Источник материала:
НАСИЛЬНИК В ДОМАШНИХ ТАПОЧКАХ
Мы уже привыкли видеть в прессе откровения людей, которые не стесняются признаваться, что были алкоголиками, наркоманами, имели другие проблемы. Но рассказать о том, что в их жизни присутствовало или тем более присутствует домашнее насилие, не решается практически никто. Это стыдно. Это бьет по самолюбию. Это попросту не принято. Но замалчивание проблемы не способствует ее решению...
Люби жену как душу, тряси ее как грушу?
Для наших предков домашнее насилие считалось делом обычным. Среди белорусских пословиц и поговорок можно найти немало таких, которые «узаконивают» в общественной морали физические методы воспитания своих близких: «Хто любіць, той і чубіць», «Любі жонку як душу, трасі яе як грушу» и так далее. А в знаменитом «Домострое» не просто прописывалась необходимость применять физические наказания, но и давались четкие указания: куда лучше бить своих близких, чтобы это было действенно, но не калечило.
Конечно, в современном цивилизованном обществе подобные взаимоотношения считаются пережитком прошлого. Однако проблема существует, причем актуальна она для самых различных стран — от развивающихся до высокоразвитых. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, около 70 процентов женщин в мире хотя бы раз в жизни подвергались физическому насилию со стороны своего интимного партнера или мужа.
В Европе с проблемой домашнего насилия работают уже более 30 лет. Самый богатый опыт борьбы с этой «болезнью общества» накоплен в таких странах, как Швеция, Дания, Германия, Польша, Великобритания. В основном этим занимаются общественные организации, но их деятельность финансируется из госбюджета. Существует четкое разделение по функциям: к примеру, одни организации оказывают экстренную психологическую помощь, другие действуют как шелтеры (временные убежища), третьи занимаются долгосрочными проблемами социальной адаптации женщин, решивших начать жизнь заново, и так далее. Действует по одному подобному учреждению на несколько тысяч жителей, что свидетельствует о большой серьезности по отношению к проблеме.
С конца 90-х годов работа в этом направлении ведется и в Беларуси. Конечно, по сравнению с Европой мы пока новички, но, как говорится, лиха беда начало. Проводятся социологические исследования, реализуются проекты, направленные на профилактику и искоренение насилия в семье. А 17 сентября минувшего года на этом пути был сделан еще один важный шаг — Министерство труда и соцзащиты утвердило примерное положение о территориальном центре социального обслуживания населения, согласно которому жертвы насилия в семье вошли в число целевых групп ТЦСОНов республики. Так что работа в этом направлении выходит на совершенно новый уровень.
Мы пошли своим путем
Общественная организация «Радислава» была одним из первых объединений в республике, всерьез занявшихся проблемой домашнего насилия. Она работает седьмой год, последние полгода — в партнерстве с Территориальным центром социального обслуживания населения Первомайского района г. Минска.
— Европейская модель, основывающаяся на узкой специализации учреждений, нам не совсем подходит, — рассказывает руководитель ОО «Радислава» Татьяна Шило. — В итоге «на вооружение» была взята самая сложная модель из всех существующих — многопрофильный центр, который занимается и профилактикой, и экстренной помощью по телефону, и очным консультированием, и групповой терапией, и другими формами работы. По итогам социсследований мы убедились, что именно такая форма больше всего соответствует запросам наших граждан.
По словам Татьяны Николаевны, в кризисный центр обращаются люди самых разных категорий. В подавляющем большинстве это женщины, хотя изредка бывают и мужчины. Самый распространенный возраст обращающихся за помощью — 30-40 лет. Большинство из них работает, многие имеют высшее образование. На наличие в семье проблем с алкоголем указывает всего 10 процентов обратившихся. Основной запрос — изменить атмосферу внутри семьи, сделать ее более комфортной, что позволило бы избежать разрыва отношений.
Самой распространенной «просьбой о помощи» является звонок на горячую линию центра (т. 280-28-11). Она обслуживается психологами, которые прошли специальное обучение по консультированию по телефону. В месяц на горячую линию поступает около 100 первичных обращений.
Зачастую одним звонком дело и ограничивается — человек поделится своей проблемой, «отведет душу», и другой помощи ему на данный момент не требуется. В более сложных случаях встает вопрос о личной встрече с психологом, но на это соглашаются далеко не все. По словам Татьяны Николаевны, над женщинами очень довлеет страх огласки. Ведь одно дело — анонимно позвонить по телефону и «выплакать» свою беду незримому собеседнику, и совсем другое — прийти на очный прием. Кто он — этот психолог? Не станет ли хуже? Сможет ли он реально помочь? Эти и многие другие вопросы постоянно задают себе пострадавшие от насилия. Кроме того, женщины порой и сами не осознают, что именно происходит в их семье и какими последствиями это чревато. «Мы просто не сходимся характерами», — уверяют они психолога, хотя наличие ситуации домашнего насилия просто очевидно.
Мифы и факты о насилии в семье
Миф №1: Нет синяков — нет и проблемы.
Факт: В общественном сознании понятие «домашнее насилие» чаще всего ассоциируется с насилием физическим. К сожалению, при этом недооценивается та опасность, которую несут в себе другие виды домашнего насилия — психологическое, экономическое, сексуальное. Они оставляют раны в душе, что ничуть не легче, чем травмы на теле.
Миф №2: Причина домашнего насилия — это временная потеря мужчиной контроля над собой, как правило, в результате злоупотребления алкоголем.
Факт: Истинной причиной агрессии и насилия являются внутриличностные конфликты, противоречия и неудовлетворенность человека. А алкоголь просто «развязывает руки».
Миф №3: Домашнее насилие возможно только в семьях низкого социального статуса.
Факт: Домашнее насилие не имеет социальных границ. Обидчиками могут быть как люди с высшим образованием, так с низким уровнем образованности, как с высоким материальным благополучием, так и находящиеся на грани нищеты.
Миф №4: Если бы жена хотела, она могла бы уйти от мужа-обидчика.
Факт: Существует множество причин, по которым женщины продолжают жить в ситуации домашнего насилия. У нее может не быть места, куда уйти, не быть работы, которая позволила бы достойно содержать себя и детей. Кроме того, годы жизни с мужем-обидчиком не проходят бесследно. Если женщину постоянно унижают, оскорбляют, внушают чувство вины за каждый шаг, называют плохой женой, матерью, хозяйкой, то со временем она теряет веру в свои силы. С таким «багажом» комплексов решиться начать новую жизнь не так-то просто.
Начать с себя
Где же проходит в семейных отношениях та граница, переступать которую супругам не следует? К примеру, муж отказался купить жене новое пальто — считается ли это проявлением экономического насилия? Обозвал в разгар скандала обидным словом — проявил ли он психологическое насилие?
— Каждую конкретную ситуацию надо рассматривать отдельно. Не каждый отказ в покупке и не каждый неудачный «эпитет» является проявлением домашнего насилия — в семейной жизни всякое бывает. Но когда один из супругов регулярно, день за днем, выступает в качестве обидчика, а другой — в качестве жертвы, такая ситуация недопустима и чревата последствиями, — поясняет Татьяна Шило.
Многие женщины, терпящие домашнее насилие, со временем начинают страдать неврозами, депрессиями, а жизнь в состоянии постоянного стресса становится причиной развития самых серьезных заболеваний. Снижение самооценки, постоянная раздражительность, замкнутость и другие следствия семейного неблагополучия самым негативным образом влияют на работоспособность человека, мешают делать карьеру. Многие женщины «успокаивают» себя тем, что терпят ради детей. Однако давно доказано, что дети, выросшие в атмосфере семейного насилия, перенимают эту модель поведения и потом тиражируют ее в собственной семье. Они сами становятся либо насильниками, либо жертвами, подсознательно выбирая себе соответствующего партнера. Так что на «лучшую долю» для своих детей рассчитывать также не приходится...
— Если женщина чувствует, что ситуация в семье выходит за пределы допустимого и она не может справиться с этим сама, не надо стесняться обращаться к специалистам, — советует Татьяна Шило. — У меня часто спрашивают — а чем вы можете помочь, ведь муж на прием все равно не пойдет, а главная проблема именно в нем?.. Понимаете, семья — это единый механизм. И если изменится поведение одного ее члена, жены, это неизменно повлечет за собой перемены в поведении другого — ее мужа. Так что если женщина настроена сохранить семью, бороться с домашним насилием просто необходимо.
Как это бывает
Светлана. Молодая женщина до сих пор не может понять, куда вскоре после свадьбы «исчез» милый, добрый человек, за которого она выходила замуж. Он превратился в настоящего деспота, постоянно унижающего и оскорбляющего жену. Любое приготовленное блюдо обзывает гадостью, хотя Светлана из кожи вон лезет, чтобы порадовать любимого «вкусненьким». Любая соринка на идеально вымытом полу становится поводом для долгих упреков на тему «Ты никудышняя хозяйка». Денег дает все меньше, едва хватает на еду, но о возвращении Светланы на работу не хочет и слышать. Он запрещает ей встречаться с подругами, родственниками (психологи называют это феноменом изоляции) и постоянно повторяет, что «хорошая жена должна сидеть дома».
Ольга. Когда во время одной из ссор муж дал Ольге пощечину, она решила не придавать этому значения. Ведь он недавно потерял любимую работу, а на новой все не ладится, поэтому и нервный. Но со временем «спираль насилия» стала раскручиваться все более устрашающими витками. Приходя с работы, супруг так и ищет, к чему бы придраться. Оскорбляет и бьет за все: подала теплый чай, не на том крючке висит полотенце, забыла забрать из ящика газету. Но при этом всю вину перекладывает на жену — она ни на что не способна, все делает неправильно и пусть скажет спасибо, что он ее терпит. И Ольга верит ему, виня во всем себя, что очень типично для ситуации домашнего насилия. Когда она поймет, что виноват в насилии только человек, его совершающий, — это будет первый шаг к выходу из жизненного тупика.
Оксана МЫТЬКО