ЗА СПЕЦИАЛЬНО ОБУЧЕННУЮ БЕЛАРУСЬ
За специально обученную Беларусь
Подведены итоги вступительной кампании Кирилл НЕЖДАНСКИЙ http://www.belgazeta.by/20070820.33/020432881 Среди победных реляций теряются очевидные тенденции: высшее образование в Беларуси имеет все меньшую ценность при все большей цене. Оно практически никак не решает проблемы, существующие на отечественном рынке труда, точнее, на нескольких сосуществующих рынках: рынке персонала для госпредприятий, рынке персонала для коммерческого сектора, рынке рабочей силы на экспорт. Как и предупреждали специалисты, по объективным демографическим причинам количество студентов начинает сокращаться. По итогам вступительной кампании 2007г. в вузы зачислено 75 тыс. студентов против 76,7 тыс. в прошлом году. Бюджетники из них составляют меньше половины (порядка 31 тыс.), студенты частных вузов - около 9 тыс. человек. Бесплатное образование все стремительнее становится платным - при безусловном государственном доминировании. Коррекция плана приема в вузы «с учетом потребностей реального сектора экономики и социальной сферы», которой так долго грозили, оказалась смехотворной: на 500 мест урезали набор на дневные отделения, на 200 сократили заочников. В перспективе ближайшего десятилетия, по мере сокращения количества абитуриентов, страна встанет перед проблемой закрытия целых специальностей и вузов. Предстоит забыть о запредельно высоких конкурсах: в этом году средний показатель по РБ составил 2,6 человека на место, т.е. остался на уровне прошлогоднего, но продолжает снижаться. В столице конкурс чуть выше среднего по стране: в БГЭУ на место претендовало 4,3 абитуриента, в Белгосуниверситете - 3,1, в Белгоспедуниверситете - 3, в Белгосмедуниверситете - 2,9. Бум спроса на «корочки» продолжается в областях, где все тренды начинают ощущаться с опозданием: в Гомельском инженерном институте МЧС - 4 человека на место, в Могилевском университете, Гомельском медуниверситете и Мозырском педуниверситете - от 3,4 до 3,7. По обнародованным БелТА данным Минобразования, самый высокий конкурс на дневную форму обучения на бюджетной основе среди вузов двух потоков отмечен в Белорусской академии искусств (4,8 человека на место). Среди наиболее востребованных специальностей - «изобразительное искусство», «компьютерная графика», «социальная педагогика», «актерское искусство драматического театра и кино», «международное право», «дизайн». Вряд ли в этом следует видеть признак грядущего культурного ренессанса, скорее - результат длительного набирания социумом «жирка», позволяющего более или менее комфортно существовать богеме. Иногда оптимисты констатируют бум интереса к «креативным специальностям» по образцу Западной Европы и США. Увы, как правило, такие оценки - просто греза истосковавшихся по обширной аудитории гуманитариев. На Западе производства вынесены в страны третьего мира, разработчики технологий рекрутируются оттуда же, поэтому остается только развивать менеджмент, финансы, право, интеллектуальную собственность, индустрию развлечений и пр., т.е. производить идеи, патентовать их и внедрять, для чего креативная среда и впрямь необходима. Для социалистической индустриальной Беларуси с доиндустриальным менталитетом значительной части населения эти рецепты не срабатывают: нет спроса, нет инфраструктуры и нет механизмов их формирования. Утверждения, будто «сегодня любой школьник знает, что профессия стилиста, или дизайнера, или продюсера может… приносить больше денег, чем унылая работа офисного клерка», - плохая реклама или еще худшая аналитика: как и в предыдущие годы, в искусстве или в «креативных видах» бизнеса высокой валентностью на рынке труда обладают единицы. Другое дело, что при социалистическом строе и мягком визовом режиме остальные могут безбедно существовать, ограничивая трудовую деятельность сезонным сбором клубники в Шотландии или продажей акварелей в Берлине. Не менее симптоматична ситуация с экономическими и юридическими специальностями. По данным Минобразования, высокими конкурсами на бюджетное отделение дневной формы получения образования более всех могут похвастаться Брестский и Барановичский госуниверситеты - 18 и 15,3 человека на место на специальность «правоведение». Среди других лидеров абитуриентского спроса - «экономика и управление на предприятии машиностроения», «бухучет, анализ и аудит», «маркетинг». Это при том, что в 2007г. на 15% был сокращен прием на специальности группы «право» и на 18% - группы «экономика». Перепроизводство по этим специальностям огромно, но реальный рынок, работающий вне обязательного распределения, оценивает компетенции специалистов в этих областях с большим скепсисом: в лучшем случае им придется столкнуться с необходимостью последипломного образования. Правда, потихоньку намечается тенденция роста спроса на технические специальности, но почти все они связаны с IT или управлением. Белорусская образовательная система параллельно с образовательными системами развитых стран лоб в лоб сталкивается с общемировыми тенденциями: требования растут, мотивация снижается, квалифицированные (а затем и не очень) кадры вымывает из страны на Запад и Восток, оставшиеся менее всего заинтересованы в работе по специальности. Если зарплата педагога, пришедшего в школу после вуза, по данным Минобразования, составляет Br450 тыс. со всеми надбавками, то жителю крупного города выгоднее, скажем, сдавать квартиру, перебиваться мелкими операциями «купи-продай» в «сером» секторе или отправляться на сезонные заработки за рубеж. За полтора десятилетия, прошедшие после распада СССР, высшее образование съежилось до почти обязательной для рынка труда графы резюме, свидетельствующей о социальной вменяемости работника. Соответственно уменьшилась и его ценность. Белорусская образовательная система все больше приобретает черты фабрики дипломов, филиала общенационального собеса. В условиях доминирования государства в экономике иного и быть не может. Если начнутся структурные экономические реформы, рынок образовательных услуг, как и рынок труда, ждет очень мощная встряска, хотя на спросе населения на те или иные специальности она, как всегда, отразится с трех-пятилетним опозданием. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Среди победных реляций теряются очевидные тенденции: высшее образование в Беларуси имеет все меньшую ценность при все большей цене. Оно практически ни |
|