По логике реформ
По логике реформ
Ситуация, в которую оказались вовлечены белорусские ИП, породила волну эмоциональных дебатов в СМИ, сопровождающихся, как правило, ссылками их участников на международный опыт. Павел БЕГУН, директор фонда 3G Capital Однако большая часть информации об этом опыте не совсем полно отражает реалии, в связи с чем страдает корректность сравнения положения малого бизнеса за рубежом с преобразованиями, проводимыми в Беларуси. В США, в отличие от белорусской ситуации, форма организации бизнеса без образования юридического лица не дает практически никаких преимуществ по сравнению с регистрацией корпорации. Во-первых, при ведении бизнеса от собственного лица возникает риск того, что в случае краха бизнеса может пострадать личная собственность предпринимателя. Во-вторых, налоговые льготы, предоставляемые "индивидуумам", по сравнению с юрлицами минимальны и прекращаются, как только предприниматель переступает определенный (достаточно низкий) порог доходности — около 31 тыс. USD в год, а на доходы до этого порога налоговая ставка американских "ИП" всего лишь на 5% ниже ставки юрлиц. К слову, средняя американская зарплата составляет порядка 30 тыс. USD в год. В целом отношение властей США к любому бизнесу можно выразить двумя словами: естественный отбор. Логика проста: если у человека есть хорошая идея, желание и умение воплотить ее в жизнь, то он и без особых льгот добьется успеха. Если же государство будет спонсировать отдельных индивидуумов, то оно породит неравные условия хозяйствования, таким образом уменьшая эффективность распределения ресурсов в экономике и снижая ее потенциал. Правда, в отличие от Беларуси, в США существует инфраструктура поддержки малого бизнеса, представленная, в частности, такой организацией, как Small Business Administration (SBA). Однако уровень реальной полезности подобных структур довольно невысок. Внешне поддержка, предоставляемая SBA, довольно впечатляюща. Она включает в себя курсы и семинары, помощь в получении кредитов, контакты в сфере венчурного капитала и обратную связь с законодательной властью. Однако в реальности все гораздо прозаичнее. Целевая аудитория курсов — люди, для которых бизнес — это нечто совершенно новое и незнакомое, соответственно уровень преподавания гораздо ниже, чем в среднем американском университете. Что же касается кредитной поддержки, то, во-первых, для ее получения проситель должен выполнить ряд дополнительных условий, например организовать экспортное производство или создать определенное количество рабочих мест в неблагополучном районе. Во-вторых, при некоторой напористости аналогичные условия по кредиту можно получить и без помощи SBA. В отношении налаживания контактов с законодательными органами и венчурными фондами поддержка со стороны SBA является, по сути дела, чисто информационной. С такой же степенью эффективности с этими людьми можно связаться и напрямую. Неудивительно, что среди выдающихся бизнесменов в США нет, наверное, ни одного, кто достиг своего успеха благодаря помощи SBA. Итак, что же значат вышеприведенные факты и выводы в проецировании на ситуацию с белорусскими ИП? До недавнего времени эти люди обладали существенными налоговыми льготами по сравнению с юрлицами, и даже те ИП, которые уже переросли этап "малого бизнеса" (по крайней мере, исходя из американского определения: доход выше средней зарплаты по стране), могли пользоваться облегченным налоговым режимом. Можно предположить, что перед белорусскими властями встала проблема выбора: либо оставить все как есть и продолжать экономически отсталую политику неравных условий для разных субъектов хозяйствования, либо провести реформы. И выбор был сделан. Правда, для закрытия "налоговой лазейки" выбран, возможно, не самый идеальный вариант, но тем не менее свою роль по выравниванию налоговой нагрузки и оптимизации распределения ресурсов в экономике он, скорее всего, выполнит исправно. Зарубежный опыт показывает также, что задачи по выравниванию налоговой нагрузки правительствам различных стран приходится решать довольно часто и практически всегда интересы экономики в целом ставятся выше интересов отдельных групп. Один из примеров — позапрошлогодняя ситуация с канадскими инвестиционными трастами, которые имели значительные налоговые преимущества. Решение канадского правительства о приведении условий их деятельности к общей норме вызвало резкий обвал на фондовом рынке и бурю эмоциональных дебатов в канадских СМИ. Однако очень скоро стало очевидно, что устранение льгот оказало позитивное влияние на экономику страны: на место предприятий, которые оказались не в состоянии работать без налоговых послаблений, пришли более эффективные конкуренты. Такое развитие событий не замедлило отразиться на фондовом рынке: через год после проведения налоговой реформы его показатели значительно превысили параметры, зафиксированные в день непосредственно перед объявлением об упразднении налоговых льгот для институционных трастов. Тем самым нашло подтверждение мнение участников рынка о том, что реформа по выравниванию налоговой нагрузки улучшила общую эффективность экономики страны. Из этого примера видно, что перевод экономики на действительно рыночные рельсы невозможен без упразднения специальных льгот для каких-то определенных категорий субъектов хозяйствования. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Ситуация, в которую оказались вовлечены белорусские ИП, породила волну эмоциональных дебатов в СМИ, сопровождающихся, как правило, ссылками их участ |
|