Первым делом - самолеты, ну а опера - потом…
Первым делом - самолеты, ну а опера - потом…
Михаил Афанасьевич Дружина - исключительная личность в белорусском искусстве. С 1956 года и по сей день его бас звучит в Минске со сцены оперного театра. «Я - самый старый артист оперы в мире, - смеется Михаил Афанасьевич, - мне уже 85, а я еще на сцене…» А когда-то он и помыслить не мог о рукоплесканьях больших залов. Готовился стать учителем в деревушке под Днепродзержинском, но судьба распорядилась иначе… Андрей ИВАНОВ Война определила Мишу Дружину в авиацию. После окончания Бугурусланского училища молодой летчик попал на фронт. - Я, правда, самолеты не сбивал, - рассказывает Михаил Афанасьевич, - был инструктором. Учил наших летчиков, а после освобождения Варшавы - польских. На войне меня Бог хранил, осколки до меня не долетали. Потом мать рассказывала, что каждый ее день начинался с того, что она за меня молилась. В 1948 году инструктор Дружина приезжает в Беларусь. Он служит в Пинске, учит новичков летать на одномоторном «Ил-10» и… поет. Да еще как! Всегда в строю был запевалой, и в военном хоре летчик исполняет сольные партии. Но ни о чем более серьезном не думает: какие песни, если машины простаивают! - И вот после очередного концерта самодеятельности, - продолжает Михаил Афанасьевич, - ко мне подошли несколько человек из жюри и говорят: «Вам нужно поступать в консерваторию». Я им в ответ: «Где консерватория, а где - я?» От Пинска до Минска - двести километров. Мне же летать надо. «А если вас переведут в Минск?» - спрашивают работники культуры. Мне тогда исполнилось 28 лет, и высшее образование было моей мечтой. «Неплохо бы, - говорю, - только кто же меня туда переведет?..» Столичные гости не обманули. Через месяц пришел приказ: откомандировать старшего лейтенанта Дружину Михаила Афанасьевича в военную часть № 26318 в гарнизон Степянка для прохождения дальнейшей службы. На новом месте Михаила Афанасьевича ожидали другие трудности. Во-первых, ему пришлось переучиваться, чтобы летать на двухмоторных самолетах, а во-вторых, службу теперь надо было совмещать с учебой. Шутка ли, консерватория находилась в десяти километрах от Степянки, а полеты были каждый день - как и занятия. - Если бы я тогда знал, как трудно придется, ни за что бы не согласился и летать, и учиться, - смеется певец. - Приходилось «с боем прорываться» в консерваторию. Если у командира плохое настроение, то мог и не отпустить. Только в дни, когда была нелетная погода, без проблем ездил на занятия. За стипендией приходил последним На подготовительном курсе лейтенант постигал теорию музыки, в полеты брал с собой клавиатуру, нарисованную на фанерках, и изучал ноты. Его учителем тогда был белорусский композитор Петр Подковыров. В консерватории Дружину знали, как добросовестного студента - все пропущенные занятия он отрабатывал, учился хорошо, даже получал стипендию. - Стипендия была 275 рублей. А как летчик я получал по три-четыре тысячи рублей. Специально приходил за стипендией последним - стыдно было перед друзьями… В 1951 году Михаил Дружина стал студентом первого курса Минской консерватории и попал в класс знаменитого драматического тенора Евгения Виттинга, близкого друга Шаляпина. Одновременно Михаил Афанасьевич продолжал служить в Степянке в должности командира корабля. Через год он первый раз в жизни получил отпуск летом - на 45 суток - и поехал в деревню к матери. - Отдохнуть удалось только десять дней, - вспоминает Михаил Афанасьевич, - тогда в Беларуси проводились учения совместно с войсками стран Восточной Европы. После разбора полетов на полигоне недалеко от Барановичей должен был состояться большой концерт, на который обещал приехать сам маршал Жуков и генералы всех стран - участниц маневров. И вот мне приходит телеграмма: «Дружине срочно явиться в часть». Жалко, конечно, прерывать отпуск, но делать нечего - собрался и поехал… «Вам, старший лейтенант, в опере петь надо…» Итак, второкурсник консерватории летчик Дружина должен был петь перед высшими чинами армии. Решил исполнить арию Варяжского гостя из оперы «Садко» и куплеты Мефистофеля из «Фауста». Михаил Афанасьевич вспоминает, что когда вышел на сцену, у него дрожали колени - в зале не было никого чином ниже полковника. Все знали, что Жуков очень любит украинские песни. Поэтому под занавес старший лейтенант Дружина с оркестром грянули «Дывлюсь я на небо…» Жуков поднялся с места и зааплодировал. Вслед за маршалом встал весь генералитет. Старшему лейтенанту устроили овацию. Товарищ Жуков тут же подошел к Дружине и, пожав руку, сказал: «Вам, старший лейтенант, в опере петь надо…» В ответ Михаил выпалил: «Служу Советскому Союзу!» Окончив консерваторию и службу в армии, 33-летний Дружина попал на работу в оперный театр. - Позже в театр пришла моя будущая жена - Полина Голочева, - продолжает Михаил Афанасьевич. - Я полюбил ее за голос - у Полины чудесное меццо-сопрано. После женитьбы мы продолжали работать вместе… Творческий полет - На сцене проще, чем в полете. Самое страшное, что случается, - текст забудешь или «петуха пустишь». А в небе любая ошибка может стоить жизни и тебе, и экипажу, - говорит Михаил Афанасьевич. - А вы летали после того, как ушли в оперу? - Да, случалось. Как-то отправились с театром на гастроли в Полоцк. И я не выдержал - подхожу к командиру корабля, показываю свою летчицкую «корочку» - дай, мол, друг, порулить… Пустили меня за штурвал, летим, а самолет попал в облако. Ну и потрясло немного - такие вещи от летчика не зависят. Когда подлетали к городу, пришлось вернуться в салон. А там сидит наша концертмейстер - вся зеленая от тряски. «Кто, - спрашивает, - самолет наш вел?» Отвечаю, что я. «Плохой из тебя летчик», - говорит дама. Я тогда на нее обиделся. Зато потом появилась возможность реабилитироваться - тем же составом мы летели из Бреста, и я опять попросился в кресло командира. Потом та же концертмейстер мне благодарность объявила. Сказала, что все-таки как летчик я хорош. - Поклонницы вам досаждали? - К счастью, не слишком. А вот с Николаем Ворвулевым, с которым я пел в «Евгении Онегине», случалось разное. У нас с ним были одинаковые автомобили марки «Победа», мы и парковались рядом. Как-то возвращаюсь со спектакля «Демон», где Коля пел главную партию, глядь - а от его машины отбегают какие-то дамочки. Ну, думаю, «дворники», наверное, поснимали! Подхожу - а «Победа» вся зацелована, везде красная помада. Вот как любили артистов оперы! За свой долгий творческий «полет» Михаил Афанасьевич спел более сорока оперных партий. Это и Мефистофель из оперы «Фауст», и монах-раскольник Досифей из «Хованщины», и Пимен из «Бориса Годунова», и Иван Сусанин из одноименной оперы, и Мельник из «Русалки»… Летчик и певец Дружина удостоен множества наград: ордена Красной Звезды, ордена Отечественной войны, двух польских орденов «Серебряный Крест Заслуги», ордена «Знак Почета», полутора десятков медалей… И, конечно, звания народного артиста БССР. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Михаил Афанасьевич Дружина - исключительная личность в белорусском искусстве. С 1956 года и по сей день его бас звучит в Минске со сцены оперного теат |
|