21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Эти истории реальны, но они «без адреса». Изменены имена их участников, не названы адреса учебных заведений. Почему? Да потому, что описанные ситуации
 
 
 

ВОЙНА БЕЗ ПРАВИЛ. И БЕЗ ПОБЕДИТЕЛЕЙ…

26.08.2009 09:00 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

ВОЙНА БЕЗ ПРАВИЛ. И БЕЗ ПОБЕДИТЕЛЕЙ…
Эти истории реальны, но они «без адреса». Изменены имена их участников, не названы адреса учебных заведений. Почему? Да потому, что описанные ситуации довольно типичны — в этом можно убедиться, прочитав почту, приходящую в редакции газет, и высказывания на форумах самых различных сайтов. И потому, что противостояние учеников и учителей — это, по своей сути, война без правил и без победителей.
В ней могут быть только побежденные. Впрочем, судите сами…

Первый класс Артем проучился в гимназии. Он прошел все отборочные тестирования и был зачислен в вожделенное учебное заведение, куда нужно было ежедневно ездить с пересадками. Но полный неуклюжий мальчик чем-то не понравился своей первой наставнице, а короткая стрижка дала педагогу повод прозвать ученика «уголовником». Результат — низкие оценки и сильнейшее нежелание посещать «храм науки». Так что во второй класс ему пришлось идти в самую что ни на есть «простую» школу возле дома, навсегда распрощавшись с элитарным заведением.

Наталья окончила школу двадцать лет назад. И за прошедшее время едва ли пяток раз заглянула в «родные стены». Традиционные встречи выпускников с бывшими учителями ее не привлекают, и воспоминания о школьном времени к числу любимых не принадлежат
Что поделать, выйдя из стен начальной школы, девочка не нашла общего языка с классным руководителем. Педагог была одержима мыслью сплотить класс в единое целое: обязательная для всех группа продленного дня, коллективные походы и не менее коллективное решение заданных на дом задач. В эту схему девочка, предпочитавшая делать уроки дома в тишине, не вписывалась никоим образом, и никакие воспитательные меры на нее не действовали. Зато на фоне постоянного стресса круглая отличница начала получать тройки даже по таким, казалось бы, несложным предметам, как труд.
Ситуация выправилась к восьмому (нынешнему десятому) классу. «Продленка» с ее «коллективным разумом» пятнадцатилетним недорослям уже не полагалась, а вот решение задач по химии требовало навыков самостоятельной работы. В результате «химию» весь класс списывал у Наташи, а в десятом классе, накануне выпускных экзаменов, когда стало ясно, что строптивая ученица претендует на медаль, классный руководитель нашла в себе силы признать: причиной разногласий могла быть психологическая несовместимость — ее и ученицы.
— С одной стороны, для меня эти годы стали настоящей «школой жизни и борьбы», — говорит Наталья, обладательница университетского диплома. — Как лягушка из басни, я научилась бороться за свои взгляды — сбивать масло, чтобы выбраться из кувшина. А с другой стороны — сколько нервов все это стоило! Ведь из-за злополучной «продленки» в школе меня попрекали всем: высшим образованием родителей, моей помощью им по дому. Может быть, учительница действовала из лучших побуждений и готовила нас к возможной работе на заводском конвейере — там люди обязаны работать слаженно, как единое целое. Но когда девочку упрекают в индивидуализме за отказ от культпохода в кино, так как ей надо сварить суп для беспомощной после тяжелой операции мамы, и десятилетний ребенок после этого просит перевести его в другую школу из-за педагогических методов учителя — это неестественно. Да и моя нынешняя профессия требует от человека в первую очередь индивидуальности. Выстоять помогли родители, безоговорочно вставшие на мою сторону.

Десятилетней Маше тоже пришлось сменить школу после первого класса. Ее папа погиб, а мама, чтобы не травмировать лишний раз психику дочери и не тревожить собственную душу, переехала жить к своим родителям на другой конец города. Девочку, обладающую способностями к рисованию, перевели в школу с эстетическим уклоном, расположенную к тому же неподалеку от нового дома. Но отношения с новой учительницей не задались, возможно, потому, что Машины таланты на языки и математику, к сожалению, не распространяются, а учеников, портящих «показатели успеваемости», педагоги зачастую недолюбливают. За три года учебы в новой школе Маше и ее маме довелось пережить многое: например, требования перейти на облегченную программу обучения или в другую школу. Последнее, к слову, подкреплялось обещанием повысить девочке итоговые оценки в случае согласия уйти. «Может, мы бы и ушли, — вздыхает Машина мама. — Но куда? Базовые предметы и без того даются Маше с трудом, а рядом с нашим домом расположены школа с математическими классами и две языковые. Как ее туда переводить? Вряд ли смена обстановки пробудит в дочери таланты филолога или математика». В разговор вмешивается бабушка: «Мы прекрасно понимаем, что Маша звезд с неба не хватает, но коль уж у нее есть художественные способности, пусть девочка развивает их — возможно, именно так она сможет заработать свой кусок хлеба в будущем».
К слову, и мама, и бабушка изо всех сил стараются улучшить ситуацию, приглашая к Маше репетиторов, посещая психолога и даже добровольно пройдя с девочкой несколько психологических тестирований — может, ребенку на самом деле требуется облегченное обучение? Тесты показали: уровень Машиного развития выше среднего. Получается, что низкие оценки связаны не с интеллектом, а с хроническим стрессом, который на протяжении нескольких лет испытывает ребенок?
— Несмотря на то, что прошло уже несколько лет, дочка до сих пор очень сильно переживает гибель отца, мечется, плачет во сне, — жалуется мама. — Я пробовала поговорить об этом с учительницей, но в ответ услышала, что в их классе есть девочка, у которой погибли оба родителя, а учится она, тем не менее, нормально. Но ведь ситуации бывают разные!

Безусловно, никто не собирается обвинять педагогов во всех мыслимых и немыслимых грехах. Наши дети далеко не ангелы и иногда вполне способны вывести из терпения не только учителя, но и мраморную статую. За примерами далеко ходить не надо. Я по сей день краснею, вспоминая, чем занимался наш класс на уроках географии. «Тихое» пение, а попросту — мычание, коллективное решение задач и не менее коллективное списывание домашних заданий по остальным предметам, спрятанный мел… Все это далеко не полный перечень развлечений школяров, по непонятным причинам устроивших своеобразный бойкот педагогу, пришедшему в школу на смену ушедшей на пенсию старенькой учительнице. Подобных фактов много. Но все же нельзя не признать того, что в противостоянии «ученик-учитель» малолетняя сторона практически беззащитна перед взрослым человеком, обладающим к тому же высоким авторитетом и мощным «административным ресурсом». Но чем вызывается подобное противостояние?
— В психологи существует понятие профессиональной деформации личности, — считает Яков Львович КОЛОМИНСКИЙ, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Беларусь, опубликовавший свыше 400 научных, учебных и научно-популярных работ. — У человека сдвигается шкала ценностей, и он перестает понимать, что работает для людей, что поставлен на эту должность для того, чтобы им помогать. Это сдвиг мотивации: человеку кажется, что остальные хуже него только потому, что не обладают такой же властью. И он не задумывается — кто он без этих людей? Это ужасно. Профессиональная психологическая деформация возникает у врачей, у учителей, у чиновников — практически в любой профессии, где общение «человек-человек» идет постоянно. Кроме этого, существует вероятность так называемого эмоционального выгорания — истощаются эмоциональные ресурсы. В такой ситуации человека надо подпитывать. Иногда даже подумать — правильно ли он выбрал профессию. Но, к сожалению, на всевозможных курсах повышения квалификации и усовершенствования этому аспекту уделяется очень мало внимания. А ведь очень важно помочь преодолеть эту психологическую усталость, чтобы человек мог полноценно работать дальше. И для работников названных мною сфер деятельности, на мой взгляд, должны существовать специальные учебные заведения, курсы, на которых могли бы учить психологически правильному общению и умению восстанавливать душевное равновесие.

Вот так-то! Проблема существует, и говорят о ней все чаще и чаще. К примеру, на прошлой неделе (10 августа) во время совещания идеологического актива белорусской столицы была озвучена идея специальных курсов психологической помощи для работников служб «одно окно», которым ежедневно приходится общаться с десятками самых разных посетителей. А теперь скажите: как часто наши учителя проходят психологическое тестирование, а тем более получают психологическую помощь? А потом мы дружно удивляемся тому, что они всерьез воюют с учениками, а врачи считают своих больных симулянтами. За годы работы автор статьи встречалась с многими педагогами, но могу привести только один пример, когда в подобной ситуации преподаватель нашел в себе силы осознать происходящее и сменить профессию. Молодая, талантливая, любимая учениками учительница ушла из школы и сегодня работает оператором службы сервиса в компании сотовой связи. «Когда однажды я осознала, что без причины срываюсь на собственного ребенка, что в нерабочее время не сажусь в один автобус с группой школьников, что могу без причины проплакать весь выходной день, то поняла — работу надо менять. Иначе можно потерять собственную семью и вообще оказаться пациентом неврологического отделения», — призналась она во время доверительной беседы с корреспондентом. После ухода из школы педагогу пришлось пройти «с нуля» курс обучения новой специальности и распрощаться с длинным летним учительским отпуском. Но на другой чаше весов были здоровье, мир и спокойствие собственной семьи и десятки, а возможно, и сотни детских судеб, которые могла бы исковеркать усталая и обозленная учительница. Она решила проблему по-своему, так как сумела, и, похоже, оказалась права. Но многие ли способны на такой Поступок?
Летом, накануне Дня защиты детей, на редакционный сайт пришло письмо с предложением защитить детей … от учителей. Мама ученика не излагала подробностей ситуации, ибо не верила, что такую тему издание способно поднять. Автор спрашивала: «А что, слабо вам говорить об этом?» Нет, как видите, не слабо. Особенно, когда есть надежда продолжить разговор коллективно. Потому мы ждем ваших примеров, предложений и размышлений на заданную тему.
Екатерина ЦИРКУН

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика