дополнительных работников, в том числе специалистов для ведения бухучета и отчетности, организации делопроизводства, выполнения работ по таможенному оформлению грузов и т. д. (в целом до 15 человек). Вновь зарегистрированные УП должны иметь документацию на весь импортируемый товар, вести оформление всех затрат и выручки от реализации продукции (работ, услуг), считают эксперты. Наличие документально подтвержденных данных об объемах оборота, размерах затрат субъектов позволило бы государству выработать обоснованные ставки налогов при «упрощенке», а предприниматели по окончании адаптационного периода смогли бы осмысленно выбрать удобную для себя систему налогообложения. По оценкам Белорусского союза предпринимателей, перейти в формат УП планируют только около 6% нынешних ИП (то есть порядка 10 тыс.), примерно 2% будут работать в рамках семейного бизнеса, еще около 10% продолжат работать в одиночку. Оставшиеся 80% предпринимателей (140 тыс.) и их работников с 2008 г. рискуют оказаться на улице. По состоянию на 1 июля 2007 г. количество индивидуальных предпринимателей составило 200,4 тыс. человек. Как сообщает Минэкономики, с начала года их количество увеличилось на 8,6 тыс. человек. Сумма налоговых поступлений от ИП составила 340,5 млрд. Br. Дмитрий ЕРМАК Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
ИП могут просто обанкротиться |
|