В тот день, когда состоялась эта встреча, вышел очередной номер "Автобизнес-weekly", где в редакционном обзоре "Неделя с "АБw" статистика ДТП на наших дорогах сравнивалась с военными действиями, а ГАИ - с забытым полком, вступившим "в бой за жизни соотечественников практически в одиночку", когда "тылы безнадежно отстали и подкрепления не будет", а обещанной поддержки правительства и прочих ведомств до сих пор незаметно. Тем не менее нам случилось наблюдать реальную подготовку к "открытию второго фронта", а точнее - ПЕРВУЮ совместную конференцию руководства УГАИ РБ и представителей группы автомобилистов, составивших и подписавших знаменитое "Коллективное письмо автолюбителей", бурно обсуждаемое вот уже около месяца на интернет-форумах всех автоклубов страны.
Настроение до...
Первое упоминание об этом письме в печати принадлежит "АБw" (статья "Волна или движение?", N31 от 02.08.2007). Внимательно изучив его и обсудив на редколлегии, редакция "Автобизнеса" решила "присоединиться к движению и, используя знания и опыт своих сотрудников, оказать максимальное содействие движению автомобилистов и автолюбителей, направленному на нормализацию дорожной обстановки и повышение безопасности на дорогах РБ".
Определяя степень нашего участия и отношение к критике в адрес ГАИ, заместитель директора ЗАО "АСА" Дмитрий ПЕРЛИН подчеркнул: "Наша позиция заключается в ПОНИМАНИИ того, что снижение аварийности и увеличение комфорта на дорогах общего пользования в Республике Беларусь являются задачей ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЙ, а не только ГАИ и МВД. Поэтому мы считаем, что перед тем, как обратиться с подобного рода обращением в органы государственного управления, следует сначала предложить руководству ГАИ сотрудничество, чтобы совместными действиями привлечь к решению проблемы аварийности все государственные органы и побудить их работать в данном направлении".
Поэтому мы незамедлительно предложили руководителю УГАИ МВД РБ Александру Менделеву и членам оргкомитета "Коллективного письма автолюбителей" встретиться и попытаться вместе обсудить комплекс поднимаемых в обращении вопросов и пути их решения.
Получив принципиальное согласие обеих сторон, мы, прямо скажем, не рассчитывали на серьезное и внимательное отношение к организации этой первой встречи со стороны руководства УГАИ МВД РБ.
Но если для журналиста любой итог данной встречи был информационно-состоятельным, то группе делегатов пришлось выслушать немало скептических замечаний от коллег по автоклубу или такие вот "предсказания": "Совершая какое-то действие, пытаешься подумать про ожидаемый результат. Я сейчас не могу себе представить никакого результата. Жаль энтузиазма форумчан, пользы от которого не будет... Вы ждете, что после круглого стола Менделев издаст приказ и проконтролирует его исполнение. И начнут: 1) усиленно ловить и штрафовать пешеходов, а также вести пропаганду; 2) по максимуму наказывать профессионалов, лишать их в/у так же, как и простых автолюбителей; 3) активно штрафовать за проезд на "красный" и при этом еще видеофиксацию применять; 4) перестанут лишать в/у за нетяжкие ДТП... Или объясните мне, чего вы хотите добиться? Мне кажется, с водой выплеснули и ребенка... Скорее еще больше обострятся отношения ГАИ и водителей..."
И вот как один из будущих делегатов парировал подобные упреки: "Замечу, что ухудшиться они могут только до состояния открытого вооруженного конфликта. Потому как, увы, инспектор ГАИ у нас не относится к тем людям, которых водителю приятно видеть на дороге. Мы же стремимся не к эскалации конфликта, а к началу диалога... Если не делать шаги навстречу друг другу, то ни о каком улучшении отношений не может быть и речи. Странные вы люди, господа наблюдатели. Советуете действовать по принципу "сиди тихенько в бульбе, абы хужей не стало"? Так поступают те, кого все устраивает. Нас - нет. И поэтому мы пытаемся предпринять хоть что-либо для того, чтобы серая масса стала хотя бы наблюдателями, а там как знать... Сидя же на месте и рассуждая о тщете бытия, много не исправишь. Посмотрите кругом: народ с незаконно снятыми номерами понуро стоит в очереди за штрафами, а большинство просто боится лишний раз встречаться с инспектором. Один близкий мне человек каждый раз пугается, когда его останавливают, а потом говорит: фу, пронесло. А я его спрашиваю всегда: у тебя что-то не в порядке? Чего ты боишься? А он: чем меньше с ними общаешься, тем спокойнее. И таких очень много. Таких, как мы с вами или большинство здесь присутствующих, - процентов 5. Лично я хочу, чтобы стало больше. Здесь есть реальный шанс напрямую высказать свои претензии и услышать позицию руководства ГАИ, так сказать, из первых уст".
Глазами "АБw" и языком протокола
Пригласив всех нас в просторный конференц-зал, начальник УГАИ РБ Александр МЕНДЕЛЕВ представил участников круглого стола: двух своих замов - Игоря ВАНИЦКОГО и Евгения КАРПОВИЧА, иных сотрудники УГАИ РБ (5 человек).
Группу делегированных оргкомитетом автомобилистов представляли пятеро: Игорь ХАТКЕВИЧ (32 года, сотрудник издательства), Юрий ЯНУШКЕВИЧ (29 лет, финансист), Максим САМУСЕНКО (25 лет, программист), Светлана КУРЧЕВА (служащая), Андрей ЗЕМЛЯКОВ (43 года, менеджер). От редакции "АБw" - выпускающий редактор Сергей МИХАЙЛОВ и корреспондент Игорь МОСКАЛЕНКО.
Открывая собрание, Александр Менделев сказал:
- Мы собрались побеседовать и выслушать ваши предложения по взаимодействию. Мы к этому готовы. Тем более если то, что мы пропагандируем - воспитание законопослушных участников дорожного движения, есть и ваша цель, то мы всегда за такие встречи и за такой диалог. Наведение порядка на наших дорогах - главное, чему мы служим. Прочитав ваше письмо, я пригласил на встречу и руководство ГАИ города Минска в лице его начальника Василия Васильевича Бульбенкова - исходя из практики равнения на главный город страны. Думаю в 30-40 минут мы уложимся. В крайнем случае, не больше часа.
(Никто еще не подозревал, что временной лимит данной встречи будет превышен... в два с половиной раза!)
От имени автомобилистов выступил Юрий Янушкевич:
- Мы, обыкновенные, рядовые автолюбители, которые каждый день сталкиваются с большим перечнем проблем как в организации дорожного движения, так и в части собственной безопасности, в результате коллективного обсуждения определили первостепенные, на наш взгляд, вопросы и замечания по ним. Темы, которые мы хотим сегодня с вами обсудить и показать вам свое видение решения возникающих проблем, следующие:
1. Пешеходы и все, что с ними связано;
2. Разбор ДТП и практика наказаний;
3. Контроль и организация движения на перекрестках дорог.
Обращаясь к вам, руководителям столь влиятельной организации, наделенной полномочиями и способной положительно, реально и существенно повлиять на обозначенные нами проблемы, мы надеемся на конструктивный диалог. Выводы, к которым мы придем в конце нашей беседы, станут известны людям, подписавшим коллективное обращение и делегировавшим нас на эту встречу.
А затем началось бурное обсуждение заявленных тем.
О пешеходах и отношении к ним
Несомненно, пешеходы - большая часть наших граждан, которая на дорогах оказывается в более уязвимом положении. Это факт. Об этом напомнил Александр Менделев, указав, что инициатива по обеспечению безопасности движения в таких случаях всегда должна исходить от сильной стороны, которой на дороге является водитель автомобиля. Но при этом есть и другая сторона "уважения к слабому"...
Игорь Хаткевич: Часто приходится слышать: "Водитель обязан обеспечить безопасность пешеходов". На это же указывают и ПДД. Но при этом на наших дорогах царит абсолютная безнаказанность пешеходов-нарушителей. Они не боятся даже присутствия работника ГАИ, которому зачастую нет до них никакого дела...
Александр Менделев: Если у вас есть конкретные примеры и факты нарушений со стороны работников ГАИ, лично я готов все это рассматривать и принимать соответствующие меры к нарушителям. И если подтвердится факт, когда сотрудник ГАИ закрыл глаза на нарушение перехода дороги пешеходом, - этот работник ГАИ будет строго наказан.
Анна Банадык (начальник отделения организации взаимодействия со СМИ и пропаганды УГАИ МВД Беларуси): Пусть "Автобизнес" возьмет эти нарушения под свой контроль и каждую неделю присылает нам такие подтвержденные факты для реагирования...
Василий Бульбенков: 50 процентов рабочего времени инспектор ГАИ должен заниматься профилактической работой...
Игорь Хаткевич: Следует больше работать с массами, пропагандировать дисциплинированное, внимательное и ответственное поведение пешеходов на дороге. Чтобы в сознании общественности укрепить мысль о том, что пострадавшему в ДТП пешеходу мало утешения от того, что ответственность за его травмы понесет водитель, что здоровье и жизнь человека важнее его правоты или неправоты на дороге.
Андрей Земляков: Почему бы не организовать совместно с ТВ показательные "порки" нерадивых пешеходов. И сделать это так, чтобы наши люди впредь просто боялись попасть под прицел кинокамер...
Анна Банадык: Мы уже три года пишем об этом письма-заявки на все телевизионные каналы. Реакция минимальная, то есть сюжет раз в неделю в передаче "Мир моторов". Почему бы вам, группе граждан, не написать коллективный запрос в Министерство информации, на ТВ и не попросить их сделать такую специальную передачу о нерадивых пешеходах и о тех же ДТП... И если этим грамотно и планомерно заниматься - результат не заставит себя ждать!
Юрий Янушкевич: У ГАИ есть право соответствующих "карательных" инициатив, но вы, на наш взгляд, этим недостаточно пользуетесь, а если и пользуетесь, то лишь по отношению к водителям. Поэтому наш акцент - на безнаказанности взрослых пешеходов-нарушителей...
Игорь Ваницкий в ответ напомнил о том, что в советские времена за нарушение ПДД пешехода могли лишить премиальных, "тринадцатой" зарплаты, перенести время отпуска и т.д., "но в наше время много неработающих пешеходов, да и нарушают чаще всего асоциальные элементы. Что с них возьмешь?".
Игорь Хаткевич: Наши предложения: усилить пропаганду безопасности дорожного движения в школах и трудовых коллективах...
Реакция руководства ГАИ: Правильно, мы так и делаем, тем не менее кадров ходить по школам катастрофически не хватает.
Анна Банадык: У нас совместно с Министерством образования активная работа идет везде: в детских садах, школах. Результат? За три последних года детский травматизм снизился в несколько раз. И согласно статистике из 20 погибших детей-пешеходов только шестеро погибли по своей вине! Остальных убили - водители в местах, где дети должны были быть в безопасности!
Организация дорожного движения и разбор ДТП
Юрий Янушкевич: Последнее время укоренилась практика поголовного лишения "прав" за мельчайшее ДТП. Мы считаем, что она должна применяться лишь в случае ДТП с тяжкими последствиями и в результате грубого нарушения ПДД. Существует множество примеров, когда водителя лишали права управления ТС за то, что он по неосторожности повредил только свое транспортное средство и решил воспользоваться страховкой (КАСКО). В итоге огромное количество водителей не вызывают ГАИ для оформления ДТП из-за боязни быть лишенными права управления. В результате обязательное страхование гражданской ответственности, введенное в Республике Беларусь и много сделавшее для оздоровления ситуации на наших дорогах, практически перестает работать. Возвращается все то, от чего мы уже, казалось бы, ушли: "подставы", вымогание денег за ДТП, необъективная оценка виновности. Неиспользование предоставленных КоАП РБ "вилок" штрафов ведет к парадоксальной ситуации - уравниванию несравнимых по опасности для участников движения ситуаций, созданию попутно условий для коррупции. По нашему мнению, куда важнее не тяжесть, а неотвратимость наказания и жесткое преследование лиц, систематически нарушающих ПДД.
Василий Бульбенков: По городу Минску статистика лишения - 12 процентов из общего числа нарушителей ПДД. При этом основная часть "лишенцев" - скрывшиеся с места ДТП или хулиганы за рулем, те, кто создает аварийные ситуации, подрезает и т.д. То есть подтвержден факт УМЫШЛЕННОГО нарушения ПДД. Особенно строго мы рассматриваем дела, когда виновник - водитель такси или маршрутки. Там действительно почти 100-процентное лишение в случае виновности, ибо у этих людей повышенная ответственность, а следовательно, и спрос с них более строгий.
Юрий Янушкевич: А если мы вам представим факты лишения за незначительные ДТП? Расскажем о формализме и скоротечности при разборе степени вины нарушителей?
Василий Бульбенков и Александр Менделев: Предъявляйте нам эти факты, и мы будем разбираться...
Сергей Михайлов: Нельзя вырабатывать некие действия по устранению последствий, не зная причин, их породивших. Вы, представители ведомства, ответственного за организацию безопасности дорожного движения, можете продемонстрировать нам ваше аналитическое заключение об основных причинах ДТП?
Анатолий Сушко (начальник отдела научно-методического и правового обеспечения УГАИ МВД): То, что здесь уже говорилось и говорится, и есть причины. Ничего иного, "заумного" нет. Когда представители СМИ приходят ко мне и я им часами рассказываю о причинах - меня слушают зевая и в результате печатают лишь "жареные" факты...
Сергей Михайлов: Если быть ближе к "букве закона", то основными причинами ДТП являются игнорирование ПДД и... плохая подготовка водителей. Как следует из заключений по ДТП, "не справился с управлением, выехал на полосу встречного движения, не учел состояние дороги и погодные условия" и т.д. Почему это происходит?
Александр Менделев: Одна из главных причин - отсутствие культуры вождения, агрессивное поведение за рулем. Почему за границей наши же водители ведут себя послушно, ничем не выделяясь из общей массы водителей, почему становятся культурнее? Потому что общее поведение обязывает соответствовать. Так же и у нас в стране должно быть...
Василий Бульбенков: В связи с тем, что в КоАП РБ ввели уголовную ответственность за управление ТС в состоянии алкогольного опьянения, количество задержанных уменьшилось почти на...10 тысяч человек, а количество ДТП с участием выпивших сократилось на 10 процентов...
Проезд перекрестков
Максим Самусенко: Еще одна проблема, на которую хотелось бы обратить ваше внимание, - это перекрестки и контроль за их проездом. Количество нарушений, связанных с проездом перекрестков на запрещающий сигнал светофора, стало просто ужасающим. Однако сотрудники ГАИ используют имеющиеся у них комплексы видеофиксации только для контроля скорости, а могли бы использовать их и для этих нарушений ПДД. Превышение скоростного режима, безусловно, является очень серьезным нарушением, ухудшающим последствия ДТП, но нарушение правил проезда перекрестков - прямая причина ДТП. Последствия таких происшествий не менее тяжелые и все чаще со смертельным исходом. Постоянная профилактика данного вида нарушений и использование имеющегося оборудования для видеофиксации позволят существенно снизить количество нарушений ПДД, касающихся правил проезда перекрестков и светофоров.
Александр Менделев: Мы так и делаем...
Максим Самусенко: А почему же тогда мы этого не видим?
Александр Менделев: Не знаю почему. У нас есть несколько постоянных экипажей, которые регулярно ездят по городу и фиксируют на камеру подобные нарушения. Мы можем даже пригласить корреспондента "Автобизнеса" принять участие в подобных рейдах и лично убедится в этом...
Кроме того, при обсуждении темы перекрестков было предложено в случаях изменения схем проезда перекрестков ставить дополнительные щиты, которые информировали бы об этом. Александр Менделев дал поручение Василию Бульбенкову непременно устанавливать такие щиты.
На этом обсуждение заявленных тем закончилось, и организаторы встречи объявили о ее завершении. Поблагодарив всех за конструктивный диалог, Александр Менделев выразил надежду на позитивный результат данной встречи и еще раз заявил о готовности сделать такие встречи регулярными, если в этом будет необходимость и существенная польза для улучшения безопасности дорожного движения.
Неформально
А когда все ушли, наедине с делегатами остался начальник ГАИ г. Минска Василий Бульбенков, который в неформальной обстановке общался с нами... еще около двух часов. Учитывая характер беседы и ее значительный объем, мы решили предоставить вниманию читателей "АБw" только самое, на наш взгляд, любопытное.
Надзор за дорожным движением, который руководство городской ГАИ желало бы иметь в г. Минске, не существует в полную силу, потому что очень много сотрудников дорожно-патрульной службы отвлекается на дела, не связанные с обеспечением безопасности дорожного движения. Это и несоответствующая парковка автомобилей во дворах, и дополнительные "оттенки" патрульно-постовой службы. Так, например, накануне в Минске работали 257 сотрудников ГАИ, которые выявили 902 нарушения. В частности, 19 водителей задержано в состоянии алкогольного опьянения, 170 водителей превысили скорость, 21 водитель не пропустил пешеходов. Самих пешеходов-нарушителей задержано 113, угонов автомобилей - 11. Составлено 2 протокола на должностных лиц за задержание ремонта дорожной сети.
Василий Бульбенков: По статистике в Минске 580 тысяч единиц ТС. Прирост за год - 35 тысяч, а количество инспекторов ГАИ уменьшилось. На сегодняшний день по Минску некомплект инспекторов составляет 77 человек. Очень сложно у нас пройти медицинскую комиссию - из 10 кандидатов принимается лишь один. А что касается информированности общественности, то пусть кто-либо из вас приезжает ко мне, и мой помощник, который занимается статистикой, передаст вам все эти сводки.
Впечатления после
А вот что увидели и услышали делегаты и какое впечатление у них осталось.
(Просьба корректировать и добавлять что-либо, сохраняя заявленный объем текста! Отсылать уточненный вариант по адресу: mim06@mail.ru c указанием от кого.)
Юрий Янушкевич: В общем, весь разговор носил очень позитивный характер, после него остались лишь положительные эмоции. Мы оставили обращение, которое подписали более 300 человек, и Александр Менделев пообещал, что на него будет дан ответ. Приятно поразило, что руководство ГАИ РБ и города Минска готово к диалогу и очень негативно относится даже к минимальным нарушениям ПДД работниками ГАИ. Василий Бульбенков предложил даже, если есть факты, посылать письмо на его имя, он скажет, когда к себе вызовет этого сотрудника, и мы сможем сами посмотреть на процесс разбора ситуации. Есть начало конструктивного диалога. Есть то, от чего можно хотя бы оттолкнуться, чтобы продолжать дальше. Есть официальные заявления руководства ГАИ РБ и Минска, есть предложения конструктивно сотрудничать для понижения аварийности на дорогах. Остались нерешенные проблемы и неосвещенные вопросы, однако если руководство ГАИ не изменит свою позицию и такого рода встречи продолжатся, то все они решаемы.
Андрей Земляков: Создалось впечатление, что Александр Менделев настроен позитивно и готов сотрудничать, если мы сможем что-то интересное предложить. При этом он добавил, что силами только ГАИ проблему ДТП не решить. Если наш налаженный канал коммуникации с ГАИ будет нормально работать, то мы сможем доносить до них наши нормальные идеи, а потом смотреть, что они будут делать. Ну и помогать в реализации программы "Минус 100" хотя бы личным поведением на дорогах. Но небольшой опыт официальной переписки форумчан с ГАИ по разным вопросам показывает, что ГАИ часто склонна покрывать нарушения своих сотрудников или отвечать отписками.
Светлана Курчева: Впечатлило отношение к нарушениям сотрудников ГАИ и МВД со стороны руководства Госавтоинспекции. Александр Менделев сказал так: "Фотографируйте, указывайте время и место, а затем отправляйте все ко мне. Мы будем разбираться". По любому нарушению - будь то непристегнутый ремень, разворот через сплошную и т.д. Также была интересна и неожиданна информация о том, что постоянно по городу ездит машина и выявляет именно нарушения сотрудников МВД, и информация о том, что совместно со службой собственной безопасности создана комиссия для выявления нарушений со стороны своих работников. Но все они охватить не могут, поэтому будут только рады, если мы поможем им в этом, ведь представители ГАИ и МВД должны быть примером на дороге для других водителей. Пообещали, что все несправедливые лишения права управления ТС будут разбираться лично Василием Бульбенковым или Александром Менделевым. Они также дадут поручение своим подчиненным более четко и точно разбираться в случаях лишения. Радует то, что нам теперь постоянно будут предоставлять статистику ГАИ по количеству нарушений и лишений за них. Еще Василий Бульбенков разрешил нам посещать разборы ДТП как в городской ГАИ, так и в районных - надо лишь предварительно ему позвонить, и он даст разрешение на тот день, когда мы хотим... Хотелось бы, чтобы по итогам договоренностей на встрече все-таки начали вешать хотя бы информационные щиты при изменении организации дорожного движения в городе.
Игорь Хаткевич: Высшее руководство ГАИ - люди нормальные, понимающие и вменяемые. Они вполне способны слышать голос разума и не хуже нас понимают проблемы и пути их решения. Порадовал тот факт, что руководители ГАИ восприняли общественную инициативу положительно. Очень толковый человек из аналитического отдела Анатолий Сушко - сказал всего пару фраз, но они стоили часа дискуссий. Его сетования на то, что ГАИ не дают развернуться в печатных изданиях и на ТВ, мне кажутся правдивыми и разумными. Он сказал, что в ГАИ есть обширные аналитические материалы о причинах ДТП, анализ аварийности, причин роста аварийности, выводы, рекомендации и т.п. Только публиковать это, кроме как в ведомственных изданиях, негде. Мне кажется разумным при продолжении диалога сделать обработку этой аналитической информации, привести ее в удобочитаемую и интересную публике форму и публиковать в СМИ. Постоянно звучали предложения ознакомиться с материалами, аналитикой, статистикой, посмотреть видео, почитать издания, посвященные безопасности ДД и т.п. Руководители ГАИ были удивлены нашей неинформированностью о мероприятиях, в том числе и информационных, которые проводит ГАИ. В свою очередь у меня сложилось впечатление, что вся пропагандистская работа с массами проводится в обстановке строгой секретности - означенные массы не осведомлены о том, что их активно агитируют и на какую тему. Удивила информация по поводу перекрестков и мест концентрации ДТП. Мол, работа ведется, но как мне опять показалось, уж очень секретно. Камеры фиксируют - правда, потихоньку, чтобы никто не видел. Следовало бы больше рекламировать такие меры - поостереглись бы нарушать. Ограничения и изменения в организацию ДД вводятся, причем зачастую очень эффективные. Согласились с недостатком контроля за выполнением изменений и недостаточным информированием водителей. Сказали, что контроль будет усилен, замечания будут учтены. Общее впечатление: настроение конструктивное, но не хватает специалистов и знаний по внедрению. Думаю, это исправимо. Надеюсь также, что данный диалог был не последним, со своей стороны готов участвовать в дальнейших контактах. Пока скажу одно: конструктивный диалог с ГАИ возможен, хотя трудностей немало. Если к вопросу подходить организованно и системно, то определенных результатов можно добиться. Я немало критиковал ГАИ, причем в весьма жесткой форме, и от своих слов и критики не отказываюсь. Однако в то же время я сознаю, что ГАИ - это единственный рубеж, кроме нашей собственной сознательности (с которой туговато в наше время), который отделяет нас на дороге от хаоса. Госавтоинспекция делает это еще плохо, что видно по статистике, но мы можем помочь - это в наших общих интересах. Помочь, а не только порицать и клеймить.
Максим Самусенко: Меня, безусловно, порадовало то, что руководство ГАИ действительно признает остроту стоящей проблемы и готово идти на диалог. Но несоизмеримо больше порадовало то, что наше письмо получило такой большой общественный отклик и что проблемы безопасности на дорогах действительно волнуют наших граждан. И это был первый, но ни в коем случае не последний случай, когда мы заявили о своем видении проблем и способов их разрешения. А что касается моих впечатлений (в данном случае говорю исключительно от своего имени, а не от имени делегации), у меня сложилось стойкое убеждение, что мы с руководством ГАИ живем в каких-то параллельных мирах. По тому, что нам было заявлено, меры по обеспечению безопасности дорожного движения принимаются весьма и весьма значительные. Практически на каждое из наших предложений мы получали ответ: "Мы это уже делаем". Однако осталось какое-то непонятное чувство - услышанное противоречит тому, что мы каждый день видим на дорогах. Так, например, нас заверили, что средства видеофиксации уже применяются для контроля за перекрестками и пешеходными переходами. Хоть кто-нибудь это видел "живьем"? Правда, руководство ГАИ пообещало продемонстрировать эту систему в действии редактору "Автобизнеса" на следующей неделе. И таких примеров было на самом деле много. Тем не менее, я думаю, результаты встречи значительные. Это зарождение некоторого общественного контроля за работой ГАИ. Одно то, что нам разрешили присутствовать на разборах ДТП, уже означает очень многое. Естественно, не исключена возможность, что при наблюдателях разборы будут вестись несколько по-другому... Но это ведь тоже будет заметно, тут же попадет на страницы форума и получит достаточно широкую огласку. Хотелось бы также сказать, что конфронтация - это не путь для разрешения сложившейся ситуации. Не должно быть противостояния водитель - ГАИ, водитель - пешеход, водитель - водитель. На самом деле мы все по одну сторону баррикад. И понимание этих простых истин должно превалировать в обществе. Наша идея объединила множество людей. Письмо показало, что существует ряд проблем, которые вызывают беспокойство в обществе. Более того, нам удалось донести нашу позицию до людей, которые действительно ответственны за принятие решений.
Записал Игорь МОСКАЛЕНКО.
ВСТРЕЧА СОЮЗНИКОВ?
Послесловие "АБw"
Мы намеренно назвали материал "Встреча союзников", чтобы поддержать обе стороны. Ведь это первый в новейшей истории Беларуси пример несрежиссированного диалога представителей общественности и государственного органа власти на страницах газеты. Уже только поэтому встреча заслуживает поддержки.
"АБw" удалось эмоциональный порыв неравнодушных автомобилистов, обеспокоенных положением на дорогах страны, трансформировать в содержательный разговор. Открытия Америки не произошло, автомобилисты и инспекторы ролями не поменялись, да и до всеобщего братания далеко. Но союзниками автомобилисты и ГАИ стать обязаны. Иначе - война до полного истощения сил. А силы у автоинспекции уже на исходе. Об этом говорили руководители ведомства, поминая и "некомплект личного состава", и "к каждому водителю инспектора не приставишь", и "пятьдесят процентов рабочего времени на профилактику". Тут бы и воспользоваться инициативой группы небезразличных к окружающей действительности людей, наладить обратную связь, получить дополнительный ресурс влияния. Перед нами - ни много ни мало - зарождение гражданского общества с цивилизованными формами взаимодействия с властью. Смогут понять и оценить это руководители ведомства, ответственного за безопасность на дорогах, - удастся изменить и общественное сознание, к чему ГАИ безуспешно стремится последние годы. Сумеют активисты общественного движения правильно выстроить взаимоотношения с руководством Госавтоинспекции, заявившим о своей готовности к сотрудничеству, - получат действенный инструмент общественного контроля над ведомством, причисляемым к силовым. Шанс есть у обеих сторон. И дело безопасности на дорогах сдвинется с мертвой точки.
Сергей МИХАЙЛОВ.