Неуловимо, как дым
Неуловимо, как дым
Выставка фотографий "Другой ветер" Алексея Андреева, посвященная Китаю, демонстрируется до 16 ноября в галерее визуальных искусств NOVA Центральной городской библиотеки им. Я. Купалы в Минске. Лариса МИХАЛЬЧУК Представленные на ней работы вошли в книгу с одноименным названием, презентация которой состоялась в день открытия выставки. Литературно-художественное издание "Другой ветер" вышло в минском издательстве "Логвинов" небольшим тиражом — всего 300 экземпляров. И это вызывает сожаление. Во-первых, книга необычно оформлена и может быть украшением любой домашней библиотеки. А во-вторых, и это главное, она очень интересная. На первый взгляд Алексей Андреев рассказывает о Китае и китайцах, поскольку три эссе, помещенные в книге, были написаны после трех поездок по стране, причем путешествия совершались не только по традиционным для туристов местам, но и по тем уголкам, которые обычно европейцы не посещают. В действительности же автор через призму китайской реальности анализирует жизнь в Беларуси. В книге почти нет явных параллелей между культурами и современной жизнью двух стран, но они поневоле напрашиваются при ее прочтении. "Человек, живущий в Европе, вообще ничего не знает о Китае, — рассказывает Алексей корреспонденту "БР". — Эту страну нельзя сравнивать ни с какой другой. Например, в китайской школе с 1-го по 12-й классы дети учат китайский язык каждый день. Нет отдельных предметов "литература" или "философия", это все — китайский язык. Если поступаешь в вуз, все пять лет ты будешь учить китайский язык. И нет никакого китайского экономического чуда, чудес не бывает. Они просто учатся, работают и живут в культуре. Для нас это чудо. Китайцы понимают, где они живут, они понимают место своей страны в мире". "Самое главное в Китае неуловимо, как дым курящихся благовоний, — пишет А. Андреев в одном из эссе. — Оно, как отражение в стекле, лишено осязаемой плотности и привычной резкости. Самое главное в Китае с трудом подбирает для себя определения, бередит сознание незнакомой, похожей на музыку речью и музыкой гуциня, в которой прочитываются забытые Слова. Самое главное в Китае обозначено движением кисти, творящей слово, но не самим словом. Самое главное в Китае ускользает от меня, как утренний сон, напоминает о себе неясной улыбкой Будды и живет в душе сладким обещанием чуда...". "Китай меняется на глазах. Приезжаешь через год — и не узнаешь город, — утверждает А. Андреев. — Зданий, которыми любовался в прошлый приезд, улиц, по которым ходил, уже нет. Это грустные цивилизационные явления, которые везде одинаковы — в Пекине, Москве, Нью-Йорке. Все застраивается и перестраивается очень быстро. Представить себе строительство дома, растянутое на год, невозможно; дом строится в течение трех месяцев. В то же время в стране сохранилось много памятников культуры, архитектуры, и китайцы активно восстанавливают все, что можно восстановить. Говорят, что во время Мао Цзэдуна много памятников в Китае разрушили, но тогда встает вопрос: а сколько их там было?". "Столица Поднебесной похожа на слоеный пирог, — рассказывается в одном из эссе. — Широкие недавно проложенные проспекты; движение автомобилей в пять рядов; навесные развязки дорог. Небоскребы. Стекло и бетон, торжество новой архитектуры. Но стоит свернуть в переулок — и попадаешь в город, который не спутаешь с Нью-Йорком. Узкие улочки и одно-, двухэтажные застройки, которым сотни лет. Старые кварталы — это целая цивилизация, космос, который живет своей неповторимой круглосуточной жизнью. Кафе и офисы, магазины и бани; уличные торговцы и редкие нищие, похожие на конфуцианских мудрецов; велорикши, пешеходы, велосипедисты... Все наполнено жизнью, и эта жизнь завораживает". И далее следует сравнение столиц: "Пекин — это среда обитания. Он существует и развивается, как природный ландшафт, — естественно. Законы, по которым живет столица Поднебесной, — органичны, как сама жизнь под небом. Это город, созданный для жизни человека, и он меняется сообразно его потребностям. Пекин продумывается поколениями людей, понимающих, что такое гармония. Москва придумывается государевыми чиновниками, и не всегда умно. Путаясь в прошлом, Минск боится будущего, откладывает его на потом, и время даже не останавливается — проходит мимо. Остаются пожелтевшие обои и морщинки на лице...". "Китайцы живут по-разному, — рассказывает Алексей. — Если ты получил высшее образование, то будешь уважаемым человеком. В то же время там полно людей, которые, к примеру, подметают улицы в Пекине за 2 юаня в день. На один юань они живут, а второй откладывают на учебу ребенка. И это не пьяные, не опустившиеся люди; бедность там достойна и трезва, а богатство чаще всего не кичливо. Там политика государства совершенно другая. Принцип такой: предприниматель (даже если у человека десять ресторанов, он все равно считается мелким предпринимателем) платит фиксированную ставку налога. Он зарабатывает сам и обеспечивает работой еще 250 человек. Государство дает возможность работать и зарабатывать. Но только не просите у него бесплатного образования, лечения, льгот на проезд. В Китае нет ничего бесплатного, но есть возможность работать". Какой видят жизнь в Беларуси китайцы? На вопрос автора, в чем ее отличие от жизни в Китае, один из героев книги говорит: "Ваша жизнь похожа на черно-белую фотографию. А в Китае жизнь цветная. — Ты о природе? — Нет, я о жизни. — А люди? — А люди везде одинаковые...". "Почему я — снова и снова — возвращаюсь в Китай? — подытоживает свое отношение к стране А. Андреев. — Это не рай на земле. Совсем нет. Здесь много проблем. Но больше потенциальных возможностей для их решения. Нигде прежде я не видел такой интенсивности жизни, такой мощи ее и красоты... Сегодня мы прилагаем невероятные усилия, чтобы наполнить бессмысленное смыслом, дешевое сделать дорогим, — и от этого очень устаем. Я чувствую эту усталость в Минске, Стокгольме, Париже, Берлине... Я уезжаю от нее в Китай". Справка "БР" Алексей Андреев родился в 1968 г. в Минске. Учился на факультете журналистики Белорусского государственного университета. Работал директором экспериментальных мастерских, заместителем редактора газеты-клуба "Такая жизнь". С 1996 г. — главный редактор журнала "Монолог". В 2004 г. вышла его книга "Дневник отражений", весной 2007 г. — книга "Ночь. Дидактика". Живет в Минске. Андреев А. Другой ветер. — Мн.: Логвинов, 2007. — 176 с. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Выставка фотографий "Другой ветер" Алексея Андреева, посвященная Китаю, демонстрируется до 16 ноября в галерее визуальных искусств NOVA Центральной
|
|