Источник материала:
ЧТОБЫ ЛИФТ НЕ СТАЛ УБИЙЦЕЙ...
Лифт в городском жилом или административном здании — настолько удобный и привычный для нас «вид транспорта», что мы не задумываемся, сколько усилий тратит на поддержание его в рабочем и безопасном для пассажиров состоянии обслуживающий персонал. И каких денег это стоит.
По словам главного инженера РУП «Беллифт» Сергея Новикова, в Беларуси насчитывается около 35 тыс. лифтов. Из них 75–80% — могилевского лифтостроительного завода. Остальные произведены в России, Финляндии, Израиле. «Всего на нашем обслуживании (к РУП «Беллифт» на договорной основе «примыкает» ОАО «Лифтсервис») — почти 27 тыс. пассажирских лифтов». Ежесуточно каждый лифт осматривается электромехаником. Регламентные работы предусматривают ежемесячное техобслуживание: регулировки, смазки, чистки и т.п. Раз в год — расширенное техобслуживание, после чего проводится техническое освидетельствование лифта. Независимый эксперт испытывает лифт, проверяет техническое состояние, документацию и только после этого дает разрешение на эксплуатацию в течение года. Через год вся процедура повторяется. Так что сверх меры осторожным гражданам, которые с опаской входят в лифт, предпочитая по возможности подняться пешком: мол, береженого бог бережет, — можно с уверенностью сказать: бояться лифта не нужно! Он для того и существует, чтобы облегчить нашу жизнь, а лифтовые организации для того и созданы, чтобы сделать его безопасным. Поэтому, когда говорят, что в лифт страшно заходить, я в первую очередь отношу это к внешнему виду, «эстетике» лифта. В самом деле, многие кабины потертые, «раскрашенные», исцарапанные, с налепленной жвачкой. Но это уже — дело рук самих жильцов.
Лифт — он и в Европе лифт
— Главная проблема, стоящая сегодня перед РУП «Беллифт», — говорит Сергей Алексеевич, — замена устаревших лифтов. По ГОСТу лифт должен отработать 25 лет, после чего необходимо его заменить. Но замена сдерживается недостаточным государственным финансированием. Вот и эксплуатируются в республике лифты, которым больше 25, 30 лет. Есть и 40-летние «старички», они будут меняться в первую очередь. Правительство обратило внимание на эту проблему: на следующий год финансирование увеличивается почти на 60%, надеемся, что целевые средства на замену лифтов будут выделены.
Наверняка уж в западноевропейских государствах проблемы устаревших лифтов не существует, решит иной читатель. Но, оказывается, и у них такая проблема есть. Во Франции около 60% из 420 тыс. находящихся в эксплуатации лифтов проработали более 20 лет, а 16% считаются очень старыми! В самой «лифтоемкой» стране — Италии 40% работают более 30 лет...
И все же, несмотря на постоянные осмотры и техобслуживание специалистами, ЧП с лифтами иногда случаются. «Тьфу-тьфу, последний несчастный случай со смертельным исходом был в 2004 году в Новополоцке. Вот уже три года мы живем без серьезных происшествий, и это заслуга тех, кто обслуживает хозяйство. Мелкие инциденты, конечно, были — это все-таки сложные технические устройства, можно сказать транспортные средства». А в каждом инциденте, в каждой аварии транспортного средства виноваты либо технические неисправности, либо человеческий фактор, иными словами, иногда сами люди навлекают на себя беду...
Человеческий фактор
«Конечно, механизм есть механизм, здесь и движение, и высота, и электричество. Этот комплекс напичкан электроникой, всевозможными датчиками безопасности. Но, как известно, чем он сложнее, тем больше вероятность отказа какой-либо из систем. Исключать технические сбои, конечно, нельзя. Но сколько я ни анализировал инциденты с лифтами, имевшие место несчастные случаи, как правило, присутствовал человеческий фактор. Возьмем тот же новополоцкий случай. Да, лифт остановился из-за технической поломки. Но человеческий фактор сказался в том, что находившиеся там люди попытались самостоятельно выбраться из кабины, в результате чего упали в лифтовую шахту и разбились. Разве нельзя было подождать 15 минут, пока придет обслуживающий персонал и освободит? Нетерпение стоило жизни».
Чтобы обезопасить себя, входя в лифт, нужно всего лишь соблюдать элементарные, простейшие правила. Одно из них: если с вами ребенок в коляске, при входе в кабину возьмите ребенка на руки, войдите и только потом вкатите коляску. Так проще предотвратить опасность. Так же следует поступить и на выходе. «В 2000 году в многоэтажном доме по улице Карбышева в Бресте в лифте спускались 21-летняя мама с двухлетней девочкой в коляске. Когда мать стала вывозить из лифта коляску на первом этаже, двери неожиданно закрылись. Коляску зажало, а лифт поехал вверх. Ребенок упал в шахту и погиб... Недавно приходит жалоба из поликлиники, главврач жалуется на моих лифтеров, что они якобы плохо обращаются с пассажирами. Оказывается, они разъясняли, что нельзя детей в коляске вталкивать в кабину лифта, а родители обижались, что им делают замечания...»
Жуткий аттракцион
В качестве еще одной страшной иллюстрации, как не нужно поступать, приведем трагедию, разыгравшуюся в этом году в г. Павлово (Россия). Как только подъехал лифт, молодой отец попытался вкатить в него впереди себя коляску с ребенком. Неожиданно двери лифта закрылись и зажали коляску. Мужчина от неожиданности растерялся и отпустил ручку коляски. В этот момент кабина поехала наверх. Коляска опрокинулась, ребенок выскользнул и упал в шахту с шестого этажа. Когда спасатели спустились в шахту, младенец уже не подавал признаков жизни...
В Кировограде (Украина) в результате аварии пассажирского лифта в 9-этажном доме погиб шестимесячный младенец, его мать с переломами и в шоковом состоянии госпитализирована. Что же произошло? Между кабиной лифта и шахтой зажало детскую коляску с малышом, его мать оказалась висящей головой вниз под кабиной лифта, третий пассажир — отец ребенка — находился в шоковом состоянии. Пока одна группа спасателей поддерживала женщину из шахты лифта (также находясь в экстремальных условиях: лифт мог в любую минуту упасть на них), другие работники аварийно-спасательного отряда блокировали кабину и рабочее колесо подъемного механизма. Число жертв чудом не возросло...
Быть умницей
Если лифт, не дай бог, застрял, не надо паниковать, стучать, без разбору тыкать пальцами в кнопки, пытаться раздвинуть двери и т.п. «Пассажирские лифты практически все диспетчеризированы, круглосуточно дежурит персонал. Нужно спокойно выйти на связь с диспетчером, и максимально быстро (в зависимости от расстояния до аварийной службы) будет оказана помощь. В любом случае, лучше подождать помощь — мы ведь не можем возле каждого лифта держать обслуживающий песонал, — чем рисковать своей жизнью. Все, наверное, видели наш телевизионный видеоролик. Согласитесь, лучше походить на умненького мальчика, а не на второго его героя-недотепу...».
Чем заканчивается потеря самообладания и совершение необдуманных поступков, свидетельствует трагический случай в 9-й клинической больнице Минска в 2003 году (этот год вообще оказался несчастливым: три несчастных случая, и все в столице). «Когда лифт остановился, а двери не открылись, ехавшая в нем женщина начала стучать, кричать: «Выпустите меня скорее!» Лифтер вместо того, чтобы спокойно, по всем правилам, эвакуировать ее, видимо, испугавшись, что пассажирке действительно станет плохо, стала открывать дверь с нарушением правил, в результате чего женщину смертельно травмировало... Вот вам опять человеческий фактор — и та, и другая повели себя неправильно».
Спрашиваю собеседника: а в принципе возможно, что лифт может какое-то время, пусть короткое, эксплуатироваться с какой-то неисправностью? Вот человек заметил, что лифт немного не дошел, остановился не вровень с полом. Что делать — не входить? «Конечно, бывает всякое, но если лифт открывает и закрывает двери, ездит по этажам, то в принципе он безопасен. Если же, как вы говорите, «перейдет» немного остановочку, то лучше сразу об этом сообщить по телефону обслуживающему персоналу».
Друг мой, лифт
Немало хлопот специалистам доставляют вандалы. «И мы активно пропагандируем бережное отношение, и милиция принимает меры, — наверное, поэтому в 2006 году и начале 2007-го наблюдался некоторый спад вандализма в лифтах. Но нынешним летом снова отмечен рост. В столичном микрорайоне Серебрянка, к примеру, опять начали «выворачивать» цветные металлы. Поджигают кабины, кнопки вызова, уничтожают плафоны. Чем это вызвано, понять трудно... Если раньше купе кабины выполнялось из ДСП, то сейчас приходится переходить на металлические, которые нельзя поджечь... Казалось бы, что проще — соблюдать правила пользования лифтом. Он имеет 12-кратный запас прочности, и если к нему относиться бережно, этот механизм вполне надежен».
Есть уверенность, что с увеличением финансирования в следующем году процесс замены устаревших лифтов пойдет активнее, а значит, наши безопасность и комфорт возрастут. Но многое здесь можем и мы сами — бережным отношением, соблюдением несложных правил. «Замена одного лифта обходится в 60 — 65 млн. рублей (со стоимостью лифта), — говорит Сергей Новиков. — Деньги немалые. Вот мы их затратили, заменили лифты в доме. Через год приезжаешь, смотришь. В одном подъезде — лифт, как новенький. А в соседнем подъезде — такое впечатление, что ему уже лет двадцать! Обшарпанный, замызганный. Один дом — а какое разное отношение жильцов!..»
К сожалению, некоторые из нас все еще живут по принципу: не мое — могу сломать, сжечь... Хотя, как сказать, — не мое: ведь сами же на этих лифтах и ездят!
Геннадий АНУФРИЕВ