Надеемся на востребованность
Надеемся на востребованность
Впереди — очередь из 30 стран Многосторонние переговоры по вступлению Беларуси в ВТО могут быть разморожены весной этого года. Однако сроки вступления прогнозировать невозможно. Ирина КРЫЛОВИЧ Многосторонние переговоры с ВТО были заморожены "по политическим причинам" и с 2005 года не велись, сообщил 21 января начальник управления внешнеторговой политики МИДа Антон Кудасов, при этом подчеркнув, что очередной раунд многосторонних переговоров, возможно, пройдет весной текущего года, "а может быть, и быстрее". Мы готовы. По его словам, "сегодня мы значительно ближе" к вступлению в ВТО, чем ранее, — изменилось законодательство, связанное с внешней торговлей, в настоящее время разрабатывается пакет мер по улучшению инвестиционного климата. И хотя меры по привлечению инвестиций прямого отношения к правилам ВТО не имеют, иностранные инвесторы при создании для них благоприятных условий помогут изменить точку зрения правительств своих стран на процесс вступления Беларуси в ВТО, уверен А. Кудасов. Вступать в ВТО Беларуси необходимо. По предварительным данным, за прошлый год товарооборот со странами ВТО находится между 40 и 50% нашего товарооборота "и, что важно, — объемы экспорта со странами — членами ВТО в 1,5 раза превышают объемы импорта", подчеркнул А. Кудасов. "Если говорить о готовности, мы готовы", — отметил он, но, по его словам, вступление в ВТО — это переговорный процесс, и сегодня все находится в руках наших партнеров, для которых вопрос не столько в готовности Беларуси вступить в ВТО по своим экономическим параметрам, сколько в том, "готовы ли мы сделать те уступки, которые они нам предлагают". А. Кудасов пояснил, что переговорный процесс о вступлении в ВТО осуществляется в двух направлениях. Во-первых, нужно договориться о том, устраивает ли наше внешнеэкономическое законодательство партнеров со стороны ВТО. Во-вторых, нужно провести двусторонние переговоры со всеми 150 странами — членами ВТО, вернее, с теми, кто пожелает этого, — об условиях допуска на рынок Беларуси товаров и услуг. Он также напомнил, что переговоры ведутся в рамках правил ВТО, которые провозглашают пошлины в качестве основного инструмента регулирования взаимной торговли между странами, поэтому в рамках двусторонних переговоров требуется зафиксировать уровень этих пошлин, выше которого после вступления в ВТО мы не сможем их применять. Все в руках партнеров. А. Кудасов отметил, что все уступки, которые даются одной стране, распространяются на всех остальных, даже тех, кто переговоры не проводил, поэтому, как правило, двусторонние переговоры проводят те страны, у кого значительный товарооборот со вступающей страной, а также наиболее влиятельные члены, которые "присматривают" за правилами ВТО в целом. (Окончание на 9-й странице.) (Окончание. Начало на 3-й странице.) На сегодняшний момент таких стран пока 20, и с десятью из них протоколы уже подписаны. Кроме того, как сообщил А. Кудасов, значительно эта работа продвинулась с Южной Кореей, Японией, Бразилией, Норвегией, Швейцарией. Очень важный партнер по переговорам — США, но, как подчеркнул А. Кудасов, практика американских коллег такова, что они всегда проводят переговоры последними и последними заключают двусторонний протокол. Партнер же номер один по важности для Беларуси — это Евросоюз, который входит в ЕС как коллективный член. Пока, по словам А. Кудасова, есть взаимное понимание, что ЕС — это тот член ВТО, который будет определять условия вступления Беларуси в организацию. Это значит, что именно с ЕС должны быть проведены основные переговоры и основные уступки должны быть сделаны для этого партнера. Но, как подчеркнул А. Кудасов, реализация этого взаимного понимания идет лишь на экспертном уровне, "на политическом уровне мы пока со стороны Евросоюза видим только признаки потепления, и мы этому рады". "Мое личное мнение, мы так много сделали шагов в экономике в прошлом году, это показал и конфликт с Россией зимой 2007 года... Мы надеемся, что в 2008 году это как-то будет востребовано", — сказал представитель МИДа. Что касается конкретных сроков вступления, то, по словам А. Кудасова, планка в 10 лет уже превышена "и превышена не нами". Сегодня "объем требований к нам таков, что предсказать дату вступления невозможно", подчеркнул он. Впрочем, объявлять год вступления не всегда имеет смысл, так как в таком случае партнеры по переговорам "будут нас к этому году подтягивать", выставляя, возможно, более жесткие требования. Да и к темпам принятия стран в ВТО есть вопросы. Сейчас в очереди на вступление находится около 30 стран, она практически не уменьшается, подчеркнул А. Кудасов. Если раньше темп принятия был — две страны в год, то сейчас — одна страна. И, вероятнее всего, в 2008 году это будет Украина. Прецеденты и пережитки Что касается условий и уступок, на которые согласилась Украина, то, по словам А. Кудасова, анализировать их можно будет после опубликования доклада по Украине — Генеральный совет ВТО рассмотрит "украинский вопрос", возможно, уже в феврале. Пока, отметил А. Кудасов, очевидно, что таможенный тариф у Украины существенно ниже, чем у России. При этом он подчеркнул, что удельный вес товарооборота со странами ВТО у Украины гораздо выше, чем у Беларуси, и по импорту доходит до 80%. Отвечая на вопрос, сможет ли Украина после вступления предъявить какие-то дополнительные требования к Беларуси, А. Кудасов отметил, что "это будет право Украины". При этом, по его словам, "сложно понять, о чем будут эти переговоры", так как основное их содержание — это фиксация ставок таможенных пошлин, а у нас с Украиной — режим свободной торговли. Впрочем, как отметил А. Кудасов, "прецеденты таких извращений были" и ряд стран СНГ этим занялись. Например, Грузия в отношении России, Кыргызская Республика в переговорах с Украиной. Но, по словам А. Кудасова, все это было связано не с урегулированием вопросов во внешней торговле. Грузия пыталась таким образом решить вопросы автономии своих территорий, Киргизия — проблему неурегулированного долга с Украиной. Зато в случае с Россией при ее вступлении в ВТО такие "извращения" в отношении Беларуси исключены. "Мы гарантировали друг другу на политическом уровне, что мы такими вещами заниматься не будем", — сказал А. Кудасов и напомнил, что в 2006 году было подписано совместное белорусско-российское заявление, где помимо слов о координации вступления в ВТО страны взяли на себя и более серьезные обязательства: независимо от того, кто первый вступит в ВТО, страны не будут начинать взаимных переговоров, с тем чтобы требовать взаимных уступок. Да и зачем "опускаться на уровень ВТО", если сегодня у нас и в рамках Союзного государства, и в рамках ЕврАзЭС сложились отношения во внешней торговле, которые превышают планку ВТО, так как "мы торгуем без пошлин". Антон Кудасов с сожалением констатировал, что в отношениях России и Беларуси в прошлом году "одна пошлина появилась", — речь идет о спецпошлине при поставках нефти в Беларусь. По его мнению, с точки зрения торговой политики — это пережиток прошлого, и представитель внешнеполитического ведомства выразил надежду, что "мы найдем способ вернуться к свободной торговле нефтью". При этом А. Кудасов подчеркнул, что ни одна страна еще не построила таможенный союз с применением пошлин. Расчет на союзные органы Вместе с тем, отметил А. Кудасов, "с Россией мы пошли еще дальше, мы провозгласили в 2001 году торговлю без мер нетарифного регулирования". Такая работа ведется, по его словам, "довольно успешно", и комплект тех мер, которые сегодня применяются в отношениях Беларуси и России, гораздо более либерален, чем этого требует ВТО. Касаясь вопросов проведения взаимных антидемпинговых расследований, А. Кудасов подчеркнул: "Принципиальная вещь — ограничительные меры, которые вводятся по результатам расследования, мы пока друг к другу не применяем". Он пояснил, что расследования, когда они возбуждаются, должны производиться в отношении всего импорта, так как производитель, инициирующий расследование, хочет получить ответ на вопросы: вредит ли ему импорт, и если вредит, то из каких источников. На этом этапе изымать друг друга из расследований методически некорректно, отметил А. Кудасов. "А вот когда расследования доводятся до конца, когда доказан факт ущерба, доказана причинно-следственная связь импорта и ущерба, тогда мы на уровне правительства (в РФ) и президента (у нас) друг друга стараемся изымать из применения ограничительных мер", — подчеркнул он. Но и здесь, оказывается, есть свои "пережитки". Речь идет о соглашении о поставках белорусского сахара в РФ, в соответствии с которым Беларусь пошла на "добровольное" самоограничение таких поставок. А. Кудасов подчеркнул, что это соглашение стало результатом проведения антидемпингового расследования в отношении белорусского сахара, формально ограничительные меры не вводились, но с точки зрения ВТО, по его словам, такое соглашение "нелегально". Впрочем, отметил А. Кудасов, за исключением этого случая, ограничительные меры в торговле с РФ пока не вводились, как не вводились и компенсационные пошлины. Именно на неприменение компенсационных мер направлена работа белорусских переговорщиков при подготовке белорусско-российского соглашения по субсидиям. Напомним, российская сторона осенью прошлого года сообщила, что подписание данного соглашения перенесено на конец I квартала 2008 года. Как отметил А. Кудасов, работа над документом ведется с учетом правил ВТО. В рамках этих правил, если какая-то страна недовольна субсидированием экспорта в другой стране, то проводится расследование, по результатам которого может вводиться компенсационная пошлина сроком на 5 лет с возможной пролонгацией. В рамках же белорусско-российского соглашения предлагается договориться о таких мерах субсидирования, чтобы не применять компенсационных пошлин, при этом Беларусь предлагает при решении спорных вопросов задействовать органы Союзного государства. Идея заключается в том, чтобы дать возможность предприятию, которое недовольно субсидией в другом союзном государстве на аналогичном производстве и считает, что это наносит ему реальный ущерб, выйти с претензией на орган Союзного государства. "Процедуру можно прописать довольно жестко", — подчеркнул А. Кудасов. По его мнению, если союзный орган примет решение, то гораздо проще будет "сделать что-то с этой субсидией". При этом он подчеркнул, что в случае, если сделать с субсидией ничего не удастся, то право ввести компенсационную меру у стран сохранится. "По сути, я изложил вам нашу переговорную позицию", — подчеркнул А. Кудасов. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Многосторонние переговоры по вступлению Беларуси в ВТО могут быть разморожены весной этого года. Однако сроки вступления прогнозировать невозможно. |
|