СКАЗКА, ПОХОЖАЯ НА БЫЛЬ
СКАЗКА, ПОХОЖАЯ НА БЫЛЬ
По-разному складываются судьбы детей-актеров, в ранние годы узнавших вкус славы. Одним сыгранная в детстве звездная роль ломает всю дальнейшую судьбу, другим дает достойный старт в достижении жизненных вершин. Наш земляк Дмитрий Иосифов, сыгравший всенародно любимого Буратино, относится ко второй категории. Сегодня Дмитрий Владимирович живет и работает в Москве, является известным актером и режиссером. А еще он любящий муж и отец троих сыновей. Во время своего недавнего приезда в Минск Дмитрий Иосифов дал для газеты «7 дней» эксклюзивное интервью. — После того, как фильм «Приключения Буратино» впервые вышел на экраны, прошло более 30 лет. Но вас и сейчас помнят и любят по роли Буратино. Это все еще радует или уже раздражает? — Наверное, роль Буратино будет преследовать меня всю жизнь. Узнавали очень долго, да и сейчас иногда узнают, я сам не понимаю как. Говорят, что те же глаза. Да, иногда это раздражало, я ведь менялся и внешне, и внутренне, ощущал себя по-другому. И слышать: «Ой, да это же Буратино!» — сами понимаете... Конечно, бывает, что процесс «узнавания» приносит и положительные эмоции. Недавно на дне рождения одного моего друга я познакомился с ребятами из молодежной группы. Узнав, что это я сыграл Буратино, они долго трясли мою руку и сказали удивительную вещь: «Самое светлое, что осталось от Советского Союза, это две улыбки: Гагарина и Буратино». Конечно, мне было приятно это слышать. — Как случилось, что простой минский мальчишка из «некиношной» семьи попал на такую звездную роль? — В Минске, где я родился, вырос и где снимался этот фильм, объявили набор на детские роли. О кино я даже не мечтал, зато с удовольствием учился в школе фигурного катания. Как-то раз к нам на занятия пришел Ефим Грибов, впоследствии очень хороший режиссер, а тогда он был ассистентом режиссера. Он тихонечко сидел в сторонке и наблюдал за нами. Я думал, что набирают фигуристов в юношескую спортивную школу и очень старался, тянул носок — у нас как раз был урок хореографии. Видимо, старался все же не зря... — Каковы самые яркие впечатления от съемок фильма, сохранившиеся до сих пор? — Их очень много. Я помню все, как будто это было вчера. К примеру, с каким восторгом катался на осле. Снимали ночью, было уже холодно, я в своем легеньком костюмчике мерз нещадно. А осел был такой теплый, я как сел на него — сразу согрелся. Да и интересно было — где еще в нормальной жизни поездишь на осле? Долго не хотел слезать, все просил: «Дайте еще покататься!..» Помню, как мою маму обманом удалили со съемочной площадки. В тот день собирались снимать эпизод, где Буратино висит на дереве вниз головой, а под деревом — огромный такой каменюга. Мама как увидела, сразу запротестовала: «Вы с ума сошли? Если веревка оборвется, он полетит головой на этот камень!» Режиссер согласился — хорошо, не будем здесь снимать, пойдем искать другое место. А маму попросили пока съездить за обедом, мол, она лучше знает, что Дима ест. Пока она ездила, за это время все быстренько сняли. Она увидела эту сцену только на экране. — А вы понимали, что снимаетесь у известного режиссера Леонида Нечаева, со знаменитыми актерами — Роланом Быковым, Риной Зеленой, Еленой Санаевой, Владимиром Этушем, Владимиром Басовым? — Нет, конечно, я же был мальчишкой. Что значит «большие артисты»? В девять лет все взрослые кажутся большими. Ты чувствуешь себя лилипутом в стране Гулливеров. С Владимиром Этушем, игравшим Карабаса-Барабаса, я поступил просто по-хулигански. Когда снимали сцену, где Буратино, сидя на дереве, кидается в Карабаса-Барабаса шишками, я бросал очень точно и очень больно. Этуш отвел Нечаева в сторону и пожаловался на меня. Нечаев пообещал меня образумить, а сам подошел и говорит: «Можешь попасть прямо в лоб, со всей силы?». — «Могу!..» — Интересно, а как сложились судьбы исполнителей других детских ролей — Мальвины, Пьеро? Вы с кем-нибудь из них общаетесь? — Да, конечно. С Ромой Столкарцем, который играл Пьеро, мы дружим. Он живет в Израиле, в доме на холме, с которого открывается прекрасный вид на Средиземное море. Рома реализовался в жизни, нашел очень красивую жену Майю, у них трое замечательных детей. Работает врачом-педиатром, о чем мечтал с самого детства, его кабинет просто завален игрушками. Встречаемся мы нечасто, но есть одна замечательная вещь под названием скайп, с помощью которой общаемся почти каждую неделю. Изредка вижусь с Таней Проценко, которая сыграла Мальвину. Она живет в Москве, у нее хороший муж, двое детей. Танюша работала в Центре Ролана Быкова, выпустила сборник стихов, а сейчас занимается семьей, домом и оформляет детские книги. — Интересно, что говорят о «Приключениях Буратино» ваши сыновья? — Младший еще не видел — слишком мал. А старшим очень нравится эта картина. Правда, в младших классах им из-за нее доставалось — как и меня в детстве их дразнили «Буратиной». — Несмотря на такой яркий дебют в кино, вы ведь не собирались связывать свою дальнейшую жизнь с кинематографом? — Да, я планировал поступать в политехнический институт на отделение порошковой металлургии. Родители активно поддерживали меня в этом решении. Папа мой инженер, машиностроитель, кандидат технаук и, понятное дело, хотел видеть сына обладателем серьезной профессии. Но и актерская работа притягивала меня, как магнит. К тому моменту, когда пришло время выбирать профессию, я уже снялся в целом ряде фильмов — «Про Красную Шапочку», «Капитан Соври-голова»... Я понял, что дело это интересное, необычное, связанное с большим количеством географических перемещений, богатое знакомствами с незаурядными людьми. И я решил попробовать. Так получилось, что экзамены в политехнический начинались на месяц позже, чем в творческие вузы. В общем, я рванул в Москву. Попробовал — а оно получилось, поступил во ВГИК на актерское отделение. — Сложно было поступить во ВГИК? — Могу сказать только, что конкурс был порядка 1200 человек на место... — После «Приключений Буратино» вы снялись более чем в тридцати других фильмах. Какую из этих ролей считаете самой удачной, любимой? — Сложный вопрос. Я не люблю себя на экране, у меня нет удивительного таяния при взгляде на себя, любимого, в кадре. В каждую роль вкладываю то, что знаю, что чувствую на том или ином этапе жизни. Пожалуй, особо запомнилась роль жесткого сержанта Жохи в фильме «Караул». Она была очень не похожа на все, что я делал до этого. Как-то после просмотра фильма в кинозале ко мне подошел парень, схватил за грудки и зло сказал: «У меня тоже в армии был такой же сержант! Такая же сволочь!». Это был лучший комплимент за актерскую работу, который я слышал. — В последние годы вы больше реализуетесь на режиссерской стезе — сняли реалити-шоу «Последний герой», «Двенадцать негритят», серии «Убойной силы»... Означает ли это, что на экране мы вас больше не увидим? — Не факт. Вдруг опять потянет на старое? Если будет что-то действительно интересное и я пойму, что смогу сделать это хорошо, снимусь с удовольствием. И не исключено, что у самого себя. — Что интереснее — режиссерская работа или актерская? — Для меня однозначно — режиссерская. Ты работаешь над фильмом от начала до конца, все в твоих руках: и твои ошибки, и твои успехи. Но вообще-то, когда делаешь кино, думаешь не об успехах. Обычно испытываешь мандраж и переживаешь — пусть бы хоть что-то получилось. — А каково «киношнику» режиссировать реалити-шоу? — Это интересный опыт. Тем более что реалити-шоу «Последний герой» было революционным и неожиданным для телевидения проектом. Съемки проходили в сказочно красивой Малайзии, было задействовано огромное количество техники. Конечно, я, как «киношник», столкнулся с совершенно неожиданными для себя вещами. Мне сказали, что надо снять «а-ля кино» о высадке героев с помощью 24 камер. Я наивно сказал: «Зачем столько? Дайте мне одну, и я все сделаю!» А когда снимали финал, я сказал продюсерам: «Я все рассчитал — мне бы 42 камеры!...» Аппетит приходит во время еды. — А вам не приходила мысль снять детское кино? И если бы решили снимать — о чем бы был этот фильм? — Специальной задачи я перед собой не ставлю. Но если появится хороший сценарий — с удовольствием. Это мог бы быть фильм о несопоставимом внутреннем мире детей и взрослых, «лилипутов» и «гулливеров», о том, что «гулливеры» очень быстро забывают, как сами были «лилипутами». — Почему, на ваш взгляд, за несколько последних десятилетий не сняли ни одной картины, адекватной по популярности «Приключениям Буратино», «Про Красную Шапочку»? — Это вполне объяснимо. Во-первых, изменился мир. Последние лет десять люди были полностью дезориентированы в том, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому и не могло появиться абсолютно ясной по направленности картины, нацеленной на добро. Ведь понятия добра и зла просто перемешались! Во-вторых, это никому не интересно экономически. Считается, что детское кино не окупается и не приносит никакого дохода. А государственного финансирования в этом направлении до сих пор нет. Плюс ко всему в полном развале была киноиндустрия, она только-только начинает восстанавливаться. Я думаю, «дойдут руки» и до детского кино, особенно если будет поддержка государства. Вообще-то я не люблю государственный кинематограф, ни в одной части света такой кинематограф не выжил. Но госзаказ на детское кино имеет откровенный социальный смысл. Дети — будущее страны. В конце концов, если остро встают проблемы с прокатом и окупаемостью, можно снимать детское телевизионное кино. Оно дешевле, а увидеть его сможет большее количество детей. — Но ведь на Западе снимают множество детских фильмов и имеют на этом немалую прибыль. Почему им выгодно, а нам нет? — Это выгодно разве что в Америке, где колоссальная дистрибуция, которая упирается не только в американский прокат, но и во весь мир. Давайте говорить честно, они — монополисты в сфере кино. Сколько миллиардов зрителей есть у них и сколько у нас? Когда начинаешь сопоставлять цифры, все становится понятно. — Судьба сложилась так, что вы живете и работаете в Москве. А часто ли бываете в Беларуси? — Нет, бываю редко. За двенадцать лет я в Беларуси третий раз. Из близких родственников у меня здесь почти никого не осталось, только двоюродная сестра. Но обычно она с племянником приезжает к нам в Москву. Но, как бы там ни было, Беларусь для меня — родная земля. Так что приезжаю сюда с удовольствием. — Чем занимаетесь в настоящий момент, над какими проектами работаете? — Заканчиваю телевизионный художественный фильм. Это новогодняя история, лирическая комедия. О любви, о счастье, о том, как важно шанс на это счастье не упустить. Пересказывать кино или трактовать его— дело глупое и неблагодарное. Лучше смотреть. Называется фильм «Суженый-ряженый». В нем снялись Мария Порошина, Алексей Макаров, Инга Стрелкова-Оболдина, Ксения Рапопорт, Сергей Астахов, Александр Феклистов. Премьера — 1 января на канале «Россия». Честно сказать, для своих родных тестовый просмотр я уже устроил. Старший сын с его девушкой посмотрели фильм, заходят ко мне — глаза у обоих красные от слез. Я говорю, странные вы какие-то, я вообще-то думал, что снял комедию... Словом, буду рад, если фильм увидит и белорусский зритель. Эту историю я называю для себя так: сказка, очень похожая на быль, или быль, очень похожая на сказку. Оксана МЫТЬКО |
|