Под знаком упрощенияВ уходящем году правительство начало борьбу с административными процедурами, совершаемыми в отношении бизнеса. Активное участие в этой кампании принимали предпринимательские объединения, а также Международная финансовая корпорация. О том, как проходила эта работа, о ее предварительных итогах «ЭГ» рассказал один из участников аналитических групп по упрощению, юридический советник МФК заслуженный юрист Беларуси Валерий ФАДЕЕВ. — Валерий Алексеевич, на какой стадии сейчас находится кампания по упрощению процедур? Что бизнес может занести себе в актив? — Административные процедуры были рассмотрены во всех министерствах, составлены их исчерпывающие перечни по каждому ведомству и сейчас Совет Министров принимает соответствующие постановления. Не завершилась работа лишь по облисполкомам, поскольку там возникло много разночтений. Например, один облисполком определил у себя три процедуры, другой — около двухсот. Основные споры возникли вокруг смежных процедур, которые они выполняют вместе с министерствами. Кто-то посчитал их, а кто-то нет. Наверное, еще рано говорить о том, что за год существования рабочей группы условия работы для бизнеса улучшились. Важным результатом пока можно назвать то, что за этот год была сделана ревизия административных процедур. Стало более-менее понятно, сколько же их (оказалось, что более 1300) и какими документами они регулируются. Еще один положительный момент — эта работа проводилась гласно, с привлечением экспертов общественных предпринимательских объединений и Международной финансовой корпорации. Шел полноценный диалог власти и бизнеса. Каждое ведомство вело себя по-разному. Одни были настроены конструктивно, другие упорно отстаивали каждый пункт своей «вотчины». Но мы искали компромиссы. Лично мне больше всего понравилась работа с Фондом соцзащиты, который более половины процедур сам предложил отменить, а также с Министерством юстиции. — Первоначально планировалось упростить процедуры к концу 2007 г. Однако сейчас государственные эксперты говорят о том, что это дело не одного года. Почему, на ваш взгляд, этот процесс затянулся? — За один год упростить административные процедуры все равно бы не получилось. Ведь начинать нужно было с нуля. Например, когда в 2006 г. в Могилеве совместно с местным облисполкомом МФК изучала только разрешительные процедуры, на это понадобился год. С другой стороны, много было потеряно времени из-за отсутствия четко выстроенной системы в работе. Правительственная рабочая группа была создана в ноябре 2006 г., а реальное обсуждение процедур общественные объединения и министерства начали только летом 2007 г. Хотя отпускная пора была не самым удачным временем года для этого. Сначала органам госуправления было поручено определить у себя административные процедуры и представить правительству соответствующие перечни, но критериев, что следует к ним относить, на каких основаниях можно вводить процедуры, выработано не было. Каждое ведомство исходило из своих соображений. Критерии появились в апреле, да и то лишь на уровне протокола рабочей группы. Этого оказалось недостаточно, нужен был полноценный нормативный акт. В итоге в августе вышло постановление Совета Министров, которое, по сути, во второй раз поручило министерствам и ведомствам проанализировать имеющиеся у них процедуры и представить перечни в правительство. К слову, МФК предлагала принять такой нормативный акт в самом начале. Проект документа у нас был подготовлен. К сожалению, был выбран другой подход. — Представители бизнес-сообщества мрачно шутят, что борьба с процедурами напоминает сражение с известным сказочным персонажем, у которого вместо одной отрубленной головы появлялось несколько новых. Как взять этот процесс под контроль? — Необходимо, чтобы были четкие критерии введения процедур. Ведь обоснования некоторых ведомств вызывали улыбку и недоумение. Например, необходимость в сертификации строительных отделочных работ представители Минстройархитектуры нам объясняли, в частности, тем, что граждане жалуются на некачественный ремонт. Разве такие вопросы нельзя урегулировать через договоры между заказчиком и подрядчиком? Есть же Гражданский кодекс, КоАП. Практика показывает, что чрезмерное регулирование приводит к обратному эффекту. Кроме того, необходим декрет либо указ, в котором будет прописан исчерпывающий перечень административных процедур. То, что такие перечни по каждому министерству сейчас принимает правительство, тоже хорошо. Теперь ведомства самостоятельно уже не смогут ввести какую-либо процедуру. Для этого понадобится вносить изменения в постановление. Но все-таки было бы лучше, если бы такие перечни были приняты на уровне главы государства. Это сразу решило бы многие проблемы, ведь правительство не может отменить процедуры, которые прописаны в законах и актах Президента. В этом плане показателен пример с лицензированием. Оно, к слову, было выведено за рамки рассмотрения административных процедур. Декрет № 17, который был принят в 2003 г., определенный порядок в этой сфере навел, сократил количество лицензируемых видов примерно в четыре раза. Есть единый документ, перечень видов, и за его пределы выйти органам госуправления не так-то просто. — Что будет с рабочей группой дальше? Будет ли она продолжать свою деятельность? — Насколько мне известно, сейчас Минэкономики готовит план дальнейших действий. В частности, рабочая группа собирается заняться процедурами, которые «завязаны» на нескольких ведомствах. Вообще такая работа должна быть, на мой взгляд, постоянной, т.к. процедуры и появляются, и исчезают. Многие из них нормативно не урегулированы, они вводятся явочным порядком, по ходу, что показал пилотный проект в Могилеве по разрешительным процедурам. Как правило, простор для творчества открывает фраза «и другие документы». Беседовал Дмитрий ЕРМАК Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Кампания года
|
|