Как колядовали предки белорусов"Комсомолка" изучила, почему во время колядования персонаж Козы "умирал" и что желали незамужним девушкам. 7 января православные отмечают Рождество Христово. В этот день наши предки традиционно шли колядовать. Традиция эта очень интересная. Мы попытались восстановить сценарий таких Колядок. В первый день Коляд - 7 января - в деревне собиралась молодежь, изготавливала специальную звезду, которую несла на палке как символ звезды, которая привела волхвов поклониться Иисусу Христу. Иногда к звезде приделывали фонарь со свечой. В процессии было несколько традиционных персонажей. Все они были в масках и специальных костюмах: Дед (главный в группе) с прицепленной бородой изо льна вел Козу (человек в маске и вывернутом тулупе), с ним шли Мехоноша, хитроватый Цыган, "размаляваная" Кабета и Музыка. После Деда Мехоноша был самым важным человеком - он носил мешок, в который складывали дары колядовщикам. Подходя к очередному двору, Дед посылал в хату самого бойкого хлопца. Тот кланялся хозяину, и происходил такой диалог: - Iду ад пана нашага. Iдучы пытаю, што сказацi маю свайму пану Году, што носiць бароду, шыроку, як лапату, сiву i касмату. Цi шырокi лавы, каб нам паляжацi? Цi добра гаспадыня, каб нас частавацi? - Адкуль вы? - Мы людзi непростыя, з далёкага краю, хлопцы ўсе сталыя, з-пад самага раю. - Адкуль iдзеце? - Iдзём кругом света, аж ад пана Лета. Мы к лету iдзём, Казу вядзём i радасць нясём. - Дык просiм у хату! Все заходили в хату. Если же колядовщиков было слишком много, действие разворачивалось прямо во дворе. Колядующие пели песни, обращаясь по очереди к каждому члену семьи. Хозяину могли спеть: Ой, добры вечар, пане гаспадару!.. Надзень шубку, выйдзi на вулку, Стань, паслухай, што ў небе гудзе, Што ў небе гудзе, прачыстая iдзе, Прачыстая iдзе, тры радасцi нясе: Першая радасць - у тваiм доме, Другая радасць - у тваёй аборы, Трэцяя радасць - у чыстым полi. У тваiм доме - дробныя дзеткi, У тваёй аборы - валы, каровы, У чыстым полi - буйна жыта
Хозяйке также желалось быть богатой, да такой, чтобы города могла покупать: У пана Iвана - вумная жана
Закупiла яна да тры гарады: Первы горад - усё з панамi, Другi горад - усё з казакамi, Трэцi горад - усё з мужыкамi. Што з панамi - дай панавацi, Што з казакамi - ваявацi, Што з мужыкамi - поле пахацi
Неженатым хлопцам желали в песнях найти хорошую девушку: Цераз горачку - тры сцежачкi, Iшлi туды тры дзевачкi: Адна iшла ў золаце, Другая - ў аксамiце, Трэцяя - у розуме. Што ў золаце, то Васiлькова, Што ў аксамiце, то Максiмкава, Што ў розуме, то Янечкiна. Я золата хоць прыпазычу, Аксамiту хоць прыкуплю, А розуму анi ўцяць, анi ўзяць. Часто пожелания были с "региональными особенностями": Узышло, узышло тры месяцы, Гэй, каляда, каляда! (Повторяется после каждой строки.) Тры месяцы, ўсе тры ясны. Было ў маткi тры сыночкi, Паўставалi, паўмывалiсь, Паехалi аж на места. А на месце тры таночкi, Тры таночкi, ўсе дзявочкi: Адзiн любiць берасцянку, Другi любiць кабрынянку, Трэцi любiць камяньчанку. Незамужним девушкам желали быть такими красивыми, чтобы все парни засматривались да шапки перед ними снимали: Ой, красна, красна калiна ў лузе, Святы вечар! (Повторяется после каждой строки.) А красней таго Мар"я ў таткi, Па двару хадзiла - увесь двор красiла. У сенi ўвайшла - сенi заззялi, А ў хатку ўвайшла - хатка свяцiцца, А да цэрквы ўвайшла, як зара ўзайшла. Там паны стаялi, шапкi знiмалi, Шапкi знiмалi, усё пыталi: - Цi ты царэўна, цi каралеўна? - Я не царэўна, не каралеўна, Дзям"янава дачка, красна панначка. После пожелания каждому из домочадцев персонального счастья разворачивалась игра. Коза, которая считалась символом плодородия, начинала танцевать, а все пели: Ой, ну-ну, каза, Ой, ну-ну, шэра! Дзе каза ходзiць, Там жыта родзiць, Дзе каза хвастом, Там жыта кустом, Дзе каза рогам, Там жыта стогам. Потом Коза вдруг падала и будто бы "умирала". Колядующие охали: Пуц, каза ўпала, Здохла, прапала! После этого хозяева должны были броситься одаривать Козу, чтобы та "ожила". Непонятливым подсказывали: - А ну, барджэй, не баў гасцей. Механошу - копу грошы, Падхватнiчкам - чарка гарэлкi, Чарка гарэлкi, кiлбаса на тарэлкi. Пачынальнiчку - чацвярык аўса I наверх кiлбаса. Ад кошачкi - сала трошачкi, Ад кароўкi - чвэрць палоўкi, Ад конiка - бочка солi, Ад авечкi - рэшата грэчкi, Ад свiнкi - шрот саланiнкi, Ад кошкi - гарох у лукошкi, Ад сабакi - нюх табакi. Мехоноша аккуратно собирал дары, а потом говорил Козе: Прыступiся блiзка, Уклонься нiзка
Коза вставала, все радовались и желали хозяевам дома: Будзь ваша здароў, Як рыжык бароў! Май торбу грошы, Жывi ў раскошы! Май ўсяго даволi А бяды нiколi! Стары год канчаем, Новы зачынаем: З ранняю вясною, З буйнаю травою, З збожжам каласiстым, З зярном ядранiстым Ды з прыятным летам, I з грашом пры гэтым, I з восенню яснай, I з долечкай шчаснай! Внимательный читатель заметит, что пожелание "з ранняю вясною, з буйнаю травою" не очень вяжется с зимой и Новым годом. И будет прав. Все это оттого, что многие колядные песни были заимствованы еще со времен, когда Новый год наши предки праздновали в марте. И соответственно он у них ассоциировался с началом весны. Кстати, колядующие могли петь песни и не в каждом дворе. Случалось, они заходили в бедную хату. И хозяева, зная, что отблагодарить будет нечем, сразу говорили: "Iдзiце, хлопчыкi, з Богам, няма нам вас чым падарыцi". Колядовщики отвечали: "Бывай здарова, бабулька!" и шли в следующий двор. Особенно любили ходить к панам, ведь там и колядное угощение было панским. Обойдя все дворы, молодежь собиралась в одной большой хате, пировала, а оставшиеся дары делили поровну. КСТАТИ Откуда пошло слово "коляды" У римлян словом "календы" обозначались первые дни каждого месяца. Средние дни назывались "иды", последние - "кануны". Белорусы позаимствовали слово "календы" ("каляды") в своем смысле, называя так только начало всего года. Словом "каляда" могли также называть, скажем, свинью, которую откармливали специально к праздникам. Так и говорили: "Закалю каляду, будзе пачастунак!.." Священник, объезжая дворы на праздничной неделе, тоже собирал "каляду" - рожь, ячмень
Глеб ЛОБОДЕНКО Автор благодарит за помощь в подготовке материала кандидата филологических наук, лауреата Госпремии Беларуси, фольклориста Лию СОЛОВЕЙ. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
"Комсомолка" изучила, почему во время колядования персонаж Козы "умирал" и что желали незамужним девушкам. 7 января православные отмечают Рождество Христово.
|
|