РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ
РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ
Как и следовало ожидать, Москва не поддалась на уговоры главы палестинской администрации Махмуда Аббаса сделать ставку на контролируемое им движение «Фатх» и поддержать согласованный с Израилем план мирного урегулирования. Надо заметить, что обе противоборствующие стороны палестинского руководства («Фатх» и ХАМАС) являются легально избранными и потому отдавать предпочтение одной из них было бы непродуктивно. К тому же вариант, предложенный Аббасом, очевидно, действует больше в интересах Израиля и США, нежели всего палестинского народа, а, значит мирные перспективы одностороннего решения видятся весьма сомнительными. История региона показала, что все искусственно навязанное не приживается и, как правило, выливается в кровавый конфликт. Не случайно Москва, имеющая давний опыт работы на Ближнем Востоке, призвала враждующие стороны восстановить палестинское единство исключительно «путем диалога всех политических сил», включая радикальный ХАМАС. Правда, Россия является единственной из четверки ближневосточных посредников, кто пытается вести диалог со всеми основными политическими силами автономии. Вашингтон, например, целенаправленно продавливает выгодный только ему вариант, фактически игнорируя мнение противников Аббаса и ведя Палестину к углублению раскола. Иными словами, позиция Москвы непопулярна. Координация действий с руководством России, в которой так заинтересован глава «Фатх», имеет мало шансов на успех еще и потому, что отношения внутри квартета международных посредников довольно напряженные. Вряд ли правительство Российской Федерации намерено вести конструктивный диалог со спецпредставителем по Ближнему Востоку и экс-премьером Великобритании Тони Блэром на фоне недавнего дипломатического российско-британского конфликта. Хотя Аббас еще не оставил надежду склонить всех посредников к проведению в автономии досрочных выборов, которые на первый взгляд кажутся вполне приемлемым решением для обеих сторон. Ведь ХАМАС пользуется колоссальной популярностью среди палестинского народа. Однако в действительности радикалам нет резона подтверждать свой авторитет. Во-первых, они и без того контролируют значительную часть территории. Причем не только при помощи силы, но и по выборному праву. К тому же, можно с большой долей вероятности говорить о том, что в случае проведения избирательной кампании Запад осуществит в бедствующую автономию значительные финансовые вливания и весомая часть палестинцев, конечно, выразит поддержку Аббасу. При этом Аббасу и его покровителям необязательно контролировать всю территорию Палестины. Достаточно прочно закрепиться на некоторой ее части, а именно — Западном береге. Собственно, мирный план, предложенный американо-израильским тандемом, такой сценарий и предполагает. Глава Палестины утверждает, что лично слышал от президента США Дж. Буша твердое намерение завершить процесс мирного урегулирования до прихода к власти в Вашингтоне новой администрации. Понятно, что реализовать задуманное можно только в отдельно взятой части автономии. Палестина западного образца станет своеобразной витриной и послужит отправной точкой для расширения позитивного опыта на все палестинское общество. В условиях многолетней нищеты и предполагаемого установления режима изоляции на территории, подконтрольной радикалам, «благополучная» Палестина станет довольно притягательной. На планируемом саммите по мирному урегулированию палестино-израильского конфликта, который США хотят провести осенью, предполагается обсуждение деталей окончательного мирного соглашения с Израилем. По мнению Аббаса, главное сегодня — заключить само соглашение. При этом график его выполнения может не соблюдаться, «важно, чтобы палестинцы знали заранее об окончательном результате». Особые надежды по реализации плана Вашингтон связывает с Саудовской Аравией, которая еще в 2002 году под эгидой Лиги арабских государств выработала политическую программу для Палестины, где право палестинского народа на вооруженную борьбу с Израилем заменено нейтральными терминами, а Иерусалим признается общей столицей двух государств — Палестины и Израиля. В целом руководство Саудовской Аравии не исключает своего участия в осенней мирной конференции. Однако саудовские чиновники заявили, что обязательным условием этого является рассмотрение на конференции четырех главных вопросов, остающихся нерешенными с 1979 года. А именно: вопроса о судьбе палестинских беженцев, статуса Иерусалима, вопроса о границах палестинского государства и, наконец, вывода израильских поселений с Западного берега реки Иордан. В Израиле полагают, что выполнить выдвинутые условия будет нелегко, но частичное решение вполне допустимо. Не случайно израильские СМИ стали муссировать информацию о возможной передаче 90% территории Западного берега, а также части Иерусалима палестинцам. Для закрепления успеха в ходе совместного ближневосточного турне госсекретаря США К.Райс и главы Пентагона Р.Гейтса Штаты предложили саудовскому королю выгодные поставки оружия. Между тем последние годы показали, что уступки, о которых говорит Саудовская Аравия, при всем ее авторитете неактуальны. Движение ХАМАС, полное название которого включает такое понятие, как сопротивление, требует большего, и к компромиссу с Израилем явно не готово. Впрочем, как и противная сторона. После того, как в июне ХАМАС взял под контроль сектор Газа, а возглавляемое председателем автономии светское Движение освобождения Палестины оставило за собой Западный берег, автономия оказалась расколотой надвое. И данные обстоятельства наиболее полно передают современный расклад политических сил в Палестине. Глеб ВОЛКОВ |
|