В Госавтоинспекции констатируют, что, несмотря на все принимаемые меры профилактического и практического характера - разъяснения, предупреждения, астрологические прогнозы для водителей, отработку дорог, вертолетное патрулирование, фото- и видеофиксацию нарушений ПДД и т.д., ситуация на дорогах продолжает оставаться напряженной.
В напряжении находится в основном руководство ГАИ, видя, что "Программа минус сто" близка к провалу. Последний отчаянный жест - переход на усиленный вариант несения службы. Если это не поможет, последует переход на военное положение?
Будем надеяться, что до этого дело не дойдет, но и победы ждать не приходится. Силы слишком неравные. Надо отдать должное мужеству и самоотверженности работников ГАИ, вступивших в бой за жизни соотечественников практически в одиночку. Где обещанная поддержка правительства и прочих ведомств? Где обеспокоенная общественность? Предпочитают делать вид, что их это не касается.
Теперь уже ясно, что тылы безнадежно отстали и подкрепления не будет. Не до того, знаете ли. Отечество в опасности - соседи дерут три шкуры за нефть и газ. Тут уж сотней больше, сотней меньше - какая разница?
А у соседей дела не лучше. Госавтоинспекция РФ опубликовала статистику автомобильных аварий в стране за первые шесть месяцев 2007 года. За этот период число дорожно-транспортных происшествий и погибших в них людей выросло на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года. Печальным лидером по смертности в ДТП стала Московская область, на дорогах которой погиб 1251 человек.
Там, как и у нас, руководство выразило тревогу и обеспокоенность. В 2005 году президент Владимир Путин подписал шестилетнюю федеральную программу "Повышение безопасности дорожного движения" с бюджетом 2 млрд. долларов, предусматривающую снижение смертности в ДТП к 2012 году с 34,5 тыс. до 23 тыс. человек. У нас тоже были программы, даже законы. Не было только 2 миллиардов. Может, в этом все дело?
Однако, по данным опубликованного отчета ГИБДД, число аварий и погибших в России за полгода не уменьшилось, а выросло примерно на 10% по сравнению с первым полугодием 2006 года.
"Мероприятия по федеральной программе выполняются, но эффект от этого невозможно получить сразу, - оправдывался пресс-секретарь ГИБДД РФ Владимир Шевченко. - А рост аварийности усугубляется увеличением числа автомобилей в городах, на что влиять почти невозможно. Сколько мы говорим про ремни, соблюдение скоростного режима, пьянство за рулем, но водители нас не слушают. Законопроект, усиливающий ответственность за нарушение ПДД, принят лишь недавно, и его влияние на аварийность будет видно только в 2008 году. К тому времени начнут действовать средства видеофиксации нарушений, будут построены новые дороги, и мы надеемся, что число ДТП все-таки будет уменьшаться".
Надеяться, конечно, можно, но не стоит. Мы это уже проходили: и видеофиксацию, и штрафы, до которых российским по-прежнему далеко. Не помогут и миллиарды долларов, даже если они будут потрачены с толком, а не украдены, как это водится при реализации любых государственных программ не только в России. Никакие усилия и затраты не смогут сделать одного, что только и способно переломить ситуацию, - повысить ценность человеческой жизни. Не только в денежных единицах, что также должно иметь место, но и в сознании самих участников процесса, называемого развитием общества. Нынешний уровень развития нашего общества не предполагает в человеческой жизни особой ценности. Сами разговоры о цене этого предмета считаются у нас кощунством. Мы просто психологически не готовы даже к обсуждению этого вопроса и защищаем себя от разрушительного воздействия осознания истинной цены своей единственной и неповторимой жизни. Но что-то внутри подсказывает: возьмись мы все-таки подсчитать, сколько стоит наша жизнь, окажется, что цена ей прежняя, как и пятьдесят, сто или триста лет назад, - копейка. И это, пожалуй, единственное, что нас по-настоящему объединяет с Россией.
Сергей МИХАЙЛОВ.