Наверное, первый раз в жизни я жалел, что за время теста мы ни разу не встретили патруль ГАИ. Хотя, конечно, даже если бы и встретили, не факт, что они остановили бы нас. Все в шлемах, скорость соблюдаем... Но очень интересно было бы посмотреть на лицо инспектора, когда он узнал бы, что оба спортбайка - мопеды! Самые настоящие. Те, которые "прав" и регистрации не требуют...
Европейский мотопром не перестает удивлять. То вдруг выясняется, что мопед может выглядеть как четырехколесный микроавтомобиль с пластиковым кузовом (см. "АБw" N31 (531) от 3 августа 2006 г.), в перспективе - тест такого же чуда, но трехколесного, а сегодня "АБw" знакомится с еще одним подвидом мопедов - спортбайками с двигателем 50 кубических сантиметров.
Впрочем, мопедами они считаются только у нас, потому что имеют двигатель объемом до 50 "кубиков" и неизвестную максимальную скорость. Ведь "известной" скорость станет только после того, как ее замерят профессиональным оборудованием на сертифицированном полигоне и дадут соответствующий сертификат. Так что формально в Беларуси это мопеды. Не требующие "прав" и регистрации, как любят писать в объявлениях о продаже.
Паспорт объекта
То ни одного - то сразу два! Почти год мы вели переговоры о тесте хотя бы одного "мопедика" в облике спортбайка, а в итоге получили сразу оба имеющихся в Беларуси экземпляра.
Серебристый мопед - это Honda NS-1. Модель выпускается с 1995 года, а конкретно этот экземпляр произведен в 2001-м. Делают их, вопреки ожиданиям, вовсе не в Японии, а в Испании, на заводе Montessa, известном прежде всего своей спортивной техникой - профессиональными мотоциклами для триала и кросса.
Модель NS-1 выпускается в двух версиях - с двигателями объемом 50 и 75 "кубиков". Этот экземпляр тоже когда-то был "полтинником", но после капремонта, совмещенного с тюнингом, кубатура мотора путем замены поршневой и цилиндра увеличена примерно до 80 "кубиков". Соответственно возросла и мощность - со стандартных 7 л.с. до почти 12!
Honda NS-1 не только выглядит как настоящий спортбайк, но и очень "продвинутая" в конструктивном плане. Рама у нее, как и полагается спортбайку, диагональная. Но ввиду экономии не алюминиевая или еще из каких-нибудь модных сплавов, а стальная. Но это не помешало сохранить массу в разумных пределах, и NS-1 весит столько же, сколько и обычный скутер - где-то около 80 килограммов.
Задняя подвеска - с моноамортизатором и механизмом "прогрессии", который улучшает работу подвески на неровном покрытии. Тормоза спереди и сзади дисковые.
Двухтактный двигатель оснащен на впуске лепестковым клапаном, который препятствует "пульсации" топлива при ходе сжатия обратно в карбюратор. Охлаждение жидкостное, коробка передач шестиступенчатая! Одно это уже говорит о серьезном потенциале модели...
Красный мопед - Cagiva Prima. Кстати, если его внешность вызывает у вас какие-то смутные ассоциации, можете взять с полочки пирожок за внимательность: дизайн Prima действительно скопирован с Ducati 916.
Конструктивно Prima немного проще Honda, но здесь тоже есть свои "изюминки". Например, передняя вилка "перевернутого" типа, имеющая лучшую жесткость на кручение, и тормоза именитой марки Brembo.
Здесь рама тоже диагональная и тоже стальная. Но задняя подвеска уже без "прогрессии", хотя и с одним амортизатором. Двигатель двухтактный, с "родным" объемом 50 "кубиков" и мощностью 6,5 л.с. Но коробка передач у Prima всего лишь трехступенчатая, так что поставить ее вровень с Honda не получается.
Что еще интересного? Бензобак находится не на своем привычном месте, а за мотором, максимально ниже и ближе к центру масс. А что же на месте бензобака? Вместительный бардачок, куда можно положить шлем или рюкзак. Как видите, в погоне за стилем итальянцы не забывают о практических моментах.
Test? Drive!!!
Если бы не узенькие покрышки и тоненькие трубы глушителей, издалека, да и вблизи тоже, оба "мопеда" почти невозможно было бы отличить от настоящих спортбайков. По размерам они почти одинаковые, дизайн тоже вполне "взрослый", так что на стоянке обладатель такого аппарата имеет имидж настоящего байкера.
Но стоит запустить мотор, и иллюзия развеется, как сизый дымок от "двухтактника". Ввиду "микроскопического" объема звук у моторов соответствующий - высокочастотное комариное "жужжание". Кстати, именно с помощью звука мотора владелец Cagiva регулярно доказывает "гаишникам", что это все-таки мопед, а не мотоцикл. Стоит газануть посильнее, и все сомнения улетучиваются. Даже у ГАИ.
Попробуем в движении? Первой беру Cagiva. Она не такая мощная, да и пластик "боевой" - хранит на себе следы многочисленных падений. В случае чего не придется хотя бы за потерю товарного вида платить...
С места Cagiva "берет" очень резво. Настолько, что при желании ее можно даже поднять на заднее колесо. Естественно, только с места и только "сцеплением", но все-таки можно! Скутерам и обычным мопедам этого не дано, как не дано им и обеспечить те же ощущения пилота, который уже с первых метров чувствует себя если не Валентино Росси, то как минимум Марко Меландри в молодости.
Посадка, вибрации, приемы управления - в этом "мопедике" все точно так же, как на мотоцикле. Нет такого "расслабона", как на скутере, но зато и контроль над аппаратом совсем на другом уровне. Например, механическая коробка передач позволяет в повороте корректировать траекторию только "газом", увеличивая или немного уменьшая обороты. На скутере так не сделаешь, потому что с вариатором поворот можно пройти только в одном режиме - с полным газом. Какие уж тут нюансы управления?
В этом отношении Cagiva - "парта" для начинающего байкера, желающего постичь тонкую науку управления мотоциклом. Впрочем, "парта" только для первоклашек, потому что по-настоящему интересное начинается, когда садишься на Honda.
Вот это уже действительно мотоцикл! Самый настоящий, без скидок на размеры, объем двигателя и вес. Здесь все по-настоящему: и динамика, и управляемость, и скорость. Шесть "коротких" передач, высокооборотистый "злой" двухтактный мотор, который проявляет свой истинный характер только после 5000 об/мин, - вот она, школа жизни! С того момента, как выжато сцепление и включена первая передача, вы просто забываете о том, что едете на "мопеде"...
Кстати, о передачах. О хондовских коробках слышать доводилось многое и в основном хорошее. И о надежности, и о четкости работы. Но первые ездовые впечатления все равно превзошли все ожидания.
Владелец NS-1, зная все особенности своего аппарата и о моем небольшом опыте, перед поездкой провел небольшой инструктаж, в котором работе коробки уделил особое внимание. Если бы не этот ликбез, я бы, наверное, так бы и стоял на старте минут пять, безуспешно пытаясь "нащупать" что-то левой ногой.
Потому что когда включилась первая, не было ничего. Ни щелчка, ни какого-либо сопротивления на лапке, ни характерного звука. Ни-че-го! Легкое касание лапки, лампочка "нейтрали" погасла... "Все, можно ехать!" - сказал улыбающийся владелец.
Honda и вправду поехала. Я "докрутил" мотор до 5500 об/мин и отметил приличное ускорение - гораздо лучше, чем в Cagiva. Подсовываю ногу под лапку, легкое движение вверх - и снова ничего. Ни щелчка, ни усилия - даже лапка, как мне показалось, вверх не переместилась. Но вторая включилась! За ней третья, четвертая, пятая, шестая...
За полтора часа я так и не смог понять, как можно прочувствовать момент переключения. Просто выжимаешь сцепление, давишь на лапку - все, передача включена. Но как она включается, совершенно не ощущаешь. Хотя... Зачем? Это же Honda. А значит, отпуская сцепление, можешь быть абсолютно уверен в том, что передача включена или переключена. Такое ощущение, что это не "механика", а "робот" - роботизированная механическая КП с электронным управлением. И лапка коробки - это вовсе не лапка, а электронный "джойстик", который отдает команды электроприводам.
Мотор у Honda тоже "с характером". Эх, если бы не обкаточный режим! Мне удалось прочувствовать только две "ступени" - после пяти и восьми тысяч оборотов в минуту. Владелец говорит, что есть еще и третья - после 10 тысяч. Преодолевая каждую из "ступеней", мотор словно "прорывается" - обороты растут все быстрее, все резче. Вот она, "двухтактность", во всей красе! Когда вы разгоняетесь на первой передаче, ощущение такое, словно сзади поочередно срабатывают маленькие ракетные ускорители. И возле "красной" зоны мотор звучит уже совсем не "мопедно"...
Но это эмоции, а что на самом деле? Так как Honda была на обкатке, проверить максимальную скорость честь выпала Cagiva. Цепляем GPS-приемник Garmin на ветровое стекло, сбрасываем показания, и мопед уходит на трассу. Возвращается - вот оно, подтвержденное нарушение: вместо "законных" 50 Cagiva развила более 70 км/ч - на своих трех передачах. Интересно, а что могла бы показать Honda? Надо будет как-нибудь проверить после обкатки...
Павел КОЗЛОВСКИЙ.
Фото Глеба МАЛОФЕЕВА.
Тема в тему
"Ваши документы", - привычно произносит инспектор ГАИ. А документов-то нет... Потому что их и быть в природе не может. Ведь мопеды, скутеры, равно как и другая мототехника, имеющая объем двигателя до 50 кубических сантиметров и максимальную скорость до 50 км/ч, регистрации не подлежат. А раз не подлежат регистрации, то и документов, как то техпаспорт, справка-счет или что-то другое, быть не может.
Это замкнутый круг. Документов быть не может, но их требуют. И если при проверке на дороге инспектор еще может проявить понимание и не требовать несуществующих "корочек", то забрать мопед, к примеру, со штрафстоянки без документов практически нереально. "Предъявите документы", - требуют там.
А где их взять? Справка-счет или какие-то иностранные "ксерокопии" отсутствуют, потому что предыдущий владелец просто не сохранил их. Вы ведь не храните документы на велосипед или холодильник? Вот и он не хранил, раз эти документы никому не нужны. До определенного момента.
Раньше был выход из ситуации: Белорусское общество автомотолюбителей, сокращенно БОАМЛ, регистрировало скутеры и мопеды и выдавало при этом специальные номерные знаки и настоящие техпаспорта. И все, у кого были "спорные" случаи, например, как с четырехколесным мопедом Amica Luna, протестированным "АБw" в прошлом году, во избежание проблем и недопонимания с ГАИ просто регистрировали свои "мопеды", при необходимости предъявляя документы.
Теперь такой возможности нет, потому что у БОАМЛ банально закончились... номерные знаки. Полноценный автомобильный на мопеды ставить нельзя - для них предназначены "масштабные" копии уменьшенного размера, но в данный момент их просто не выпускают. ГАИ это не нужно, потому что по закону они вообще не имеют права регистрировать транспортные средства с двигателем до 50 "кубиков", а другой организации с такими полномочиями в Беларуси просто не существует. Так что если вы будете ехать на мопеде и вас остановит инспектор ГАИ с требованием предъявить документы, знайте - разговор может затянуться...