СРОЧНО ТРЕБУЮТСЯ... ПРОПИСКА НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНА
СРОЧНО ТРЕБУЮТСЯ... ПРОПИСКА НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНА
С 1 января 2008 года иногородние граждане смогут легально работать в Минске без прописки. Как известно, уже полтора десятилетия прием на работу жителей других регионов страны возможен только с разрешения Мингорисполкома. На сессии Минского городского совета на минувшей неделе эта норма отменена. В какой степени Минск нуждается в притоке иногородних специалистов и как это изменит ситуацию на рынке труда столицы, в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома — начальник управления занятости населения Чеслав Ровба. — Чеслав Иосифович, как развивается сегодня столичный рынок труда? Сколько вакансий предлагают службы занятости города? — Динамичное развитие экономики города и довольно успешная реализация мероприятий по обеспечению занятости позволяют сохранять самый низкий уровень безработицы среди регионов страны: в Минске этот показатель составляет 0,4% к численности экономически активного населения (в республике — 1%). При этом в столице растет число занятых в экономике. По итогам года данный показатель достигнет 1 млн. 17 тыс. человек (прирост за текущий год составит около 17 тыс.). Это обеспечивается за счет создания рабочих мест и заполнения имеющихся вакансий. По прогнозу, в нынешнем году в Минске появится почти 22,7 тыс. новых рабочих мест. Около 1,8 тыс. предприятий ежемесячно подают информацию в службу занятости об имеющихся вакансиях — их в банке данных насчитывается более 20 тыс. (37% от общего числа незанятых рабочих мест в Беларуси). Получается, каждая третья вакансия в стране — с минской «пропиской». Закономерно, что актуальным является вопрос об их заполнении, а это нереально без привлечения рабочей силы извне. Кстати, 25% вакансий — по строительным специальностям, много незанятых рабочих мест в машиностроении, сфере услуг. Сегодня город остро нуждается в водителях автомобилей (961 вакансия), каменщиках (560), наладчиках, сварщиках, слесарях, штукатурах... — Какие нормативные акты регулировали порядок приема на работу иногородних? Сколько специалистов из других областей страны принимал Минск? — Такие нормативные правовые акты были приняты Мингорисполкомом и Мингорсоветом в 1992 и 1999 годах, они разрабатывались "под диктовку" того времени. С тех пор действовала определенная процедура решения вопроса о трудоустройстве иногородних. А принимала столица ежегодно около 1,7 тыс. человек из регионов. Основную часть таких работников составляли молодые специалисты, которых по распределению направляли на предприятия строительной и машиностроительной отраслей, а также высококвалифицированные специалисты, которых принимали на работу по решению министерств и других органов госуправления (в первую очередь, речь идет о квалифицированных рабочих). Кроме того, около 6 тыс. человек приезжали на работу из расположенных вблизи от столицы населенных пунктов. Они трудились преимущественно на таких крупных предприятиях, как МАЗ, МЗКТ, МЫТЗ, а также в транспортных организациях. Процедура получения разрешения Мингорисполкома в среднем длилась около 1 месяца. Если предприятие не могло обосновать должным образом необходимость приема на работу своего «кандидата», то ему отказывали. Как правило, это касалось обладателей специальностей, которых и в Минске было в избытке. С принятием указа №413 от 7 сентября 2007 года «О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания» решения городских властей, ограничивающие прием на работу иногородних, признаны утратившими силу — они противоречат реалиям сегодняшнего дня. Изменения в правовом регулировании отношений в сфере миграции населения принесут двойной эффект: во-первых, это позволит удовлетворить потребности столичных организаций в рабочей силе, во-вторых, удовлетворить потребности иногородних граждан в трудоустройстве. С 1 января 2008 года нанимателям предоставлено право принимать на работу иногородних людей без процедуры согласований. Но при этом необходимо четко соблюдать требования указа. Работники, которые прибывают в столицу из другого населенного пункта, должны зарегистрироваться по месту жительства. Для этого в Минске определена норма в 20 кв.м на одного человека, в общежитии — 6 кв.м. Существует и норма временной регистрации людей сроком до 1 года (для временной регистрации необходимо иметь место проживания). Если наниматели при приеме на работу иногородних не будут соблюдать требования указа, неминуемо встанет вопрос об ужесточении данных требований. Вполне вероятным в этом случае станет введение квот для приглашения специалистов на работу в Минск. На мой взгляд, в связи с введением новой нормы целесообразно создание специальной структуры, которая будет выступать посредником между нанимателем и регионами, сопровождать процесс временной регистрации. — Не приведет ли отмена ограничений к определенному напряжению, когда наниматель встанет перед выбором: кого принимать на работу — минчанина или иногороднего? — Это, скорее, приведет к здоровой конкуренции на рынке труда. Кстати, в столичную госслужбу занятости поступает много звонков от иногородних, которые интересуются вакансиями в Минске. Мы предлагаем им разместить свои резюме на сайте Мингорисполкома на страничке службы занятости, чтобы с ними могли ознакомиться потенциальные работодатели. Открытый рынок труда предоставит большую свободу выбора — и нанимателям, и работникам. Предоставление права организациям самостоятельно принимать решение о приеме на работу иногородних создаст благоприятные условия для развития рынка труда Минска. Оксана ШИКУТЬ |
|