О кразовском музее мы уже рассказывали в "АБw" N17 (568) от 26 апреля 2007 года. Но не прошло и полгода, а экспозиция уже пополнилась двумя новыми восстановленными экспонатами - бортовым грузовиком КрАЗ-260 с 152-миллиметровой гаубицей 2А36 "Гиацинт-Б" и совершенно уникальным экспериментальным четырехосным автомобилем КрАЗ-7Э6316 "Сибирь".
О "Сибири" мы сегодня говорить не будем. Этот экспонат настолько уникальный, что рассказ о нем и история его восстановления заслуживают отдельной статьи, которая будет опубликована в одном из следующих номеров "АБw". Так что все внимание - "двести шестидесятому".
Что было
Этот пахнущий свежей краской музейный экспонат стоял "никому не нужный" в транспортном цехе завода, пока новая дирекция не посмотрела на машину как на потенциальное пополнение музея. Сказано - сделано!
Здесь следует сделать оговорку. Изначально это был не совсем КрАЗ-260, а его длиннобазная модификация КрАЗ-260Г. Посему автомобилю необходимо было как минимум укоротить раму. Кроме того, кабина "длиннобазника из транспортного цеха" ранее быа подвергнута своеобразному тюнингу в виде "наваренных спальника и высокой крыши". Словом, объем работ предстоял солидный.
Что сделали
Переборке и регулировке подверглись все мосты, а также такие агрегаты, как раздаточная коробка и радиатор. Полностью переделали раму автомобиля, заново установили лебедку и систему выдачи троса.
Пришлось изготовить новую бортовую платформу и кабину. Кстати, в оригинальной кабине были литые поручни, а ее приборная панель изготавливалась из формованной пластмассы. Оборудование для производства "правильных" деталей, естественно, не сохранилось, поэтому поручни и панель заново изготавливали вручную специалисты экспериментального цеха.
Заменили в машине и двигатель. В оригинале там должна была стоять Л-модификация широко известного 238-го ярославского "движка". Почти новый мотор ЯМЗ-238Л нашли на складах министерства обороны Украины.
Гаубицу "Гиацинт" также "подсуетило" министерство обороны. Только в соответствии с требованиями безопасности военные ее предварительно "демилитаризовали" на Шепетовском ремонтном заводе. Именно этот "Гиацинт" стрелять уже не сможет, но на внешнем облике "мегапушки" это никак не отразилось. Фотографии не в состоянии передать все величие гаубицы - ее нужно видеть "живьем". КрАЗ-260 - автомобиль отнюдь не маленький, но "Гиацинт" в длину чуть ли не больше этого грузовика.
Вердикт "АБw"
Конечно, хочется в очередной раз "рассыпаться в комплиментах" руководству ХК "АвтоКрАЗ" за активную музейную деятельность, но... повторение в журналистике считается признаком непрофессионализма. Однако все равно считайте, что мы сделали это!
Было бы очень неплохо новоявленному музейному КрАЗ-260 придать еще чуть-чуть лоска: нанести на двери гвардейский герб, на кабину, бортовую платформу и диски колес - белые полосы - обязательный элемент парадной атрибутики. Работы немного, а машина станет выглядеть на порядок эффектнее.
Дмитрий ГЛАДКИЙ, Минск - Кременчуг - Минск. Фото автора.