ПЕРВЫЙ ЗВОНОК БЕЗ ТРЕВОЖНЫХ НОТОК
ПЕРВЫЙ ЗВОНОК БЕЗ ТРЕВОЖНЫХ НОТОК
Первое сентября -- не обычный день. Это не просто день знаний или первый поход в школу для первоклассников... Для них это первый шаг в ответственную жизнь, первая «работа» в «должности» ученика. Естественно, что это событие завораживает детей -- они не знают, чего ждать от школы. Родители говорят, что это важно и ответственно, старшие братья и сестры, что там жутко тяжело и неинтересно, а тети и дяди, что там так здорово, что они хотели бы туда вернуться. Такие противоречивые мнения, где ж тут не растеряться. Недавно я разговаривала с мальчиком шести лет о школе: -- Скоро ты пойдешь в школу. Совсем немного времени осталось. -- Да, -- серьезно отвечает ребенок. -- Хочется в школу? -- Не знаю, там будет трудно. -- Ты ведь взрослый парень -- справишься! -- Справлюсь, -- все также по-взрослому отвечает будущий первоклассник, -- но это будет нелегко. Этот разговор натолкнул меня на мысль, что первый класс в школе -- это большой стресс для ребенка, огромное психологическое давление. Как и кто следит за тем, чтобы школа не стала для детей той «комнатой страха», в которую идешь сквозь слезы. Рассказать об адаптации первоклассников к школе согласилась заместитель директора по учебной работе (начальные классы) гимназии №7 Алена Гурьянова: Дошкольная подготовка -- Школа очень ответственно готовится к приему первоклассников. Мы собираем информацию о детях, которые подлежат обучению, смотрим, ходят ли они в детские сады или обучаются дома. Если ребенок не посещал детский сад, то мы предлагаем уроки, которые проводятся учителями начальных классов на базе школы. Первые учебные месяцы Конечно, самый серьезный период для первоклассников это сентябрь -- октябрь, когда они только начали учиться, сели за парту. Идет процесс адаптации детей к первому классу. На этом этапе педагоги и специалисты ведут основную работу, ведь от того, как адаптируется ребенок к школе, зависит его физическое и психическое здоровье, а значит и то, как будет складываться учебный процесс. В процесс адаптации входит: диагностика детей психологами, диагностика учителей и диагностика родителей. Мы проводим различные анкетирования, психолог обрабатывает информацию. На эти данные опираемся в дальнейшей работе. Если в процессе диагностики выявлены дети, которые дезадаптированы или с частичной дезадаптацией, то с ними работают более внимательно. Как заметить, что ребенок дезадаптирован Все начинается с того, что ребенок становится нервным. Проявляется это по-разному, в зависимости от темперамента. Нервозность может проявиться в поведении. Возможно, что он будет злиться, грубо отвечать. Некоторые дети, наоборот, замыкаются в себе, не хотят говорить о школе. У дезадаптированных первоклашек возможны нарушения сна. Если на это не обращать внимание, может начаться невроз. Обычно, когда ребенок возвращается домой, родители спрашивают: «Что ты сегодня выучил и узнал нового?» Этот вопрос некорректен. Ведь буквы ваш ребенок может уже знать и до школы, но он мог сделать много других открытий: найти себе друга, хорошо выполнить какую-то работу, возможно, его похвалил учитель. Для детей это очень важно. Поэтому лучше спрашивать: «Что нового происходило (было) в школе?» Как помочь приспособиться к школе Помочь ребенку на самом деле несложно. В первую очередь с детьми необходимо общаться. Ведь мы зачастую поглощены работой и своими взрослыми житейскими проблемами и иногда забываем, что с ребенком просто нужно разговаривать. В процессе общения проще уловить какие-то поведенческие отклонения. Дети охотно рассказывают все, что с ними происходит, ведь для них все в новинку, каждое событие -- открытие: с кем сегодня сидел, кто угостил конфетой, с кем был конфликт. Просто нужно найти терпение и время, чтобы выслушать ребенка. Светлана ВОЛКОВА |
|