Дети: третий — лишний?
Дети: третий — лишний?
Необходима корректировка демографической политики Демографический кризис в Беларуси, продолжающийся с 1993 года, уже в скором времени, как считается, может привести к существенному дефициту трудовых ресурсов и к замедлению темпов экономического роста. Владимир АКУЛИЧ Данная проблема, как это и записано в Национальной программе демографической безопасности на 2007-2010 гг., решается в Беларуси за счет увеличения числа многодетных семей, дословно: "за счет создания условий для рождения трех и более детей". При этом главная ставка делается на решение жилищных проблем многодетных семей (за 4 года на эти цели запланировано выделить 574,5 млрд. BYR). Однако такой подход имеет ряд существенных недостатков. Ловушка бедности. Во-первых, стимулирование многодетности у белорусских женщин идет вразрез с их собственными представлениями о желаемом количестве детей. Так, по данным опросов, почти 90% женщин в Беларуси предпочитают иметь не более двоих детей. Кроме того, в настоящее время количество многодетных женщин уже на 7% превышает количество женщин, желающих ими стать (19% против 12%). С другой стороны, в Беларуси есть 18% женщин, которые хотели бы иметь детей, но по разным причинам их не имеют. Одного ребенка хотели бы иметь 28% женщин, а имеют 23%; двоих детей хотели бы иметь 57%, а имеют лишь 37%. То есть 41% женщин можно стимулировать к рождению первого или второго ребенка, и, по крайней мере, для 25% из них этот ребенок будет желанным. Во-вторых, недооценивается тот факт, что низкий материальный достаток многодетных семей в Беларуси является серьезным препятствием для формирования полноценного человеческого капитала детей в таких семьях (инвестирование в развитие навыков и способностей детей хотя бы на уровне обычных семей). Так, в настоящее время в Беларуси насчитывается примерно 77 тыс. семей, воспитывающих трех и более несовершеннолетних детей. Из них 50% имеют среднедушевые располагаемые ресурсы ниже черты бюджета прожиточного минимума. Призыв к стимулированию многодетности на уровне всего государства вообще противоречит здравому смыслу, поскольку игнорирует ту истину, что увеличение числа детей в семье, как правило, приводит к сокращению ресурсов (прежде всего, доходов и времени), инвестируемых родителями в формирование человеческого капитала каждого из них. При таком подходе, даже если удастся решить демографическую проблему, то возникнет другая, более серьезная, — дефицит человеческого капитала и все вытекающие из этого макроэкономические проблемы: от нехватки квалифицированных трудовых ресурсов до неконкурентоспособности Беларуси на внешних рынках и замедления темпов экономического роста. В-третьих, поощрение многодетности менее эффективно и с точки зрения базы количественного прироста населения. Так, в Беларуси в настоящее время из общей численности семей 37% (1.376,7 тыс.) вообще не имеют детей, а из тех, что имеют, семьи с одним ребенком составляют 64% (923,7 тыс.), с двумя — 31% (453,8 тыс.), с тремя и более — 5% (77,1 тыс.). В связи с этим стимулирование рождения первого и второго ребенка может дать прирост численности населения в объеме примерно 2 млн. 300 тыс. человек. Стимулирование же рождения трех и более детей может дать прирост населения в 4 раза меньше — всего 530 тыс. человек. Пособия вместо "штрафа" за материнство. Вместо ныне существующей в Беларуси ставки на рождение третьего ребенка следовало бы сделать акцент на стимулирование рождения второго ребенка и государственную поддержку при рождении первого ребенка. Такая политика реализуется в ряде стран ЕС, например в Великобритании, где правительство призывает своих граждан не заводить более двух детей. При этом основным инструментом регулирования рождаемости предлагается сделать величину пособия по уходу за ребенком вместо обеспечения жильем многодетных семей на чрезвычайно льготных условиях. Например, если средства, выделяемые на помощь в строительстве жилья, направить на увеличение пособий, выплачиваемых при рождении ребенка и по уходу за детьми, то пособие могло бы вырасти до 35% от средней заработной платы вместо нынешних 17%. На каждом последующем этапе повышения пособий будет все больше женщин, принимающих решение о рождении ребенка. Останется только определить эластичность рождения детей в зависимости от величины пособия по уходу за ребенком, и повышать его до тех пор, пока не удастся добиться желаемого прироста рождаемости (согласно нынешней программе демографической безопасности, это 10-11 тыс. детей в год). Необходимо предусмотреть возможность того, чтобы величину пособий по уходу за ребенком сделать дифференцированной и увязать ее с уровнем доходов женщины на момент выхода в декретный отпуск. Также необходимо развивать новые институты, для того чтобы женщины в связи с рождением ребенка выбывали из состава рабочей силы на более короткое время. Возможно, здесь стоит перенять опыт организации системы домашних детских садов Дании и других Скандинавских стран. Или придумать что-нибудь свое. Например, государство может доплачивать дедушкам и бабушкам, если они присматривают за своими внуками (таким образом, мать будет тратить меньше времени на уход за ребенком, пожилые люди будут получать добавку к пенсии, а в отдельных случаях и освобождать рабочие места, осваивая новую профессию — няни). Реализация этих мер в комплексе позволит значительно сократить так называемый "штраф за рождение ребенка", который платит женщина в виде сокращения ее доходов, а во многих случаях и жертвуя карьерным и профессиональным ростом. Подобный "штраф" нередко становится основным препятствием при принятии решения о рождении ребенка для многих женщин, особенно тех, кто достаточно хорошо зарабатывает. Бесплодие — не приговор. Второй базовой составляющей преодоления демографического кризиса могла бы быть ставка на оказание помощи семьям, которые желают иметь детей, но не могут их иметь по тем или иным причинам. Например, оказание значительной финансовой поддержки в решении проблемы бесплодия с помощью его лечения (государство должно закупить все необходимое оборудование и оплачивать, как минимум, 90% стоимости таких операций). Большой потенциал в проблеме повышения уровня рождаемости в условиях Беларуси — использование института суррогатного материнства. Развитие этого института уже получило поддержку со стороны государства в виде принятого в начале 2007 года соответствующего закона (который, кстати, принят не во всех странах Европы). Однако останавливаться на достигнутом нельзя. Необходимы государственная рекламная кампания по приданию положительного имиджа институту суррогатного материнства в белорусском обществе, и самое главное — оказание государственной помощи родителям в форме оплаты не менее 60% от стоимости данной услуги. Только в этом случае данный институт станет заметной и значимой составляющей в решении демографической проблемы. Не стоит игнорировать и факт необходимости повышения христианской культуры белорусского населения. Эта направление деятельности также способно помочь в преодолении демографического кризиса. Ведь не секрет, что у верующих людей традиционно больше детей. Здесь можно привести опыт таких европейских стран, как Польша, Италия, Португалия, где сильны традиции христианского воспитания. Имидж — это все. Однако более действенным и дешевым способом решения проблемы нехватки трудовых ресурсов является, как правило, не воспроизводство их внутри страны за счет повышения уровня рождаемости, а привлечение извне. Многие страны ЕС, которые значительно богаче Беларуси, тем не менее оказались не способны увеличить пособия до такого уровня, чтобы обеспечить значительный прирост населения. Основным средством решения проблемы нехватки трудовых ресурсов в этих странах является иммиграция. За период 1994-2006 гг. в странах ЕС естественный прирост населения был на 80% обеспечен за счет иммигрантов. При этом нельзя согласиться с теми, кто считает, что Беларусь не обладает значимым иммиграционным потенциалом. Так, в середине 90-х гг. прирост населения в Беларуси за счет иммиграции покрывал его естественную убыль на 25-45%, а в середине 2000-х гг. — лишь на 5-6%. Базой для привлечения трудовых ресурсов в экономику Беларуси могут стать постсоветские страны. Необходимо определить перечень этих стран, как это сделала, например, Чехия (объявила 12 стран, граждане которых имеют облегченный доступ на рынок труда этой страны и на получение ее гражданства), хотя понятно, что для Беларуси основные иммиграционные потоки можно ожидать из провинциальных районов России. Тем не менее и это немало, особенно если учесть, что треть этнической территории нынешней Беларуси находится в составе России. Это Смоленская, Брянская области, часть Псковской области, где проживает большое количество обрусевших белорусов. Много потомков бывших переселенцев из Беларуси проживают в Сибири. Тем из них, кто сможет доказать свои белорусские корни, можно давать "карту белоруса" (по примеру, как это делает Польша для поляков, которые живут за рубежом, или по примеру "зеленой" карты США и "голубой" карты ЕС). Такая карта будет давать право на постоянное проживание и трудовую деятельность на территории Беларуси. В случае необходимости привлечения в белорусскую экономику дополнительных трудовых ресурсов многое будет зависеть от эффективности рекламной кампании и от того, что реально сможет предложить Беларусь тем молодым людям из соседних стран, которые решат стать белорусскими гражданами. Если не будут предложены более высокая оплата труда и социальные стандарты жизни, то тогда, наоборот, воспроизведенные в Беларуси собственные трудовые ресурсы будут использоваться соседними странами (как это происходит сейчас — по разным оценкам, от 370 тыс. до 2 млн. белорусов трудятся за границей). В связи с этим не стоит драматизировать проблему демографического кризиса и напрямую связывать его с возможным дефицитом трудовых ресурсов. Если Беларусь действительно станет испытывать нехватку трудовых ресурсов в силу своего опережающего экономического развития, то тогда она будет в состоянии предложить более высокооплачиваемые рабочие места. И пусть такое предложение в ближайшей перспективе вряд ли окажется выгодным для жителей Москвы, но вот для жителей из многих российских регионов — вполне. В любом случае проведение рекламной кампании по привлечению молодых образованных людей из России и других стран в целях пополнения трудовых ресурсов всегда с лихвой окупится (даже если это будет всего несколько сотен человек в год), поскольку каждый привлеченный из-за границы перспективный работник освобождает государство от значительных затрат, если бы оно взялось воспроизводить его внутри страны (начиная от средств на стимулирование рождаемости и заканчивая формированием его человеческого капитала). Причем в этом направлении необходимо начинать работать уже сегодня, регулируя жесткость критериев отбора в зависимости от изменения величины спроса на рабочую силу со стороны отдельных отраслей белорусской экономики. Предложенная корректировка демографической политики позволит перевести решение проблемы демографического кризиса в более спокойное русло за счет диверсификации направлений ее решения, а также позволит более справедливо и эффективно использовать государственные средства, направляемые на преодоление возможного дефицита трудовых ресурсов. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Демографический кризис в Беларуси, продолжающийся с 1993 года, уже в скором времени, как считается, может привести к существенному дефициту трудовых р
|
|