«Это способ привлечь внимание к себе или существующим проблемам в работе». Что делать, если сотрудник стал работать формально
24.02.2025 08:01
—
Разное
| ProBusiness
Источник материала: ProBusiness ![]() «Про бизнес» начинает новую рубрику «Что вы боялись спросить о бизнесе». Вы ![]() Управляющий партнер консалтинговой компании ARTITERA, юрист, психолог, ментор «Нам придется научиться быть хорошими работодателями не только при найме, в день заработной платы или на корпоративе»— Вопрос: некогда активный и инициативный сотрудник стал работать строго по «регламенту», без лишних движений, формально не нарушая никаких правил и законов. При этом в ситуациях, где он мог бы помочь, не участвует. Конечно, не должен, но раньше было иначе. В коммуникациях с коллегами не выходит за рамки официальных переписок по почте. О чем могут свидетельствовать такие перемены? — Так случается. Это способ привлечь внимание к себе или существующим проблемам в работе. Это нормально. И, люди, выросшие в больших семьях, знают, что за внимание надо бороться, кричать громче всех или обиженно молчать, главное выделяться из общей массы. Поэтому формализм используется демонстративно как одна из разновидностей итальянской забастовки. Иногда — это форма протеста, без радикального противостояния с руководителем. Человек продолжает выполнять свой функционал, руководствуясь всеми существующими в компании политиками и регламентами. Но внутри себя он не с вами. — Значит, ли это, что в ближайшее время он покинет компанию? — Запросто! И это значит, что человеку нужно уделить больше внимания. Он явственно пытается его получить и по разным причинам не может или не умеет инициировать разговор самостоятельно. В идеале, заблаговременно согласовать дату/время разговора и обозначить позитивную повестку, чтобы сотрудник мог подготовиться и настроится на беседу. Важно, чтобы этот разговор не начался с претензий и не выглядел как допрос подозреваемого. Если не проговорить происходящее, то молчаливое недовольство обязательно станет токсичным, приведет к снижению результативности самого сотрудника и команды и вполне может перерасти в открытый саботаж. Второй вариант прозаичнее и проще: если человека в коллективе не удерживают личные взаимоотношения и дружба, то он выберет избегание конфликта и начнет поиск новой работы. Почему так? Есть множество причин происходящего, а мы наблюдаем именно следствие. Редко какой-то один рабочий эпизод мог повлиять на радикальные изменения в поведении человека. Скорее, это совокупность факторов, причем внешних и/или внутренних: кого-то не повысили по службе, не увеличили заработную плату или обесценили результаты его труда, кто-то сменил окружение, которое повлияло или перестало влиять на поведенческие паттерны, кто-то пошел на психотерапию или наоборот, бросил ее. Чем больше ваш жизненный опыт, тем больше примеров вы сможете привести из практики или нафантазировать. Вариантов десятки. — Как работодателю себя обезопасить, чтобы не остаться с открытой вакансией в неподходящее время? — Нужно всегда иметь кадровый резерв. Нужно быть внимательным к людям, а также уметь договариваться и фиксировать договоренности. Люди принадлежат сами себе и ежедневно, приходя в вашу компанию, делают выбор в вашу пользу. Мы часто воспринимаем это как должное. Но это вовсе не так. Нам придется научиться быть хорошими работодателями не только при найме, в день заработной платы или на корпоративе. Если мы хотим, чтобы кто-то чужой, еще вчера малознакомый был вовлечен в наш бизнес, то нам придется сделать это и самим в отношении своих сотрудников. Надо понимать, что любой найм может закончиться увольнением, и вы всегда должны быть к этому готовы. Если вы проговорили со своим сотрудником происходящее и понимаете, что он подвержен негативным эмоциям, сконцентрирован на них и именно поэтому отстранился, то его уход — дело времени. Обида, злость, разочарование, зависть — все это имеет накопительный эффект и обязательно рванет в самый неподходящий момент. Если вы не убрали первопричину происходящего, то последствия всегда будут негативными, либо взрыв, либо разложение. Хотите себя обезопасить? Отдайте на аутсорс заявку на подбор сотрудника и будьте бдительны. Если вы понимаете, что ваш сотрудник рационализировал свою работу, чтобы больше времени уделять себе, семье или попросту выдохнуть и запастить энергией, поддержите его. Обозначьте, что текущее поведение не делает его менее ценным сотрудником и вы понимаете и принимаете его выбор. Сделайте сами шаги навстречу и обозначьте, что вы всегда открыты к диалогу и окажете необходимую поддержку и помощь. Надо помнить, что нам больше недоступна опция, в которой команда состоит исключительно из активных, инициативных, позитивных, креативных людей, которые поддерживают свой энтузиазм 24/7. Мы должны научиться достигать нужного результата с неидеальными людьми, которые все чаще будут приоритизировать себя и собственную жизнь, ставя ее выше корпоративного заповедника. Даже непонятные, несуразные и неприятные, на первый взгляд, люди могут стать отличными сотрудниками и принести вам прибыль. ![]() «Вовлеченные сотрудники выгорают охотнее и быстрее»— Стоит ли сотрудника уволить и сразу искать замену? — В текущих реалиях это непозволительная роскошь. Ее могут себе позволить только те работодатели, у кого отлично выстроены процессы внутри команды и есть достаточно ресурсов на перераспределение нагрузки. Иначе может возникнуть эффект домино, когда увольнение одного сотрудника приведет к увеличению нагрузки на тех, кто и сам находится на грани собственных ресурсов, после чего «сложится» подразделение целиком. Увольнять сразу необходимо тех, кто демонстративно игнорирует работу, ваши прямые указания, грубо нарушает установленные законодательством правила и нормы, совершая провокационные действия и занимаясь саботажем. Мы разбираем другой случай и здесь подход должен быть взвешенным и рассудительным, так как поведение сотрудника абсолютно этично и законно. Всегда надо понять причину происходящего, особенно, когда у вас есть на это время, ресурсы и понимание причинно-следственных связей. Ведь поведение человека может быть ответной реакцией на ворох демотивирующих факторов, с которыми ему все сложнее мириться. Возможно, дойдя до сути вещей, вы сможете устранить эти факторы, что положительно скажется на всех сотрудниках. На всех, кому еще только предстоит «дойти до ручки» и получить профессиональное выгорание в качестве бесплатной рабочей опции. Кстати, вовлеченные сотрудники выгорают охотнее и быстрее. — Как выстроить отношения с таким сотрудником? Есть ли тут правильная стратегия? — Все зависит от вашей цели. Вы хотите сохранить сотрудника, вернуть время вспять или намереваетесь найти повод, чтобы избавиться от него? Будьте честны с собой, ведь от ответа на этот вопрос зависит стратегия вашего поведения. Именно вы формируете правила и определяете приемлемый результат, которого стремитесь достичь. Запомните: время вспять не вернется. Чтобы вновь увидеть перед собой активного и инициативного сотрудника, вам придется с ним передоговориться. Найти тот вариант, который будет справедливым и выгодным для каждой из сторон и сможет перезапустить ваше взаимодействие, придав ему новую динамику. По-прежнему хотите сохранить сотрудника? Вам придется прилагать больше усилий, больше ресурсов, больше времени и вы должны понимать, что это не разовая акция. Иногда, чтобы сохранить кого-то рядом с собой, приходится поменять себя или все свое окружение. Готовы? ![]() Тогда самое время пойти и спросить, чего хочет сам сотрудник. Хочет ли он работать у вас в компании? Что ему необходимо: деньги, статус, признание или попросту никогда больше не видеть вашу милую физиономию? И куда подевался его энтузиазм? Что происходит, кто виноват и что делать? Теперь попробуйте задать все эти вопросы дружелюбно, без надрыва, претензий и христианского смирения. Просто. Внятно. Емко. Честно. Прямо и без подтекста. Слушайте молча… Я могу вам чем-то помочь? Слушайте молча… Вы очень ценны для нас и нам важно, чтобы вы всегда это знали. Слушайте молча… Хотите, мы поговорим завтра? Слушайте… Хотите расстаться с человеком? Знаете, почему? Знаете, кем заменить? Прощайтесь! Поступайте по совести и соблюдайте трудовое законодательство. Поблагодарите. Заплатите. Пожелайте успеха. Не можете сделать этого для человека, сделайте это как упражнение для себя, на вырост. «Возможно, мы слишком многого хотим за свои деньги?»— Что вообще делать работодателю в такой ситуации? — Задать себе вопрос, что не так? Что мы делаем не так, и почему это приводит к нежелательным последствиям? И так уж нежелательны эти последствия? Возможно, мы слишком многого хотим за свои деньги? Возможно, мы что-то утратили и не можем себе позволить людей, которые обладают всеми желательными опциями? Возможно, наша компания и мы сами не в состоянии привлечь и удерживать людей полных энтузиазма, энергии, эмпатии… А, оно нам надо? Представим, что с вами все в порядке, и мы наблюдаем единичный случай потери темпа или угасания когнитивных способностей отдельного индивида. Тогда, все идет по плану. Мы развиваем бизнес, формируем кадровый резерв, уделяем внимание своим сотрудникам, соблюдаем баланс, формируем регламенты и строим бизнес-процессы так, чтобы не зависеть от персоналий. Я осознанно не сказал о профессиональном выгорании, чтобы не возникло соблазна навешивать модные ярлыки на окружающих. Не нужно пытаться диагностировать других людей, просто будьте внимательны к ним и терпеливы. Если вас что-то не устраивает в сотруднике, говорите об этом прямо и открыто, и всегда будьте готовы услышать собеседника. Только тогда у вас появится новый шанс договориться и работать с людьми, которые никогда не будут для вас чужими. «Нужно сначала разговаривать и решать вопрос на общечеловеческом уровне и уж только потом — на юридическом»![]() Юрист, ведущий блога «Про договоры» — Как юридически правильно подойти к этой ситуации, чтобы обезопасить себя от дальнейших разбирательств? — На самом деле какого-то сугубо «юридического» алгоритма здесь не будет. Если есть контракт, то сотрудник «в неподходящее время» не уйдет. Уйти сможет только тогда, когда наниматель его отпустит. И на практике здесь бывает по-разному. Но я ни разу не встречал ситуаций, чтобы человека держали «до конца контракта». Обычно договариваются на какой-то срок, который человек отрабатывает и за который наниматель находит ему замену. И расходятся. Если у человека в описанной ситуации бессрочный трудовой договор, то он пишет заявление за 1 месяц — и наниматель его юридически никак не удержит. Именно поэтому, исходя из моего, в первую очередь, управленческого опыта, я бы рекомендовал с человеком поговорить. Попытаться понять, в чем проблема и чем вызвано такое резкое изменение его подходов к работе. Возможно, какие-то личные проблемы. Возможно, проблема с кем-то из коллег или непосредственным руководителем. Также можно поговорить с другими сотрудниками, чтобы сложилась более целостная картинка. И уже исходя из полученной информации, делать выводы и принимать решения. ![]() Если сотрудник решил уйти, то в ответ на прямой вопрос он, скорее всего, свое намерение озвучит и тогда можно будет обсуждать сроки и условия расставания, либо сделать ему «предложение, от которого он не сможет отказаться». Если намерение не озвучит, можно в разговоре выказать свою обеспокоенность его возможным уходом и объяснить, что за один день этот вопрос не решить. В любом случае, на мой взгляд, нужно сначала разговаривать и решать вопрос на общечеловеческом уровне и уж только потом — на юридическом.
Смотрите также
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
«Про бизнес» начинает новую рубрику «Что вы боялись спросить о бизнесе».Вы задаете вопрос, который вас волнует или пугает, а мы готовим на портале развернутый... |
Архив (Разное) |