Витебск, Гродно, Гомель - теперь к этим городам, принимающим у себя этапы чемпионата страны по автокроссу, добавился и Новолукомль. Вообще-то изначально здесь должна была пройти не чемпионатная гонка, а республиканское соревнование "Приз города" - все-таки Новолукомль проводит кросс впервые. Но из-за переносов ранее назначенных этапов и отмены соревнований в Гомеле у новичка появилась возможность провести именно чемпионатную гонку.
Трасса для кенгуру
Сказать, что в Новолукомле уже есть кроссовая трасса, было бы не совсем правильно. Она только создается, и организаторам еще многое предстоит сделать, чтобы довести ее до ума. Взять, к примеру, земляные валы, наличие которых обязательно в опасных местах. Пока что их практически нигде нет, а кое-где контуры трассы обозначены лишь примятой травой и натянутыми ограничительными лентами. Нужно "углубляться": снимать верхний слой дерна, срезать все имеющиеся неровности - и тогда трасса станет более ровной и скоростной. После гонки организаторы клятвенно пообещали, что к следующему году все недостатки будут устранены.
А пока в течение двух спортивных дней гонщики были вынуждены перемещаться по трассе в стиле кенгуру: большими скачками от поворота к повороту. Самые быстрые еще и летали! А все из-за продольных волн, которыми изобилует (надо полагать, только пока) новая трасса. Большинство опрошенных спортсменов отметили интересную конфигурацию, жесткое покрытие, но посетовали на непривычное направление движения - по часовой стрелке (на всех остальных трассах движение осуществляется против часовой). Ну а самое главное - все сошлись во мнении, что покрытие трассы нужно выравнивать! Иначе попросту жаль технику...
День первый: "младшие" классы
"Юниоров", как всегда, приехало немного: на старт первого финального заезда вышли всего четыре участника. Впрочем, даже несмотря на столь скромный состав, не обошлось без интересных моментов. В первом заезде это был, безусловно, переворот в исполнении Павла Шестиловского - в первом же повороте! А второй финал запомнился острой борьбой витебчанина Андрея Никитина и представителя Гродно Владимира Зуховицкого, разумеется, за первое место. Выиграв эту схватку, Никитин закрепил успех первого заезда и по итогам этапа стал победителем. Второе место у Зуховицкого, а третьим стал еще один представитель Гродно Павел Петельчиц.
В дивизионе Д1 было куда больше стартовавших, а сходов на редкость немного - поэтому посмотреть было на что. Например, на долю первого финала пришлось нечастое в белорусском кроссе явление - остановка гонки и перезаезд (судьям показалось, что трасса слишком пыльная, а посему крайне необходимо ее полить, хотя решение главного судьи об остановке гонки многие посчитали поспешным и неверным).
Рестарт лучше всех удался Сергею Латышеву и Ивану Русских - именно они возглавили заезд. Неожиданно успешным оказалось выступление борисовчанина Олега Стасевича: в финальной части заезда он смог навязать Ивану борьбу и на последнем круге дистанции обошел соперника, отбросив его на третье место. Свой сенсационный темп Стасевич обещал повторить и во втором заезде, но помешал сход: в одном из поворотов "восьмерка" потеряла переднее колесо, так что шансы на высокие места были потеряны. Вновь в число лидеров удалось войти Ивану Русских - впереди был лишь Олег Вабищевич.
Олег наверстывал упущенное: он удачно стартовал в первом заезде, сумев выйти из середины пелотона в лидеры, однако остановка гонки свела этот успех на нет. При повторном старте Вабищевич так и остался в середине, затем несколько кругов ехал практически вслепую (лобовое стекло оказалось залеплено грязью), а под конец заезда едва не сошел - порвало патрубок системы охлаждения. В общем, дела шли неважно, но второй заезд оказался удачным. А с учетом того, что на этот раз столкнулись с проблемами лидеры первого заезда (сход Стасевича и низкий темп Сергея Латышева), по результатам двух финалов Олег неожиданно вышел в победители этапа!
День второй: теперь все по-взрослому!
В воскресенье новую трассу опробовали самые быстрые участники - представители дивизионов Д2 и "Национальный".
В Д2, как всегда, темп задавал Вадим Кишкурно. Оторвавшись от соперников на приличное расстояние уже на первых кругах, Вадим дальше ехал сам по себе, не оставляя никакой надежды на возможную интригу. Поэтому куда интереснее было наблюдать за преследователями, разыгрывающими между собой оставшиеся призовые места. Первый финал запомнился хорошим темпом юного Вадима Гарбузова (жаль, технические проблемы вынудили закончить гонку досрочно) и довольно длительной дуэлью Олега Стасевича и Дмитрия Янковского (и эта схватка закончилась досрочно из-за схода Янковского). Самые активные участники заезда Олег Стасевич и Сергей Латышев стали жертвами собственной горячности: за обгон под желтыми флагами результат Латышева был аннулирован, та же участь чуть было не постигла и Стасевича, но борисовчанину удалось убедить судей в своей невиновности. Это позволило ему не только сохранить результат в первом заезде, но и получить второе место по итогам этапа!
И все же наиболее драматично развивались события в дивизионе "Национальный". Неплохо выглядевший в тренировочных заездах Алексей Кобяк в финалах смотрелся медленнее обычного. На помощь пришли два довольно редких для Алексея фактора - удача и надежность. В первом заезде Кобяк был лишь третьим - впереди оказались Александр Кодатенко и Андрей Григорьев. Но, увлекшись борьбой, Григорьев покинул пределы трассы, а Кодатенко стал жертвой собственной техники - на седьмом круге его Golf неожиданно остановился. Первый заезд вообще отметился массовыми сходами: ближе к финишу гонки практически вся дистанция была в желтых флагах - недвижимая техника стояла чуть ли не каждые сто метров! До финиша добрались лишь трое: Кобяк, Папков и Шеревера.
Второй заезд проходил по схожему сценарию. На сей раз впереди оказались Андрей Григорьев и Виктор Миронов. Борьба лидеров стала украшением гонки, только вот закончилась не совсем красиво. Явно перенервничав (сход в первом заезде, уплывающая из рук победа во втором), Андрей Григорьев пошел на рисковый прием: в то время как соперник выбрал внешний радиус для прохождения поворота, Григорьев рванул внутрь и атаковал Миронова. Атаковал? Да "восьмерка" витебчанина буквально "напрыгнула" на Golf соперника, "направив" его в сторону бетонного забора. Григорьев успел повернуть, а Миронов отправился кувыркаться через крышу. На финиш Андрей приехал первым, но его результат, разумеется, был аннулирован. Так первое место - и в финале, и по итогам этапа - досталось Алексею Кобяку!
Командная тактика
Победа Алексея Кобяка в "Национальном" и третье место Ивана Русских в дивизионе Д1 позволили столичной команде РУСЦ ДОСААФ стать победителем этапа и укрепить свое второе место в зачете чемпионата. На вторую ступень подиума поднялись представители "Газавтосистем-2" (очки принесли Вадим Кишкурно и Олег Захаренков), на третью - "Газавтосистем-1" (Олег Вабищевич). А вот это уже интересно. После трех этапов команда "Газавтосистем-1" удерживает первое место, но данный этап для нее явно не лучший. Все очень просто - сработала командная тактика: чтобы подтянуть вторую команду "Газавтосистем-2" и увеличить ее шансы на второе место в зачете чемпионата (пока что впереди РУСЦ ДОСААФ), было решено провести внутреннюю рокировку и "поменяться спортсменами".
Тактика сработала, но лишь отчасти: вторую команду подтянули, но соперника не "обскакали", а позиции первой команды слегка ослабили. Что ж, тем интереснее будет посмотреть на командную борьбу на четвертом, заключительном этапе, который пройдет в Минске 15-16 сентября. Заодно сможем оценить в действии новую кроссовую трассу в Боровой - соревнования на ней еще не проводили.
Иван КРИШКЕВИЧ, фото автора.
Результаты III этапа чемпионата Беларуси по автокроссу (Новолукомль)
Личный зачет (только призеры)
Дивизион Д1 "Юниор"
Ст.N |
Гонщик |
Город |
Автомобиль |
Место |
12 Никитин Андрей |
Витебск |
ВАЗ-2108 |
1 |
16 |
Зуховицкий Владимир |
Гродно |
ВАЗ-2108 |
2 |
15 |
Петельчиц Павел |
Гродно |
VW Golf |
3 |
Дивизион Д1 |
69 |
Вабищевич Олег |
Минск |
ВАЗ-2108 |
1 |
78 |
Латышев Сергей |
Витебск |
ВАЗ-2108 |
2 |
23 |
Русских Иван |
Минск |
ВАЗ-2108 |
3 |
Дивизион Д2 |
73 |
Кишкурно Вадим |
Логойск |
VW Golf |
1 |
133 |
Стасевич Олег |
Борисов |
ВАЗ-2108 |
2 |
95 |
Янковский Дмитрий |
Минск |
VW Golf |
3 |
Дивизион "Национальный-2000" |
22 |
Кобяк Алексей |
Минск |
Opel Astra |
1 |
98 |
Папков Павел |
Орша |
VW Golf |
2 |
133 |
Стасевич Олег |
Борисов |
ВАЗ-2108 |
3 |
Командный зачет
Команда |
Город |
Место |
РУСЦ ДОСААФ |
Минск |
1 |
"Газавтосистем-2" |
Минск |
2 |
"Газавтосистем-1" |
Минск |
3 |
Витебский ДОСААФ |
Витебск |
4 |
Борисовский ДОСААФ |
Борисов |
5 |
WRC-AVTO |
Минск |
6 |