Кому интересен иранский автомобиль нашей сборки и насколько он выгоден белорусской стороне? На этот и другие вопросы отвечает председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергей МИХНЕВИЧ.
- Что Белорусская автомобильная ассоциация думает о перспективах развития завода в поселке Обчак и о дальнейшем продвижении автомобилей Samand в Беларуси?
- Производство любой автомобильной марки, будь то Samand, китайский автомобиль или любой известный бренд, имеет одну важную особенность: наша республика - слишком маленький рынок. Каким бы большим ни казался рост продаж новых автомобилей, даже если их количество дойдет до прогнозируемых 50 тысяч, - это все равно не та емкость рынка, на которую может ориентироваться местная сборка. Поэтому белорусский завод должен иметь в виду внешние рынки, в первую очередь рынок России. При этом сборка должна идти одновременно с производством комплектующих, объем которых в каждом собранном в нашей стране автомобиле должен превышать 50 процентов. В таком случае автомобиль станет национальным продуктом и не будет облагаться таможенными пошлинами в странах единого таможенного пространства - это увеличит шансы окупаемости проекта. Если более половины комплектующих - зарубежные, ситуация резко меняется: машины становятся неконкурентоспособными на соседних рынках, так как их стоимость увеличивается на таможенную пошлину и НДС, то есть приблизительно на 40 процентов.
- Экспортеру придется учитывать, что российские пошлины на ввозимый автомобиль больше, чем белорусские?
- Разумеется, это однозначно поднимет стоимость машины. Чем меньше количество автомобилей серийной сборки, тем больше их себестоимость. Чтобы производитель мог получать прибыль, он должен организовать производство огромного количества машин. Поэтому Samand в сегодняшнем исполнении имеет те же перспективы, что и автомобиль "Люблин", который не смог добиться локализации. Если это получится у Samand, автомобили пойдут на Россию. После чего возникает проблема конкуренции на российском рынке.
- В начале года появилась информация о расширении производственных мощностей завода "Юнисон" - ожидается появление сварочного и покрасочного цехов. Разве завод не идет в этом направлении?
- Планы хорошие, только бы они были реализованы. Невыполнение прогнозных показателей по выпуску к концу текущего года двух тысяч автомобилей пока что говорит о том, что программа дает сбои.
- Чем это объясняется?
- Могу предположить только то, что лежит на поверхности, - проблемы финансирования производства, проблемы сбыта.
- Каковы перспективы работы компании, заявившей, что в 2008 году будет собрано 60 тысяч Samand?
- Цифра довольно смелая, хотя административными мерами можно добиться покупки Samand рядом государственных и негосударственных структур в качестве служебных автомобилей.
- Как это уже делает ГАИ?
- Уверен, что в ближайшее время сотрудники ГАИ пересядут в Samand. Не исключено, что "Юнисон" рассчитывает на весь парк ГАИ. Однако нельзя забывать, что с началом продаж автомобилей необходимо параллельно развивать сеть дилерских станций для их обслуживания.
- Не связаны ли смелые планы "Юнисон" собрать 60 тысяч автомобилей в 2008 году с желанием экспортировать их?
- Не исключено, хотя производство в таких объемах представляется мне сложной задачей. Огромную роль играет финансирование, а после решения финансового вопроса необходимо определить, кто будет покупать Samand. В России, повторюсь, автомобили нашей сборки будут неконкурентоспособны, если белорусская локализация не превысит 50 процентов. Завод Iran Khodro и на Россию, и на Украину вышел раньше, чем на Беларусь. При этом Samand - далеко не лидер продаж.
- В начале года стало известно о возможной сборке в Беларуси китайских автомобилей. Как оцениваете перспективы появления новых автомобильных заводов?
- Сборка брендов, не являющихся лидерами в других регионах, - весьма рискованный проект. В Китае работают около ста производителей автомобилей различных брендов. К сожалению, имидж китайского производства пока невысок. Машина - это не детская игрушка и не трикотажное изделие, которые можно купить на один раз. На новой машине надо поездить хотя бы год, от нее зависит жизнь. Сравнивая оснащение автомобилей известных брендов и недорогих, потребитель делает осознанный выбор в пользу более безопасных машин.
- И одновременно более дорогих?
- Дороговизна объясняется качеством, а также системами, которые дополнительно защищают водителя в процессе езды.
- Если Samand явно тормозит с темпами развития, не постигнет ли его судьба иные производства импортных автомобилей, появись они в Беларуси?
- Не исключено. О сборке автомобилей стоит говорить на более зрелой стадии развития промышленности страны. На мой взгляд, на текущем этапе гораздо разумнее был бы поиск инвестиций для производства запчастей к автомобилям ведущих брендов, а не для сборки автомобилей. В России давно работают в этом направлении, более того, сегодня Россия нуждается в локализации имеющихся сборочных производств ведущих брендов. На мой взгляд, в нашей республике сначала надо открыть мощности по производству запчастей, а потом можно подумать, какой автомобильный бренд собирать. При этом речь надо вести о раскрученных брендах, которые активно продаются во всем мире и у которых сегодня имеется дефицит производственных мощностей.
- Иранский партнер "Юнисон" концерн Iran Khodro высказал намерение инвестировать в строительство завода. Вам не кажется, что именно по этой причине проект Samand и заинтересовал наше государство?
- Не думаю, что инвестор столь близорук, чтобы вкладывать в завод большие инвестиции. Складывается впечатление, что невыполнение планов по сборке к концу текущего года во многом связано со сдержанным финансированием проекта - "Юнисон" наверняка рассчитывал на более активные инвестиции. Прежде чем вкладывать деньги в производство, необходимо изучить, кто будет покупателем автомобилей. В нашей стране столько Samand не продадут. Возведение новых производственных помещений займет два-три года, и в этот период прибыли не будет - отдача начнется только после экспорта Samand.
Марта ЖУКОВА.