7 ДНЕЙ, ПОТРЯСШИЕ ЕВРОСОЮЗ
7 ДНЕЙ, ПОТРЯСШИЕ ЕВРОСОЮЗ
Ситуация, сложившаяся в конце января на польско-белорусской границе, когда затянувшаяся забастовка польских таможенников привела к появлению огромных очередей автомобилей на погранпереходах, вызвала большой общественный резонанс, и не только в Беларуси и Польше. Высказывались требования к польским властям быстрее решить неожиданно возникшую проблему. Но так ли уж она неожиданна? На наш взгляд, разрешение подобных ситуаций, которые, как стало ясно, могут складываться и в будущем, лежит в плоскости более широкой, чем отношения двух (или более) граничащих между собой стран. Об этом — в беседе нашего корреспондента с доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой экономической теории и экономического воспитания Белорусского государственного педагогического университета имени М.Танка Леонидом Давыденко и доктором экономики Высшей школы экономики в Белостоке (Польша) Лешеком Сидоровичем. Корр.:— Недавно мы следили по телевидению в режиме реального времени за тем, что происходило на польско-белорусской границе. Очевидно, нашей стране нанесен значительный экономический, и не только экономический, ущерб... Л.Д.:— Это действительно был шок для участников международного сотрудничества Европейского союза со странами СНГ, да и не только СНГ. Но прежде всего, конечно, происшедшее затронуло поляков и нас, белорусов. В том числе и меня. В Минске гостил мой сын. В воскресенье, 27 января, он должен был вернуться в Москву поездом из Праги — по роду своей работы опаздывать не мог. Из сообщений СМИ мы уже знали о непростой ситуации на границе и позвонили на минский вокзал с целью узнать, не отразится ли она на расписании движения интересующего нас поезда. Справочная сообщила, что в связи с задержкой на польской границе поезд опаздывает на 4,5 часа. Не припомню, чтобы международный экспресс так задерживался! Посмотрев новости по телеканалу «Евроньюс», мы поняли, что и через 4 часа поезд вряд ли придет! (Так и случилось — его не было гораздо дольше.) Мы поехали на вокзал, сдали билет на пражский поезд и купили на наш, белорусский, который и доставил сына в Москву вовремя. Если говорить об экономическом ущербе, то, по некоторым оценкам, он составляет несколько сотен тысяч долларов для одной Беларуси. Простои машин на границе поставили многие средние и малые фирмы на грань банкротства. Но дело не только в материальных потерях, не пришедших своевременно в места назначения товаро- и пассажиропотоках. Это еще и ущемление интересов, и моральный ущерб, и физические страдания людей! Два человека погибли: один водитель, в возрасте, умер от инфаркта, второй — сгорел. Потому что вынужден был обогреваться в кабине, находясь на дороге несколько суток без пищи, воды, элементарных удобств. И когда автомобиль загорелся, он, будучи в полусонном, «заторможенном» состоянии, не смог из него выбраться... Л.С.:— Событиям на польско-белорусской границе предшествовала аналогичная кризисная ситуация на границе Польши и Украины. Почему это случилось? В декабре 2007 года в Евросоюзе произошло сокращение пограничных и особенно таможенных служб на границе ЕС с Чехией, Литвой, Польшей — то есть на западной границе. На основании того, что эти государства — уже члены ЕС. А на восточной границе ЕС — с Украиной, Беларусью — сотрудников этих служб стало не хватать. Забастовка польских таможенников — это и демонстрация того, что они уже не справляются с резко возросшими транспортными потоками. Правительство Польши предприняло определенные шаги к урегулированию ситуации: таможенники получили добавку к зарплате, доплату за сверхурочную работу, им обещаны дополнительные отпуска. Корр.:— Говоря о трудностях с пересечением границы, нельзя не вспомнить и сложную процедуру получения виз, проблему многочасовых очередей у посольских и консульских учреждений в Беларуси... Л.Д.:— Действительно, в минувшем году, чтобы получить визу в Литву, Германию, Францию и т.д., нужно было выстоять несколько суток возле посольств или консульств этих стран. Людей «успокаивали» тем, что «просто нет возможности сразу всем дать визу». Стоило ли Евросоюзу открывать границы так внезапно? Ведь этот процесс не был подготовлен должным образом ни в техническом отношении, ни в «человеческом». Не была отработана техническая документация; имевшийся штат сотрудников посольств и консульств не был рассчитан на столь массовое обновление документации. Естественно, это создало большие трудности для посещения этих стран, для общения людей. Л.С.:— Правительство Дональда Туска приняло в конце января решение, что в 50-километровой зоне польско-украинской границы люди будут общаться без виз. Это значительно облегчает приграничные контакты людей, у многих из которых тесные родственные взаимоотношения. Есть также традиции, обычаи, в связи с которыми жители этих мест посещают, к примеру, могилы своих родных. Нужно решать вопросы трансграничного сотрудничества в так называемых еврорегионах. Это, например, «Западный Буг» (включает часть территории Беларуси, Украины и Польши), «Неман» (объединяющий Гродненскую область с литовскими и польскими приграничными территориями, прежде всего Белостокским воеводством). Л.Д.:— Необходимо новое законодательство, в том числе в рамках двусторонних соглашений между нашими государствами. Кстати, Польше, Беларуси, Литве, Латвии, России следует выработать на уровне министерств иностранных дел взаимоприемлемые соглашения, касающиеся не только родственных связей людей, но и рабочих контактов, связанных, в частности, с обслуживанием рек — Немана, Буга, Западной Двины, отслеживанием экологической ситуации в их бассейне. Чтобы не повторилась ситуация, когда в прошлом году в результате аварии на российском нефтепроводе в Витебской области, недалеко от границы с Латвией, Западная Двина (Даугава) была загрязнена нефтепродуктами. Корр.:— То есть приграничные вопросы постоянно должны быть в центре внимания общественности, государственных служб, оперативно реагирующих на возникающие экономические, экологические и особенно «человеческие» проблемы. Если не ошибаюсь, еще в 2004 году, когда к Евросоюзу присоединились многие новые государства, приняты важные документы на сей счет? Л.С.:— Новые границы Евросоюза на востоке достигли России, Беларуси, Украины и Молдавии, расширились они и в южном направлении, что значительно изменило международное положение. Поэтому ЕС в последние годы, наряду с политикой расширения, формирует так называемую «Европейскую политику соседства», призванную формировать политические, общественные и экономические добрососедские отношения с ближайшими партнерами. Им предлагаются привилегированные и углубленные политические отношения, а также хозяйственное объединение. В перспективе предусматривается создание зоны свободной торговли. Тем не менее, положительная оценка выполнения «политики соседства», выраженная Европейской комиссией, наряду с реальными достижениями на практике, не всегда подтверждается ее эффективностью. Россия, к примеру, обоснованно отметила в отношениях Евросоюза к своим соседям элементы неравноправия. Бедность и безработица, неоднородные хозяйственные показатели, коррупция и неспособность к управлению по-прежнему являются значительными проблемами. Условия для мирного сосуществования — пока на этапе создания. И это проблемы не только, и даже не столько соседей ЕС, отдельных государств, сколько самого Евросоюза. По существу, заграничная политика, проводимая Европейским союзом, все еще ограниченна. Л.Д.:— Еврокомиссия приняла концепцию добрососедства, но не предусмотрела должного «сопровождения», «обеспечения» этого сотрудничества. Намечены лишь отдельные, «отрывочные» мероприятия. Они мало коснулись главного — человеческого фактора, людей, которые работают и «со стороны» ЕС, и «со стороны» стран-соседей. Ибо нагрузка на тех и других легла гораздо более значительная, чем раньше. И это обязательно следовало учесть. Необходима детально разработанная программа «добрососедской границы», куда были бы заложены техническое перевооружение границы, переобучение кадров, оплата труда, соответствующая возросшим требованиям и изменившимся реалиям. Посмотрите, насколько возросла интенсивность движения на границе! Это относится и к грузовому, и к легковому, и к железнодорожному транспорту. Как увеличился поток деловых людей, туристов! Многие едут семьями, и когда из-за неблагоприятных условий пребывания на границе, каких-то межгосударственных нестыковок и недоговоренностей страдают дети, пожилые люди, это не только нецивилизованно, но и не отвечает жизненным стандартам Евросоюза. Поэтому, на наш взгляд, должно быть выработано новое качество формирования соседских отношений ЕС. И с нами надо строить отношения как с равными, к нам надо относиться как к равным. Так, как декларируются взаимоотношения «внутри» Евросоюза. А упомянутые события на границе показали еще раз, что к нам относятся, мягко говоря, недостаточно внимательно, уважительно. Мол, контакты с Россией, Украиной, Беларусью — второстепенны. Как будто члены ЕС не заинтересованы в добрососедстве, в том, чтобы их грузы быстрее попали по назначению. Ведь это их инвестиции, их предприниматели идут к нам, им выгодно сотрудничать с нами по многим направлениям. Корр.:— Хотелось бы, чтобы из кризиса на польско-белорусской границе были извлечены уроки. Я бы сказал, эта ситуация (как и строительство ядерного могильника в Литве по соседству с Беларусью) — пример «недоброго соседства» с ЕС... Видимо, должны быть выработаны какие-то гарантии, чтобы подобное не повторилось? Л.Д.:— Безусловно, «Европейская политика соседства» должна «обогатиться» новыми законодательными актами, межгосударственными соглашениями. Потому что обсуждаемая нами чрезвычайная ситуация на границе — проблема не только Польши, но прежде всего Евросоюза. А Брюссель в данной ситуации, можно сказать, и «бровью не повел»!.. Корр.:— А надо бы вспомнить Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили»! Раз ЕС «приручил» новые страны — теперь и за их проблемы он в ответе. Л.Д.:— Совершенно верно. Евросоюзу необходимо вкладывать средства в расширение, техническое перевооружение пограничных терминалов, в том числе, кстати, и на нашей стороне границы — ведь именно ЕС прежде всего заинтересован в беспрепятственном прохождении своих грузов! Деньги на реконструкцию автодорог, идущих через Беларусь в страны ЕС, развитие придорожного сервиса также должны выделяться нашей страной совместно с Евросоюзом, пропорционально тому, чей транспорт и насколько интенсивно по ним движется. А то ведь, когда по весне наше правительство ограничивает движение автомобилей большой грузоподъемности, заботясь о сохранности дорог, легко упрекать нас в их плохом качестве! Если кто-то хочет, чтобы «тяжеловозы» круглый год ездили по нашим дорогам, — пусть вложит средства в их модернизацию! Л.С.:— Необходимо совершенно новое, взвешенное, не допускающее обострения ситуации взаимодействие Евросоюза с присоединившимися к нему государствами, со странами-соседями, обусловленное самой жизнью, реалиями XXI века. Оно должно служить их общим интересам, идти на пользу и во благо населению этих стран. От того, каким будет характер этого взаимодействия, зависит будущее Европейского сообщества. Геннадий АНУФРИЕВ |
|