ПРИБЫЛЬ РАДИ ПРИБЫЛИ?
ПРИБЫЛЬ РАДИ ПРИБЫЛИ?
Борьба субъектов мировой политики за право обладания энергоресурсами, а также вокруг путей транспортировки углеводородного сырья стремительно нарастает. Причем, консервируя собственные месторождения, державы стараются закрепиться на отдаленных, как правило, спорных зонах, богатых углеводородами. Самыми привлекательными на текущий момент являются: каспийская зона, а также северные месторождения. Последние стали объектом пристального внимания после того, как Россия заявила о своих претензиях на арктический шельф. Притязания Москвы вызвали практически незамедлительную реакцию США, Канады, Дании и Норвегии, также выдвинувших свои права на залежи региона. Ажиотаж легко объяснить. По мнению специалистов, запасы, залегающие под Чукотским морем, составляют порядка 25% от мировых. Пять лет назад, чтобы доказать свои права на шельф, Россия уже подавала соответствующую заявку в комиссию ООН, однако эксперты сочли притязания Москвы необоснованными. Теперь вопрос вновь будет рассмотрен в 2009 году. Правда, и эта попытка, что совершенно очевидно, встретит сильное сопротивление, прежде всего со стороны США. За каспийские ресурсы ведут борьбу сразу четыре стратегических центра: Россия, США, Евросоюз и Китай. Особенность положения связана с тем, что до недавнего времени Россия практически являлась монополистом путей транспортировки сырья в данном регионе. Между тем, уже в ближайшие годы расстановка сил может кардинально измениться, так как свои трубопроводы к каспийским ресурсам ведут и Запад, и Китай. В своих планах по транспортировке каспийской нефти и газа в обход России Запад особую роль отводит Азербайджану, чье географическое положение сулит Баку хорошие перспективы. Два новых трубопровода свяжут Азербайджан по дну Каспия с Казахстаном и Туркменистаном. А далее через Турцию или Грузию сырье будут доставлять в Европу. Однако в случае перехода ирано-американских трений в более горячую стадию, магистрали, проходящие по территории Азербайджана автоматически становятся уязвимы. К тому же, нет гарантий сохранения стабильности в вопросе решения армяно-азербайджанских территориальных споров из-за Карабаха. Не менее проблемной является и грузинская часть маршрута, учитывая претензии Тбилиси к самопровозглашенным республикам -- Абхазии и Южной Осетии. К зоне риска можно отнести также и граничащую с Ираком Турцию, и даже европейскую часть, а именно -- сербский край Косово. Как видно, пути, проектируемые Западом, проходят по довольно нестабильным территориям. При этом стратегическая значимость энергосырья придает конфликтующим сторонам дополнительный стимул к противоборству. Но учитывая, что набирающая вес демократическая партия США всегда интересовалась Каспием, проекты в большинстве своем, надо полагать, найдут практическую реализацию. Возможно, данная уверенность инициаторов трансконтинентальных энергетических проектов связана с тем, что на всем протяжении потенциальных маршрутов транспортировки каспийских углеводородов США устанавливают свои военные базы: в среднеазиатских республиках, в Румынии и Болгарии, в конце концов, самая крупная база Пентагона за пределами США – Бондстил, размещенная в сербском крае Косово. Министр по делам Косово и Метохии в правительстве Сербии С.Самарджич заявил: «Теперь весь мир может увидеть, какие на самом деле преследовались цели во время бомбардировок Югославии -- это создание натовского государства в границах независимого Косово со столицей в виде американской базы Бондстил». На очереди Грузия, сама предлагающая свою территорию под натовские объекты. В акватории Черного моря, с легкой руки украинских, румынских и болгарских властей, скоро также обоснуется натовский флот. Идея строительства транскаспийского газопровода появилась в американских правительственных кругах еще в середине 90-х годов, и первый грант по данному проекту США предоставили Туркменистану в 1998 году. Однако тогда Россия на правах монополиста оказала давление на Туркменистан и Азербайджан и в результате инициатива Вашингтона была заморожена. Доминирование России в каспийской зоне пока остается неоспоримым. Если в случае с Западом речь идет в основном о коммерческих предприятиях, которые находятся в стадии разработки технико-экономического обоснования, то российские компании давно функционируют в законченном цикле. Иными словами, регулярно получают готовую продукцию. Так, недавно Россия подписала очередное соглашение с Казахстаном и Туркменистаном о строительстве прикаспийского газопровода. К тому же, в прошлом году Москва нанесла ощутимый удар по наиболее амбициозному западному проекту Nabucco. Тогда был подписан контракт о закупке всего добываемого в Туркменистане экспортного газа до 2011 года. Таким образом, еще не созданный Nabucco был лишен ресурсной базы. По причине недостаточной загруженности даже введенные в эксплуатацию трубопроводы Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Эрзурум не могут конкурировать с российскими трубопроводами, являясь, скорее, символами западного присутствия в регионе. Лидеры углеводородных республик Средней Азии заверяют, что запасов сырья, находящихся в их распоряжении, хватит на удовлетворение потребностей всех претендующих групп. Но пока время на стороне России. Поэтому по мере нарастания процесса диверсификации потоков каспийских энергоресурсов изменится преимущественно статус поставщиков, которые в условиях большего выбора партнеров будут иметь больше возможностей диктовать свои правила торговли, в том числе в отношении цены. Правда некоторая интрига все же есть. Она заключается в том, что договор на закупку Россией всего туркменского газа заканчивается в 2011 году. То есть как раз в то время, когда запланирован ввод в эксплуатацию и западного проекта Nabucco, и китайских магистралей. В целях подстраховки Россия рассчитывает в 2011-2015 годах создать новую долгосрочную ресурсную базу на Ямале и в Восточной Сибири. В этой связи не исключено, что традиционные экспортные маршруты, включая белорусский, будут востребованы в новом качестве. Стабильные зоны добычи и транспортировки углеводородов имеют особую ценность еще и потому, что на сегодняшний день все основные еще не разработанные запасы нефти и газа находятся в проблемных регионах. Всякая экономика, безусловно, нуждается в ресурсной базе, без которой невозможно дальнейшее развитие государства. Однако в этой глобальной борьбе за обладание энергоресурсами на второй план отошел главный для всякого субъекта политики вопрос: какова же цель этого развития? Не исключено, что ответ банален – прибыль ради прибыли. Глеб ВОЛКОВ |
|