Реформы лизингаРасширить понятие лизинга, круг лизинговых операций, упростить порядок оформления документов и усилить правовую защиту лизингодателей предлагает проект указа «О лизинге». Проект подготовлен при активном участии Белорусского союза лизингодателей (БСЛ). Документ определяет лизинг как вид инвестиционной предпринимательской деятельности, что соответствует нормам международного права, в частности, Конвенции о межгосударственном лизинге, подписанной в Москве 25.11.1998 г. и ратифицированной Законом РБ от 9.11.1999 № 309-З. Документ предлагает расширить определение предмета (объекта) лизинга по сравнению с действующим постановлением Совмина от 31.12.1997 № 1769 «О лизинге на территории Республики Беларусь». Так, предложено расширить круг видов активов, передаваемых в лизинг, отменить запрет на использование этого имущества для личных (семейных) или бытовых нужд. Это даст возможность оказывать лизинговые услуги физическим лицам и даст право юрлицам приобретать объекты лизинга для некоммерческого (социального) использования. Кроме того, лизинг предложено распространить на части (доли) имущества. Предложено разделить понятия «срок договора лизинга» и «срок лизинга». Первый срок предлагается исчислять с момента заключения договора, второй — с даты фактической передачи предмета лизинга лизингополучателю. По словам члена правления БСЛ Максима Аверука, нынешние нормы законодательства, по которым срок договора лизинга исчисляется с момента фактической передачи имущества, доводят ситуацию до абсурда — вынуждают осуществлять различные действия по незаключенным договорам. Проект предусматривает внесение авансового платежа, который засчитывается в состав первого и последующих лизинговых платежей и не должен превышать 30% контрактной стоимости предмета лизинга (как это предусмотрено в ст.5 Соглашения о создании благоприятных правовых, экономических и организационных условий для расширения лизинговой деятельности в СНГ от 12.10.2005 г.). Таким образом, лизинговые компании получат дополнительные гарантии по исполнению договоров. Любопытно, что согласно проекту передачу предмета лизинга предполагается осуществлять исключительно по акту приемки-передачи, форму которого лизингодатели будут разрабатывать самостоятельно. Напомним, что ст.9 Закона «О бухгалтерском учете и отчетности», регулирующая вопросы применения первичных учетных документов, и прочие нормативные документы в этой сфере требуют оформлять передачу актами формы ОС-1 и накладными, являющимися бланками строгой отчетности. Предусмотрено закрепить норму, в соответствии с которой лизинг как финансовая аренда не подпадает под действие законодательства о ценообразовании. Это позволит лизинговым компаниям избавиться от извечной проблемы белорусских субъектов хозяйствования — обоснования цен, их регистрации и соблюдения предельных индексов. Предусмотрена и большая степень защиты собственности, находящейся в лизинге. В соответствии с нормами проекта ее конфискация будет возможна только вследствие виновных действий лизингодателя (собственника имущества). При нарушениях, допущенных лизингополучателем, за предметом лизинга останется имущественная неприкосновенность. Как образно выразился М.Аверук на недавней конференции, организованной СП «Автобизнес», если таможенники при поверке фуры найдут бутылку пива, купленную водителем в Польше и положенную в тент, то после признания такой бутылки тайником, автомобиль, находящийся в лизинге, конфисковать не смогут. Предложено усилить ответственность предприятий по оформлению лизинга и платежам по нему. Лизингополучатели обязаны будут за свой счет регистрировать договоры и предметы лизинга (прав на него), если иное не предусмотрено договором лизинга. Предлагается также предоставить лизингодателю право бесспорного списания сумм со счета задолжавшего лизингополучателя в случае, если предприятие более двух раз подряд не перечислило необходимые платежи. Кстати, эта норма уже вызвала критику со стороны председателя БСПН им. Кунявского Георгия Бадея. Комментируя по просьбе «ЭГ» документ, он отметил, что необходимо применять не столь радикальные методы взимания долга. Проект указа «варится» уже давно и активно обсуждается в среде заинтересованных. В БСЛ нынешний проект считают «сырым» и полагают, что он еще изменится. Ведь некоторые нормы затрагивают целый ряд вопросов гражданского права, налогообложения, ценообразования, бухучета, контроля. Это значит, что потребуется либо увязать действующее законодательство с проектом, либо «подправить» положения проекта. За более активное использование лизинга как инструмента привлечения инвестиций выступает Республиканская ассоциация предприятий промышленности (БелАПП). По мнению экспертов этой организации, лизинг — резерв, который можно использовать в достижении амбициозных задач по привлечению инвестиций в основной капитал белорусской экономики. Напомним, по прогнозам правительства, в 2008 г. этот показатель должен вырасти на 25%. О том, что резерв есть, и он значительный, свидетельствует опыт других стран. Доля лизинга в инвестициях в США — 30%, в РФ — 8%, в Беларуси по результатам 2006 г. — 5,3%. Преимущество лизинга в том, что он позволяет обновлять основные фонды при отсутствии у лизингополучателя свободных средств на приобретение имущества в собственность. При этом в случае лизинга, в отличие от кредита, не требуется дополнительное обеспечение. Выгода и в снижении налоговой нагрузки, поскольку лизинговые платежи относят на затраты и допускается механизм ускоренной амортизации. По информации БелАПП, в ближайшее время в Беларуси лизинг будут использовать и как средство продвижения товаров на экспорт. Подготовлены изменения в Указ от 25.08.2006 № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)». Готовятся пилотные проекты поставок отечественной промышленной продукции на внешние рынки на условиях лизинга. БелАПП и БСЛ подготовили предложение правительству передать лизинговым компаниям часть продукции промышленных предприятий, произведенной и не реализованной в 2007 г., на условиях товарного кредита для реализации договоров международного лизинга. Авторы идеи выступают за использование в рамках пилотного проекта нулевой ставки НДС при передаче продукции от производителя уполномоченным лизинговым компаниям. Для финансирования операций лизинга, связанных с выполнением инновационных и инвестиционных проектов, и компенсации расходов по ним предложено использовать средства Белорусского инновационного фонда, региональных и ведомственных инновационных фондов. В ближайшее время БелАПП и БСЛ планируют оказать помощь промышленным предприятиям в изучении теоретических и практических аспектов применения лизинговых механизмов при реализации инвестпроектов. Во втором квартале намечено проведение обучающего семинара для специалистов финансово-экономических, технических и маркетинговых служб предприятий и организаций. Александр ГЕРАСИМЕНКО Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Что предложено изменить? |
|