21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

Конституционный суд и Генпрокуратура поделятся полномочиями?

26.08.2009 08:56 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


Недавней рокировке Григория Василевича и Петра Миклашевича экспертное сообщество внятного объяснения найти так и не смогло. Пересадив генерального прокурора в кресло председателя Конституционного суда, президент, выходило, поменял шило на мыло. Так, да не так.

Весьма похоже на то, что Генеральная прокуратура и Конституционный суд намерены поделиться друг с другом некоторыми, доселе присущими лишь им одним, полномочиями. Благо, в опыте, как этими полномочиями распорядиться, у руководителей ведомств недостатка нет.

Конституционный суд хочет из толкователя Основного закона стать своего рода конституционным контролером, а Генеральная прокуратура не прочь взяться за сверку новых законодательных актов с положениями Конституции.

Только вчера, приводя к присяге судей Конституционного суда, Александр Лукашенко затеял диалог о необходимости наделения суда дополнительными полномочиями.

Конкретизировал притязания Конституционного суда его председатель Петр Миклашевич, предложивший предоставить право некоторым госорганам, в том числе прокуратуре, Нацбанку, Минюсту, обращаться непосредственно в КС для более оперативного устранения противоречий и неясностей в законодательстве.

«Мы также считаем возможным предоставить Конституционному суду право в ограниченном виде принимать дела к своему производству по собственной инициативе, а также дать нам полномочия осуществлять контроль за конституционной законностью правоприменительной деятельности как по поручению главы государства, так и по собственной инициативе КС», — добавил он.

Звучали предложения и о том, чтобы наделить Конституционный суд правом официального толкования декретов и отдельных указов президента, а также активнее привлекать судей к разработке законопроектов и правовой экспертизе международных соглашений. Не прочь Конституционный суд взвалить на себя и контролирующие функции, при этом в сфере своих интересов стоящий на защите Основного закона страны суд хочет видеть деятельность правоохранительных орган и проведение президентских и парламентских выборов.

Аппетиты Конституционного суда, даже с лояльным к ним отношением со стороны главы государства, не у всех нашли понимание и поддержку. Свои осторожные опасения, в частности, высказал председатель Верховного суда Валентин Сукало.

«Вызывает некоторое беспокойство идея расширения компетенции КС, причем эта компетенция часто путается с кругом субъектов, которые могут обращаться в Конституционный суд. В Конституции жестко определен перечень таких субъектов — их всего шесть, и попытка расширить этот круг достаточно опасна, ведь Конституционный суд может выйти за пределы своего правового поля, вторгнуться в компетенцию других судов. Кроме того, может сложиться неправильное восприятие уже принятых судебных решений», — заметил Валентин Сукало.

Новые функции Конституционного суда, если глава государства все же пойдет на это, еще должны быть юридически оформлены — через референдум или, что вероятнее, через внесение изменений парламентом с соответствующий кодекс.

А вот Генеральная прокуратура за не совсем свойственное ей дело уже взялась. 3 марта Григорий Василевич подписал приказ об осуществлении надлежащего прокурорского надзора за соответствием нормативных правовых актов, принимаемых органами госуправления и Нацбанком, Конституции, законам, декретам и указам президента.

Структурным подразделениям Генпрокуратуры поручено регулярно изучать опубликованные в Национальном реестре правовых актов нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления и Национального банка на предмет их соответствия Конституции. В случае установления несоответствия их законодательным актам в установленном порядке принимать меры к их опротестованию.

Одновременно прокурорам областей и Минска поручено проверить порядок принятия, опубликования и введения в действие нормативных актов советов депутатов областного и базового уровня, исполнительных и распорядительных органов. Генпрокурор потребовал принять исчерпывающие меры прокурорского реагирования по устранению выявляемых нарушений и обеспечить постоянный и эффективный надзор за соответствием законодательству решений, принимаемых органами местного управления и самоуправления.

Функция Генпрокуратуры — надзор за исполнением законодательства, а не за соответствием его Конституции, чем должен заниматься и для чего, собственно, он и был образован, Конституционный суд.

Но функции ветвей власти в Беларуси, в силу сложившихся и устоявшихся обстоятельств, перемешались и переплелись так, что Конституционный суд, даже засучив рукава всем составом, сегодня вряд ли будет в состоянии разрулить ситуацию.

Очевидная несамостоятельность Конституционного суда и его зависимость от главы исполнительной власти привела к тому, что конституционного надзора как такового в стране не существует. Те шесть субъектов, которые по ст. 116 Основного закона имеют право вносить в КС предложения о рассмотрении тех либо иных документов на предмет их соответствия Конституции, своими полномочиями фактически не пользуются, дабы не нажить ненужных неприятностей на собственные головы.

«Мы привыкли к тому, что многие указы и декреты президента, постановления правительства и подзаконные акты не вписываются в нормы Конституции, напротив, идет тихая, ползучая контрреволюция даже против нынешней действующей Конституции, которую подписал президент и на которой он клялся», — сказал председатель юридической комиссии Белорусского Хельсинского комитета Гарри Погоняйло в интервью «Завтра твоей страны».

Если уж в Конституционном суде и затеяли какие-то реформы, то почему их конечной целью не сделать нормализацию работы суда, направить его усилия в оговоренное Основным законом русло? Да, возможно, право инициативы суду стоило бы добавить, чтобы не сидел без работы и не давал президенту поводов искать что-то, чем можно было бы суд дополнительно нагрузить.

Другое дело, что с расширенными полномочиями Конституционный суд вполне может приобрести черты очередного контролирующего органа, которых в системе государственной власти и без того пруд пруди. Возможно, в этом и есть некий скрытый умысел намечающегося расширения полномочий и функций Конституционного суда. Кто-то ведь, по логике, и контролеров должен контролировать. А аргумента, весомее Конституции, не найти.

К вопросу расширения полномочий и функций Конституционного суда глава государства намерен вернуться еще раз через несколько месяцев.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Недавней рокировке Григория Василевича и Петра Миклашевича экспертное сообщество внятного объяснения найти так и не смогло.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика