Инфляцию снижаем — прибыль теряем
Инфляцию снижаем — прибыль теряем
Сохранение жесткой денежно-кредитной политики, прогнозируемое Национальным банком Республики Беларусь в 2008 году, существенно повлияет на поступления в бюджет отдельных видов налогов. Александр ЖУК Основное влияние на структуру доходов бюджета окажут показатели уровня инфляции и обменного курса белорусского рубля по отношению к основным валютам, используемым во внешней торговле (евро, доллар США и российский рубль). По планам Национального банка, инфляция в 2008 году прогнозируется на уровне 7-9%. При этом, в отличие от текущего года, основой прогноза рассматривается нижний уровень диапазона. Это, в свою очередь, предполагает возможное сокращение ставки рефинансирования, а значит, и расширение доступности банковских кредитов для юридических лиц. Последнее означает рост расходов субъектов хозяйствования на обслуживание кредитов, а соответственно, и сокращение уровня налогооблагаемой прибыли предприятий, так как по законодательству оплата процентов по кредитам относится на себестоимость. Следовательно, можно ожидать дальнейшего сокращения уровня поступлений в бюджет по налогу на прибыль (см. таблицу). Как видно из данных таблицы, с 2003 года роль налога на прибыль в формировании доходов бюджета сократилась на 3,5 процентного пункта — до 5,93% доходов бюджета по итогам 7 месяцев 2007 года. Не последнюю роль в этом процессе играет курсовая политика Национального банка, одной из целей которой является повышение доверия к национальной валюте, а соответственно, и снижение уровня инфляции в государстве. В свою очередь, сдерживание курса доллара отрицательно сказывается на возможностях отечественных предприятий по расширению экспорта. По итогам 7 месяцев 2007 года отрицательное сальдо торгового баланса превысило 2 млрд. USD. Несмотря на это, Национальный банк не планирует изменения курсовой политики и прогнозирует колебания курса белорусского рубля по отношению к доллару в 2008 году в пределах плюс-минус 2,5%. Соответственно, это сократит возможности повышения рентабельности продукции отечественных предприятий за счет расширения реализации товаров и услуг на внешних рынках. Рассмотренная тенденция по поступлениям в бюджет налога на прибыль характерна и для местных платежей, уплачиваемых из прибыли: транспортного сбора, сбора на содержание и развитие инфраструктуры города. Сокращение налоговой базы по налогу на прибыль аналогично сократило и налоговую базу местных налогов из прибыли. Это, в свою очередь, снижает возможности местных бюджетов по финансированию развития транспорта и инфра- структуры в регионах. Прогнозируемое сокращение доли налога на прибыль в доходах консолидированного бюджета республики потребует от Министерства финансов поиска дополнительных источников для компенсации потерь. Такими источниками станут, прежде всего, налог на добавленную стоимость и импортные таможенные пошлины. Увеличение импорта товаров, наблюдающееся в последние годы, положительно сказывается на динамике поступлений как по НДС, так и по импортным таможенным пошлинам. Так, с 2004 по 2006 год доля НДС в налоговых доходах бюджета возросла с 18,4 до 27,4%. Плановое задание по таможенным пошлинам в доходах бюджета возросло с 4,8% в 2006 году до 5,3% в 2007 году. С учетом сохранения курсовой политики Национального банка можно ожидать значительного перевыполнения указанного показателя и по итогам 2007 года. Переориентация бюджетной политики Республики Беларусь на использование косвенных налогов в качестве основных источников поступлений в бюджет снижает зависимость государственных финансов от результатов финансово-экономической деятельности предприятий. Это ведет к росту налоговой нагрузки на предприятия и необходимости проведения мероприятий налогового планирования. Первоочередными мероприятиями налогового планирования должны стать меры, направленные на повышение эффективности работы бухгалтерской службы предприятия, сокращение количества ошибок при начислении и уплате налогов. Эти мероприятия связаны с повышением квалификации работников предприятия, использованием услуг внешних консультантов, проведением аудита. Прогнозируемый рост ставки НДС до 20% в ситуации, когда уплата указанного налога является наиболее сложной, повышает риск и размер возможных санкций за нарушение налогового законодательства. Это особенно актуально на фоне данных Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. Так, за 6 месяцев текущего года нарушения выявлены у 72,7% проверенных организаций и 71,1% индивидуальных предпринимателей. Дополнительно от контрольных мероприятий поступило в бюджет 125,7 млрд. BYR, что на 9,7% больше уровня прошлого года. В качестве положительного элемента можно отметить, что планируемые на 2008 год параметры денежно-кредитной политики предполагают возможность дальнейшего сокращения уровня инфляции, а это должно отразиться и на размере пени в сторону ее снижения. Как известно, ставка пени привязана к ставке рефинансирования, зависящей от уровня инфляции. В свою очередь, прогнозируемое в 2008 году дальнейшее жесткое регулирование обменного курса белорусского рубля по отношению к доллару выявляет необходимость применения во внешнеэкономических расчетах других валют (евро или российского рубля). Колебания курсов этих валют позволяют использовать возможности налогового планирования в части курсовой разницы, направленные на регулирование уровня налогооблагаемой прибыли. Выбор этого метода налогового планирования зависит от момента уплаты налога (при отгрузке или при оплате продукции), определяемого в учетной политике организации, которая должна составляться в соответствии с прогнозируемыми параметрами макроэкономического развития государства. В целом следует отметить, что мероприятия налогового планирования зависят от целей и условий экономической деятельности предприятия, они требуют специальных знаний теории и особенностей практики применения инструментов налогового планирования в Республике Беларусь. Более подробно об организации эффективного налогового планирования на предприятии можно узнать на семинарах, проводимых Институтом независимой экспертизы (ИНЭП). Следует отметить, что предложенные выводы являются лишь одним из возможных вариантов влияния денежно-кредитной политики на поступления платежей в бюджет в 2008 году. Итоговые результаты формирования доходной части бюджета во многом будут обусловлены ценами на российские энергетические ресурсы, а также способностью Национального банка удержать запланированные параметры денежно-кредитной политики. В первую очередь это относится к показателям уровня инфляции и обменного курса белорусского рубля по отношению к основным внешнеторговым валютам. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Сохранение жесткой денежно-кредитной политики, прогнозируемое Национальным банком Республики Беларусь в 2008 году, существенно повлияет на поступлен |
|