Максим Жбанков. КУЛЬТ-ТУРЫ. Потаенные люди
Максим Жбанков. Культуролог, киноаналитик, журналист. Преподаватель «Белорусского Коллегиума». Неизменный ведущий «Киноклуба» в кинотеатре «Победа». В 2005-06 годах — заведующий отделом культуры «Белорусской деловой газеты». Автор многочисленных публикаций по вопросам современной культуры в журналах «Мастацтва», «Фрагмэнты», «pARTisan», на сайте «Наше мнение».
Одна из самых затертых сказок глобального масскульта — это сказка о всевидящем оке глобального масскульта. Без счета клипов, где несчастная поп-звезда мечется по черным улицам, скрываясь от стаи журналюг. Не меряно фильмов и книжек на тот же сюжет. Умельцы из личной охраны специально обучены защищать клиента от посягательств охотников за сенсациями. Самые отважные артисты лично бросаются на настырных фотографов. И тут возникает забавная ситуация: публичные персоны активно защищаются от тех, кто, собственно, и создает их репутацию. Убегают от авторов собственной звездной истории. Обычно, в этом есть элемент кокетливой игры с публикой. Но у нас, кажется, все всерьез.
Любопытно наблюдать, как тушуются отечественные герои поп-сцены, когда речь заходит об их личной жизни. Здесь торжествуют традиционные семейные ценности. Все прочее выглядит подозрительно. Благочинные семейные дуэты — милое дело! Трудоустройство дочки и сына в коллективе заслуженного отца — нормально! Детки, не в лад подпевающие рок-папам — отлично! Но развод — это уже неформат. А связь без брака — нечто странное и как бы стыдное. О ней лучше вообще помалкивать. Даже главный мачо нашей сцены — признанный любимец дам — игриво отмахивается в ответ на приватный вопрос: «Да ну, вам так всё и расскажи!». Вот и недавний эпизод с радикальными изменениями в личной жизни главного «ляписа» Сергея Михалка был озвучен крайне застенчиво и невнятно. Артиста «расколола» на пару фраз бойкая «Комсомолка». Прочим досталось молчание. Ясное дело: мой приват — моя крепость. Слава богу, давно не актуальны унизительные разборы секс-практик членов КПСС на партийных собраниях и позорная строчка «морально устойчив» в трудовых характеристиках. Но закрытость частных обстоятельств естественна лишь для частных лиц. Для обычных людей, вроде нас с вами. С точки зрения публичной сферы — а поп-сцена принадлежит именно к ней — все выглядит несколько иначе. Здесь любой персонаж находится в поле особого внимания вне зависимости от того, чем он занят. Иначе не бывает: это естественная плата за успех. В звездной жизни нет выходных. Популярность выражается в интенсивности медиа-сигналов, исходящих от конкретного героя. А измеряется в денежных знаках. Если герой популярен — его покупают. А если тебя покупают — тебя будут продавать. Хочешь ты этого или нет. Завершим цепочку: лучший вариант — продаваться на своих условиях. Сознательно тиражировать собственный желаемый образ. Строить имидж — значит, управлять своей информационной аурой, зачищая нежелательные оттенки. В ситуации с ярким артистом Михалком все пока получается с точностью до наоборот. Отсутствие четкой информации от первых лиц, помноженное на вечный интерес публики к «звездной» любви, заставило медиа-ресурсы пуститься на всевозможные ухищрения, вроде грубоватой компиляции из старых интервью, случайных снимков Светланы Зеленковской и рискованной фотосессии экс-супруги Алеси Берулавы. Не очень приятно, но вполне логично. Не хотите сами управлять выбросом информации? Получите дурной информационный хаос. Смешно по этому поводу пинать «аморальную желтую прессу». Это — как ругать электрогитару за то, что она работает от сети. «Желтуха» живет скандалами, катастрофами и разводами. Ей нравятся аномалии — и это, в общем, нормально: такой формат. На рынке культуры «желтуха» необходима: она превращает людей в объекты культа. А шоу-биза без культа не бывает. Публичная поп-персона, отчаянно защищающая свои чувства от внешнего вторжения (уже после их собственноручной огласки), действует вопреки всем правилам. И однозначно проигрывает. Поскольку упускает верный шанс сыграть на победу: аранжировать личные обстоятельства как красивую легенду с позитивным (для себя) акцентом. То ли дело — старшие товарищи! Джордж Харрисон превратил свой разрыв с Патти Бойд, сбежавшей к Эрику Клэптону, в цикл эффектных хитов вроде «Bye Bye Love», Брайан Ферри и Мик Джаггер сражались на первых страницах таблоидов за блондинистую оторву Джерри Холл, а Джон Леннон и Йоко Оно на весь свет заявляли: «Мы не собираемся спать в разных кроватях». Классика… Публика не виновата. Она жаждет вовсе не деликатных деталей и интимных подробностей. Ей нужна лишь иллюзия информированности и причастности. Так дайте же народу яркую картинку! А личное… Личное оставьте себе. Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения». Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Максим Жбанков.
|
|