21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

ПЯТЕРОЧНИКИ

26.08.2009 09:09 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Когда в школах еще действовала пятибалльная система оценок, так называли отличников. Мы сегодня тоже расскажем о пятерочниках-отличниках, точнее, передовиках производства. Впрочем, привязка к красивой цифре 5 сути не меняет. В центре внимания - пятиосные самосвалы.


Начнем издалека. Есть в бесконечном разнообразии грузовых автомобилей отдельный многочисленный класс - самосвалы. Это одна из первых специальностей, освоенных коммерческими автомобилями. С начала прошлого века практически все "грузовые" фирмы, и уже закрывшиеся, и благополучно существующие, уделяли самое пристальное внимание данной разновидности своей продукции.
Пусть это прозвучит банально, но "постоянно увеличивавшийся объем строительства во всем мире требовал соответствующего подвижного состава, в первую очередь самосвалов. Именно в агрегатах самосвалов, постоянно работающих в режиме наибольших нагрузок, воплощаются самые передовые технологии производства "рабочих лошадок".

Пятый элемент
Типаж самосвалов практически бесконечен - от миниатюрного трехколесного мотороллера с открытым сиденьем до циклопического карьерного гиганта высотой с дом. Диапазон грузоподъемности - соответственно от пары центнеров до сотен тонн. Неизменным в любом самосвале остается главный элемент - самосвальный кузов. Даже беглое перечисление всего разнообразия грузовиков займет не одну страницу текста, поэтому, отталкиваясь от стран-производителей, рассмотрим только наиболее интересные конструкции дорожных, подчеркиваем, дорожных самосвалов-пятиосников.
Тенденция развития самосвала, как и любого другого транспорта, очевидна - снижение себестоимости перевозок. Именно она послужила причиной появления самых мощных экземпляров - пятиосных дорожных машин.

Российский первопроходец
Приятно, что теперь и Россия входит в ограниченное число производителей таких чемпионов - компания Yarovit Motors производит самосвал серии Gloros с колесной формулой 10х8.
Полная масса этого гиганта - 54 тонны. Грузоподъемность - 32.700 кг (при ограничении скорости до 60 км/ч этот показатель возрастает на 10 тонн). Объем самосвального кузова - 25,3 куб. м.
Все компоненты - только от ведущих мировых производителей. Здесь используется специальная, усиленная рама из высокопрочной мелкозернистой шведской стали Domex. Двигатели - дизельные, на выбор Deutz или Cummins мощностью 400-430 л.с. Коробка передач, сцепление и раздатка - от ZF. Ведущие мосты (1-й, 2-й, 4-й и 5-й) производства Axletech. Поворотными выполнены тоже четыре (1-я, 2-я, 3-я, 5-я) оси. Вдобавок третья ось поднимается (для экономии топлива при порожнем рейсе). Подвеска зависимая, пневматическая, дополненная гидроамортизаторами. В общем, все выполнено на серьезном уровне, как у лучших зарубежных аналогов. Кто же является конкурентом российского тяжеловеса?

Голландский дуэт
Сами жители этой страны шутят: "Бог создал море, а голландцы - сушу". Учитывая, что почти четверть территории страны - насыпные земли, отвоеванные у моря, не удивительно, что первые пятиосники появились именно здесь еще в начале 80-х годов прошлого столетия.
Первый, наиболее известный - Terberg. Его серия F с колесными формулами от 8х4 до 10х8 строилась с использованием компонентов фирмы Volvo (двигатели, коробки передач, кабины). Теперь ее сменила усовершенствованная серия FM с аналогичными кабинами от именитых шведов. Продукцию именно этой фирмы следует считать наиболее близкой Yarovit, так как именно в сотрудничестве с фирмой Terberg создавался первый в СНГ пятиосник. Пара десятков самосвалов Terberg работает в европейской части России.
Второй, не менее известный в Европе производитель пятиосных самосвалов - GINAF. Разница в том, что эта фирма "тяготеет" к агрегатам DAF и широко использует кабины этой компании. Пятиосники серии G появились в 1983 году - с колесными формулами 10х4 и 10х8 и грузоподъемностью 40 тонн. Важным вкладом GINAF в технологию тяжелых самосвалов явилась собственная разработка 3-осных ведущих задних тележек "Тридем" с гидропневматической подвеской ведущих и управляемых колес.

Финский эксклюзив
В этой небольшой скандинавской стране единственный производитель грузового транспорта фирма Sisu давно изготавливает пятиосные самосвалы. К сожалению, небольшие объемы производства и высокая стоимость не позволяют этим необычным машинам расширить свою географию. Мировую известность финской фирме принесли сверхнадежные ведущие и управляемые мосты, которые используются даже компанией Western Star на внедорожных моделях.
Именно разнообразие применяемых типов мостов позволило Sisu создать крайне необычных дорожных гигантов с умопомрачительными колесными формулами 10х2 (поворотными выполнены 1-я, 2-я, 3-я и 5-я оси; при этом 2-я, 3-я и 5-я - подъемные)! Традиционно использовались дизели Cummins, в последнее время их сменили Mack серии E-tech мощностью от 360 до 450 л.с.

Старушка Европа представляет
Остальные европейские производители тоже не стоят в стороне. Конечно, в первую очередь производство таких машин началось в странах, имевших соответствующее дорожное законодательство для высоких осевых нагрузок (отсюда первенство Голландии и Финляндии). Потом и крупные компании, продающие свою технику по всему миру, ввели в свои программы пятиосные шасси для самосвалов. В середине 1990-х годов австрийский филиал OAF компании MAN начал производить такие машины серии Е2000. В начале XXI века к производителям пятиосников присоединился Mercedes с семейством Actros. Были единичные, "пробные" случаи постройки подобных машин на Volvo и Scania. Однако, в отличие от специализированных фирм, эти самосвалы появились в результате добавления пятой, неведущей оси с двускатной ошиновкой на удлиненной раме четырехосного строительного шасси. Такой же технологии придерживаются и автопроизводители в Новом Свете, где нередки 6- и даже 7-осные самосвалы. Там подкатные мосты встраиваются, как правило, перед ведущей тележкой на стандартную раму, поэтому "американцев" сегодня мы не рассматриваем.

Вердикт "АБw"
Очевидно, что спрос на такие огромные, сложные и дорогие конструкции не может быть массовым. И все же, почему они вообще появились? Какова эффективность эксплуатации таких машин?
Если сравнить стоимость, например, Yarovit Gloros A7801D (200.000 евро) со стоимостью обычного трехосного самосвала КамАЗ-6520 (70.000 долларов США), то выбор вроде очевиден.
Однако если просчитать эффективность использования этих машин, то вывод будет совсем другим.
Так, при работе на вывозе песка из карьера на коротком плече в 25 километров машины за день делают в среднем по 5 ходок, а КамАЗ успевает сделать на одну ходку меньше за счет меньшей средней скорости. Даже если нагружать последний "с шапкой" и возить по 20 тонн, за день КамАЗ перевозит 100 тонн, а Yarovit - 212 с половиной! Очевидно, что, например, в год это составляет гигантскую разницу. Добавьте сюда солидную экономию на запчастях (за счет принципиально иного качества исходных комплектующих), топливе, заработной плате водителя. Плюс уменьшение простоев машины в ремзоне (увеличенные межсервисные промежутки). А если речь идет об использовании десятка подобных машин? Все это приводит к серьезной экономии и повышению в итоге эффективности перевозок.
Вот почему все чаще в мире, в том числе и на дорогах СНГ, появляются "десятиногие" машины с огромными самосвальными кузовами...
Дмитрий ГЛАДКИЙ.
Фото автора, Максима ЧЕРНЯВСКОГО и Максима ШЕЛЕПЕНКОВА

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Когда в школах еще действовала пятибалльная система оценок, так называли отличников. Мы сегодня тоже расскажем о пятерочниках-отличниках, точнее,...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика