ВЫБИРАТЬ НУЖНО ИНТЕРЕСЫ ЧЕЛОВЕКА
ВЫБИРАТЬ НУЖНО ИНТЕРЕСЫ ЧЕЛОВЕКА
К наиболее запоминающимся событиям прошлого 2007 года следует отнести издание 14 июня Закона «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», а ровно через полгода подписание Президентом Республики Беларусь Указа № 638 «О некоторых мерах государственной поддержки населения». Эти правовые акты напрямую затрагивают сферу партнерства государства и общества, обеспечения социального благополучия населения. О причинах и предварительных итогах реформирования и упорядочения льгот главный редактор журнала «Беларуская думка» Вадим ГИГИН беседовал с заместителем главы Администрации Президента Республики Беларусь Натальей ПЕТКЕВИЧ. — Наталья Владимировна, одна из самых обсуждаемых в обществе тем — упорядочение льгот, новый порядок предоставления государственной социальной помощи. Каковы причины, вызвавшие столь резкие изменения в этой, весьма болезненной для общества и государства, сфере? — Нет никаких резких изменений. Можно с уверенностью сказать, что уже с первых дней избрания Александра Григорьевича Лукашенко главой государства началась работа по упорядочению льготирования, совершенствованию всей системы социальной защиты. Первый Указ Президента Республики Беларусь «Об упорядочении некоторых льгот для отдельных категорий граждан» был подписан 1 сентября 1995 года. Тогда было приостановлено действие целого ряда льгот и преимуществ, прежде всего для депутатов и государственных служащих. Затем началась работа по разумному реформированию ряда неоправданных льгот, затрагивавших интересы лиц, проживавших на территориях, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Они получали в виде так называемой компенсации какие-то незначительные крохи. В народе эти выплаты называли попросту «гробовые». Тогда государство изменило принцип оказания социальной поддержки. Мы перестали раздавать денежные средства гражданам чуть ли не по копейкам, а консолидировали для решения серьезных проблем, стоявших перед страной в деле преодоления последствий чернобыльской катастрофы. Именно из этих средств был построен Центр радиационной медицины в Гомеле. Следующим этапом упорядочения льгот стало совершенствование системы санаторно-курортного оздоровления. Был издан целый ряд нормативно-правовых актов, действие которых было направлено на наведение порядка по предоставлению услуг в данной сфере как для гражданских лиц, так и для военных. Таким образом, поэтапный и постепенный процесс упорядочения льгот идет в стране очень давно, и он еще будет продолжаться. Естественно, одним законом все не регламентируешь. Ненормальной является ситуация, когда в стране подавляющее большинство населения — льготники. Однако задача не в том, чтобы забрать льготы. Наша цель — создать такие условия материального благосостояния, чтобы человек сам мог выбирать вид государственной поддержки, социальной помощи: или проехать на автобусе, или поставить телефон, или оплатить квартиру, и какую квартиру при этом можно себе позволить иметь. До сих пор у нас получалось своеобразное навязывание самого типа льгот: на плату за квартиру мы даем гражданину льготу, а, предположим, на лекарства — нет. Такая форма льготирования унижает человека. Вопрос заключается в том, чтобы изменить подход к самому принципу поддержки человека. Государство стремится создать все условия для роста благосостояния населения, чтобы человек сам мог свободно выбрать ту услугу и тот товар, которые ему нужны, и оплатить их. То есть человек должен иметь возможность заработать честным трудом деньги и также законно потратить их. А вот для той категории, которая нуждается, не может получить нормальный доход: пенсионеры, инвалиды, дети-инвалиды, то есть те люди, которые даже при старании, как правило, не смогут обеспечить достойный уровень благосостояния, необходима адресная социальная поддержка. — Можно ли уже сейчас говорить о каких-то предварительных итогах процесса упорядочения льгот? Сколько конкретно средств сэкономило государство? И какие дальнейшие меры будут предприниматься в данной сфере? — Речь не идет о том, что государство, бюджет что-то выиграют. Все эти деньги в еще большем количестве уйдут на другие социальные цели. Сейчас принят ряд мер по поддержке молодых мам в связи с рождением ребенка, по решению жилищных вопросов для семей, имеющих нескольких детей, по строительству заводов по производству детского питания и обеспечению бесплатного детского питания. Особо отмечу, что количество лиц, получающих адресную социальную помощь, после вступления Указа в силу увеличивается в три с половиной раза. Дальнейший процесс упорядочения социальных гарантий уже не затронет большинства граждан. Основные процессы в данной сфере завершены. Вступают в силу изменения в Трудовой кодекс, где упорядочивается порядок предоставления отпусков. Ведь и здесь было много несправедливости и перегибов. Почему один работник имеет 24 дня отпуска, а другой 42? Мало кому известно, что подобная практика подсчета дней отпуска уходит корнями в сталинские времена. Например, удлиненный отпуск для работников лесного хозяйства. Но кто относится к работникам лесного хозяйства? Это и секретарь в приемной министра лесного хозяйства, и тот работник, который круглый год трудится в лесу в любую погоду, на открытом воздухе, в мороз, в дождь, в грязь, в жару. Разве они в одинаковой степени должны относиться к работникам лесного хозяйства, имеющим право на льготный отпуск? Нет. Конечно, те, кто трудится в действительно сложных условиях, получат удлиненный отпуск. И таких перекосов было очень много. Взять, к примеру, право на компенсацию за неиспользованный отпуск. Отпуск дается для того, чтобы отдохнуть, а не как возможность дополнительного получения денежных средств. Следовательно, нужно упорядочить и получение компенсаций за отпуск. — Наталья Владимировна, как бы вы оценили работу чиновников, государственного аппарата при реализации положений Указа президента? Имеются ли какие-то недочеты, перегибы? — Сошлюсь на текст Указа, который предписывает местным исполнительным и распорядительным органам, другим организациям, осуществляющим назначение и выплату государственной адресной социальной помощи и безналичных жилищных субсидий, давать разъяснения семьям (гражданам) о порядке и условиях назначения и выплаты государственной поддержки. Действительно, очень многое будет зависеть от местных властей, от работников Министерства труда и социальной защиты на местах. Мы можем принимать самые справедливые и эффективные решения, но если они будут буксовать при реализации на местах — ни одна инициатива власти не будет воплощена в жизнь. Нам нужно расшевелить государственную машину так, чтобы каждый человек воспринимался как самодостаточная личность, чтобы его всегда могли выслушать, вникнуть в проблему, а не просто формально отнестись. Нужно идти от жизни, а этого зачастую не хватает работникам государственных органов. Не все возможно прописать в правовом акте, да это и не нужно. Правовой акт призван определить юридические рамки процесса. Но жизнь многогранна. И каждый чиновник в этих заданных государством рамках должен проникаться конкретной жизненной ситуацией конкретного гражданина. Допустим, пенсионер получает маленькую пенсию, и он заранее знает, что у него не появится какого-то дополнительного источника дохода спустя два-три месяца. В этом случае может оказываться адресная социальная помощь по оплате проездного билета. Но чиновник ни в коем случае не должен этого гражданина, пожилого человека, заставлять каждый месяц подтверждать, что его материальное положение не улучшилось. Главный принцип власти — сделать лучше для человека, а не облегчить работу государственных органов. Каждый раз, когда чиновник только захочет потребовать ту или иную справку, ему следует задаться вопросом, а нужна ли эта бумага вообще. Человек не должен доказывать свое право на адресную помощь. Он должен только заявить о потребности такой помощи. А уже задача и обязанность государственных служащих перепроверить эту информацию, навести справки и дать аргументированный ответ. Скажу более. Если на одной чаше весов находится интерес человека, а на другой — скрупулезное следование юридическим нормам, то выбрать нужно интересы человека, пусть даже и с ущербом для каких-то бюрократических процедур. Полный текст интервью размещен в январском номере журнала «Беларуская думка». Вадим ГИГИН |
|