В гости к Мастеру
В гости к Мастеру
Сразу к двум знаменательным событиям готовится музей-мастерская Заира Азгура. В начале января следующего года отмечается 100-летие со дня рождения народного художника СССР, а чуть позже после многолетней реконструкции откроется и сам музей Алла КАЗАКОВА - Таким было его завещание, - рассказывает сын скульптора Заир Азгур. - Коллекционеры не раз хотели приобрести многое из произведений отца. Но мы решили сделать все, чтобы его наследие осталось на родине. У отца было два любимых города - Витебск и Минск. На Витебщине в деревне Молчаны он родился, а в Минске создал большинство своих скульптур. Творческое наследие Заира Азгура огромно - почти полторы тысячи работ. Среди них - скульптурный ансамбль на площади Якуба Коласа в Минске, памятник-бюст Янке Купале в Вязынке, памятник русскому полководцу Петру Багратиону, установленный в Бородино под Москвой, множество других монументальных композиций. Создал скульптор и целую галерею бюстов известных деятелей культуры. Это поэт Генрих Гейне, композитор Рихард Вагнер, писатели Томас Манн, Янка Мавр, Тишка Гартный… О трудолюбии скульптора ходили легенды. По свидетельству семьи Азгуров, многие из них правдивы. Однажды Заир Исаакович как всегда спешил в мастерскую, но по пути встретил знакомого, любившего поговорить. Некоторое время скульптор терпеливо слушал приятеля, однако, когда тот схватил мастера за пуговицу и начал рассказывать очередную историю, Заир Исаакович достал из кармана пиджака перочинный нож, отрезал пуговицу и убежал. - Такой случай вполне мог произойти с отцом, - поясняет Заир Заирович. - Он ценил каждый час, очень скучал без работы и постоянно вынашивал новые идеи. К такому ритму работы привык с детства. Папа в пятилетнем возрасте остался без отца, а уже в шестнадцать помогал маме зарабатывать на жизнь. Отрывался от работы он только ради школьников, которые часто приходили в мастерскую на экскурсию. Он подолгу расспрашивал их об учебе, увлечениях. Ребята наперебой рассказывали и чаще всего называли его «дедушка Заир». Я рад, что в музее собираются возродить прежние традиции: проводить мастер-классы и творческие встречи для юных скульпторов. Пусть в доме всегда звенят детские голоса. По признанию Заира Азгура-младшего, у его отца было немало завистников. - Некоторые считали его высокомерным барином, аристократом. Но папе всегда нравилось отлично выглядеть, хорошо одеваться. Я ни разу не видел его неряшливым или несобранным. Восхищала меня и его любовь к чтению. Собранная отцом библиотека, в которой много книг по истории, искусству, философии, занимала четыре большие комнаты. Хоть я и не унаследовал дело отца - стал юристом, но в остальном стараюсь всегда следовать его примеру. На пути Заира Азгура было немало испытаний. Когда началась Великая Отечественная война, его жена Маргарита Шашалевич, актриса Купаловского театра, была на гастролях в Одессе вместе с маленьким сыном. Труппу театра эвакуировали в Новосибирск, а затем в Томск. А Заир Исаакович в последних числах июня 1941 года пешком ушел из горевшего Минска и добрался до Москвы. Ему довелось участвовать в работе Центрального штаба партизанского движения. Заир Азгур неоднократно выезжал на линию фронта, был художественным редактором газеты «Раздавим фашистскую гадину!». Еще в годы войны Заир Исаакович начал работу над серией образов, посвященных подвигу нашего народа в Великой Отечественной. Он сутками не выходил из мастерской и одним из первых создал серию бюстов Героев Советского Союза. Некоторые из этих работ можно увидеть в музее-мастерской Заира Азгура. Здесь же хранится и бюст сына скульптора. - Я позировал отцу еще будучи студентом, - вспоминает Заир Заирович. - Работа мне понравилась. Правда, отец сделал меня более мужественным, энергичным, волевым. Надеюсь, с возрастом я хоть отчасти приобрел эти черты. Папа был сильным человеком, это же ценил и в людях. На первом месте у него - верность любимому делу, родной земле. Но вместе с тем в нем была и мягкость. У нас в доме постоянно жили собаки, за которыми отец ухаживал. Когда он шел в мастерскую, его провожали стаи ворон: мы их всегда подкармливали. Папа жалел даже щук, которых мы вместе ловили в редко выпадавшее свободное время. На охоту с друзьями он съездил только один раз. Увидел там подстреленного зайца и больше никогда не брал в руки ружье. После открытия музея здесь буду т проходить экскурсии, выставки. К 100-летию Заира Азгура планируется выпустить памятную медаль и альбом, посвященный его жизни и творчеству. Готовится пленэр скульптуры, участвовать в котором готовы не только молодые, но и известные мастера резца. Лучшие работы собираются установить у входа в музей-мастерскую. Справка «МК» Народный художник СССР Заир Азгур родился в январе 1908 года в деревне Молчаны Сенненского уезда Витебской губернии. Учился в Ленинградской академии художеств, Киевском художественном институте. Автор портретов героев Великой Отечественной войны Александра Родимцева и Александра Молодчего, китайского писателя Лу Синя, которые хранятся в Государственной Третьяковской галерее. Азгур создал также скульптурные портреты Героев Советского Союза летчиков Николая Гастелло и Виктора Талалихина, снайпера Феодосия Смолячкова, монументальные образы Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Петра Багратиона, Михаила Барклая-де-Толли. После окончания Великой Отечественной войны скульптор стал одним из организаторов Советского Комитета защиты мира. Неоднократно избирался депутатом Верховного Совета БССР. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Сразу к двум знаменательным событиям готовится музей-мастерская Заира Азгура. В начале января следующего года отмечается 100-летие со дня рождения нар |
|