БЕЗ СУЧКА И ЗАДОРИНКИ?
БЕЗ СУЧКА И ЗАДОРИНКИ?
— Опять реформы! Когда же они наконец-то закончатся и наступит стабильная школьная жизнь? — такие сетования слышатся и от родителей учащихся, и от беседующих пассажиров в транспорте. — Учебники ежегодно меняются, в них одни и те же события трактуются по-разному. Кому верить? Эти разговоры заставили меня, учительницу-пенсионерку, ныне писательницу, оставить работу над своими книгами, сесть за стол и написать это письмо... Стою на трамвайной остановке «Волгоградская» (Логойский тракт). Прибегает веселая, шумливая группа учеников-старшеклассников, достают сигареты, аппетитно закуривают, бравурно затягиваются дымком, стараясь показать, что они — курильщики со стажем. О чем-то забавном идет разговор, премежающийся отборным матом-перематом. Нет, ребята не ссорились, не выясняли отношения, а мирно «беседовали», громко смеясь. Никто из ожидающих не пересек льющиеся сквернословия, хотя с укором и возмущением взирали на «ораторов», только мамы, обняв своих детей, отошли в сторонку. Не выдержала я: «Господа ученики, вы основательно овладели «изящной словесностью», но нельзя же в общественных местах такими успехами блистать при детях. В школе, что ли, вы приобрели такие знания и научились курить?». Один курильщик посмотрел на меня ехидно и изрек: «А тебе, старушка, какое дело? Смотри лучше в небо». А нарядная девушка из их компании, очаровательно улыбаясь, пояснила: «Это для облегчения души, от стрессов». Тут подошел долгожданный трамвай, ребята, побросав на тротуар окурки, втиснулись в переполненный вагон, а пассажиры послабее остались на перроне. Стоящая рядом дама обратилась ко мне: «Чему вы удивляетесь? Это обычная картина. Эти ребята даже неплохие, не обругали вас и не послали...». И вспомнились мне грустные сообщения на страницах газет о том, что учащиеся курят, что в такой-то школе обнаружили наркотики и водочные бутылки. И стучит в сердце боль: моя родная школа, до чего ты дошла? Нам, работавшим в 70-е и 80-е годы прошлого столетия, даже во сне не приснилось бы подобное. Так где же произошел сбой в системе образования, на каком историческом этапе? На этот вопрос нетрудно ответить: это результат «бездумной, дикой перестройки», когда стали охаивать, оплевывать все советские времена. «Новые белорусы», отхватив у народа изрядный капиталец, стали командовать: что хочу, то ворочу, вы, бедные учителя, должны нам служить. А подпевалы в системе образования им содействовали... Прежде всего отменили школьную форму. Учащимся разрешили приходить в школу в «индивидуальной» одежде, кто во что горазд: богатым — красоваться нарядами, бедным — взирать на них и завидовать. Была забыта истина: форменная одежда дисциплинирует человека, прививает чувство достоинства, уважение к окружающим и к себе. Вседозволенность в одежде учащихся привела к «голым пупкам». Хорошо, что в «храме знаний» – школе — еще не красуются в купальниках. Вспомним дореволюционные гимназии, лицеи. Все их учащиеся носили определенную форму: костюмы (кители), платья, головные уборы. Разве они были глупее нас? Безусловно, фасоны школьной форменной одежды нужно периодически изменять в соответствии с современной модой. Может быть, кому-то покажется школьная форма мелочью. Нет, это не мелочь, а одна из составляющих воспитания личности. Ежегодно изменяются программы и учебники. Заумные меняются на еще более заумные. Мне, как бывшей учительнице русского языка и литературы, например, совершенно непонятен учебник русского языка для 7 класса. Неясно для кого он предназначен: студентам литературных факультетов или ученикам. Вместо обучения орфографически грамотному письму — лингвистическая теория, которой лучше заняться в 9-10 классах. К 7-му классу учащиеся еще плохие «грамотеи». Не от этого ли родители нанимают репетиторов для своих детей, будущих абитуриентов? Сегодня наша школа подбирает материал для овладения всесторонними знаниями и наукой. Но к ним нужно прибавить воспитание высоких моральных качеств личности. Тот, кто напичкан знаниями, но живет только своим «я», безразличен к людям и окружающему миру, не может быть полезен обществу. А если такие, не дай Бог, пробьются в кресло ответственного должностного руководителя, какова тогда будет жизнь народа? Государство просто деградирует. Образование и воспитание — единый процесс, все детали взаимосвязаны. Сейчас 1 сентября называют «День знаний». Красиво, да. Но где логика? Остальные дни — дни незнаний, что ли? А не лучше ли назвать его «Днем школы». И первые уроки посвятить этой теме: детально изучить «Правила для учащихся», познакомить с традициями, историей школы, кто и когда окончил ее с отличием, какие известные уважаемые личности сидели здесь за партами. Чтобы вызвать гордость за свою школу, а не «минирование» ее. Школе нужен продуманный закон. Да, сейчас наводится порядок, принято несколько постановлений, но, видимо, не коренных. Родителям, например, запретили вмешиваться в педагогический процесс, а между тем папы и мамы вместе с детьми «плачут» над домашними заданиями. А ученики тем временем теряют интерес к учебе. Образование и воспитание — государственный вопрос. И решать этот вопрос — школе, учителю. Сейчас для чиновников разных ведомств ввели статус государственного служащего, но не для учителей. А ведь по значимости и справедливости государственный служащий — это, прежде всего, — учитель. От того, каких граждан он воспитает и обучит, зависит будущее страны... Авторитет учителя упал низко, а с ним, естественно, упала и дисциплина. Какие нынешние законы защищают честь и достоинство учителя от хамства, от оскорблений, обид со стороны некоторых учащихся и их непутевых родителей? Нет таких законов, а должны быть. Почему издевательство над учительницей проходит как детская шалость? Вот и «плачут» учителя без прав и надежд на будущее... Но звание «Учитель» ко многому обязывает. Личный пример учителя — самое действенное средство воспитания. Если же учитель или учительница курят вместе со своими учениками в туалете или за углом школы, то никакие реформы и строгие законы не поднимут его упавший авторитет. Сейчас муссируется вопрос: 11 или 12 лет сидеть за партой? Весьма забеспокоились родители: как выдержать на своих плечах 12 лет? Многие раньше и 10 лет не выдерживали, их дети шли работать после 8-9 классов. — Ну и что? Идите и сейчас! — скажет «государственный служащий». Конечно, можно. Но на фоне общественного развития общества, века компьютеров и Интернета, человек с 8-9-летним образованием считается малограмотным. Так что же получается? 12 лет в школе, 5 лет в высшем учебном заведении, а когда же трудиться, зарабатывать на свое существование? Видимо, будучи дедушкой или бабушкой. Вот такие «чудеса»! Бесспорно, реформы нужны, но не всякие, а идущие на пользу обществу, не вносящие сумятицу и непонимание. Чтобы не наломать педагогических «дров» даже без сучка и задоринки. Хотя, с другой стороны, разве это возможно? Клавдия ХАРКЕВИЧ |
|