Людмила Полковникова: «Тридцать лет на «сладкой каторге»
«Людмила Полковникова - это эпоха!» Довелось услышать такое, представьте себе, от человека далекого от журналистики. Он не пропустил ни одной радиопередачи из цикла «Премьера песни», который Полковникова вела на белорусском радио лет двадцать назад - до того, как ушла на телевидение. …С «эпохой» мы встретились на ее рабочем месте. Сегодня Людмила Полковникова - старший продюсер Представительства межгосударственной телерадиокомпании «Мир» в Республике Беларусь
- Вы много лет проработали на радио. И вдруг в середине 1980-х оставили эту ставшую уже комфортной гавань и бросились в бурное телевизионное море. Почему, Людмила Георгиевна?
- Телевидение - это огромные возможности, и мне захотелось их использовать. Как человек музыкальный, позволю такое сравнение: радио - лирическая песня, телевидение - симфония, работает и зрительный ряд, и слуховой. Более того, телевидение на тот момент не было таким «заорганизованным», как радио.
Видите ли, я стремилась к тому, чтобы радиоэфир был максимально приближен к жизни, чтобы в него врывались трамвайные звонки, шум толпы… Увы, не всегда это приветствовалось. До сих пор помню забавный случай: я работала в детской редакции радио, мы записывали клоуна Куклачева и попросили, чтобы одна из его собачек поздравила маленького именинника, а именно - пролаяла. Меня вызвали на ковер и стали распекать: «Как? По белорусскому радио будет лаять собака?» Дошло до самого высокого руководства, и оно меня… поддержало.
А потом тесновато мне стало на радио. Захотелось показать всей стране, например, как много у нас талантливых эстрадных исполнителей. И сегодня я горжусь тем, что стояла у истоков белорусской эстрады. Когда вижу и слышу, как разрослось это направление, думаю иногда: «Ну вот, выпустила джинна из бутылки».
- Джинна? Можно по именам?
- Тиханович и Поплавская, «Сябры», Дмитрий Смольский, Алеся, Лика, Ирина Дорофеева, Яков Науменко, Александр Солодуха - они впервые появились именно в моих программах. На радио - в «Премьере песни», на телевидении - в «Золотой лире» и «Песню берите с собой». Я работала со всеми исполнителями, кто сегодня на слуху. Они говорят мне: «Мамка наша», и это очень приятно.
- Есть такое выражение: что был
о, того не было. Вас не коробит, что молодая тележурналистика не всегда помнит о том, что именно Людмила Полковникова первой стала делать интерактив - организовала на БТ республиканский конкурс лучших песен года, возглавила группу, которая создавала новогодние огоньки на белорусском материале? Не обидно?
- Я была новатором на белорусском радио и телевидении в другой стране, которая называлась Советский Союз. В Республике Беларусь со мной рядом стала работать молодежь. Я рада, что они продолжают то, что мы когда-то начали.
- Тогда напомните: как это было?
- Впервые в 1996 году, а затем в 1997-м, 1998-м белорусское телевидение работало всю новогоднюю ночь. Никто из телезрителей не знал, как дался нам «Новогодний огонек»: накануне я со своей группой монтировала отснятый материал и четыре дня не выходила из здания. Перекусывала на ходу, в студии, спала тоже на работе, мне диванчик поставили...
- Сумасшедший дом…
- Телевидение - это взаимосвязь десятков людей и сотен обстоятельств. Когда мы выезжали на съемки программы «Земляки», состав группы доходил до ста человек: осветители, операторы, декораторы, звукорежиссеры… И всех их надо было держать в узде.
- Творческие люди этого не любят.
- Тем не менее удавалось добиться командной работы. Молодые, конечно, не помнят, как, например, родились «Дожинки» - вначале это был телевизионный фестиваль. Мы придумали его и огромной командой выехали в Столин. Едем, и у меня внутри все колотится: как? что?.. Езда в незнаемое.
Чтобы телевидение было интересным, приходится порой организовать событие, а уже потом о нем рассказывать.
Огромных сил в 1996 году потребовал фестиваль «Память» в Брестской крепости-герое. Это был грандиозный телерадиомарафон с целью сбора средств на капитальный ремонт и реставрацию мемориала, он шел с десяти вечера 21 июня и до шести вечера 22 июня. Без перерыва, в прямом эфире. Большая политическая акция с участием президентов двух стран - Беларуси и России. У москвичей во время выступления Бориса Ельцина сломалась техника, пропал звук. А наша выдержала, и москвичи обратились к нам за помощью.
…Я уже не раз говорила слово «впервые». И опять скажу. Первое посещение творческой программы Президентом Беларуси Александром Лука-шенко было в 1994 году. Дом офицеров, записываем передачу из цикла «Лучшие песни года», вход бесплатный, народу - тьма, разбили стекло входной двери… Александр Григорьевич пришел на концерт, причем сел не в ложу, а в партер. Музыканты, рабочие сцены, операторы - все устремили туда свои взгляды, нас ведь никто не предупреждал. Концерт задержался, я вышла на сцену, извинилась, а потом поблагодарила всех, кто пришел поддержать белорусскую эстраду. Волновались мы ужасно. А каково было увидеть после концерта Александра Григорьевича за кулисами!..
- Тогда, в 1994-м, наше эстрадно-песенное искусство было юным. А сегодня мы берем призы на самых престижных конкурсах, белорусы «бьют» певучую Украину. Распелись?
- В советское время была заложена прочная основа, а сейчас таланты получили огромную государственную поддержку, этого нет ни в одной стране бывшего СССР. Журналисты к успеху тоже приложили руку, ведь внимание к творческой личности способствует ее росту. Но если вы думаете, что я человек комплиментарный, это не так. Могу сказать очень резко - но только за кулисами, без публики.
- И Мулявину «резали» правду в глаза?
- Владимира Мулявина я боготворила, он обладал феноменальным «чувством песни».
- Знаю, благодаря вам на белорусской эстраде появилось несколько шлягеров…
- Мне удавалось сводить композиторов и поэтов, подсказывать, кто бы мог исполнить их песню. Это произошло, например, с композициями «Одинокий», «Здравствуй, чужая милая» в исполнении Солодухи. Кстати, Сашу Солодуху приходилось даже уговаривать - он не верил в успех этих песен. Вообще я большой патриот и очень рада, что у нас много музыки, причем самой разной. Конечно, какие-то имена канут в Лету, но на «питательном бульоне» вырастут большие звезды.
- Кто именно, можете предсказать?
- Не стану этого делать и объясню, почему. Вот поехала на «Евровидение» яркая, интересная Полина Смолова, и совершенно неважно, получила она там первое место или нет. А Полину ругали! Благодаря ей Беларусь прозвучала на весь мир - спасибо скажите! Поддержите Руслана Алехно - вне зависимости от того, кто какой балл поставит на «Евровидении».
Нам нужно поднимать национальную самооценку, учиться различать, где скромность, а где гордость, и не путать их. А мы, белорусы, люди слишком скромные. Кстати, на телеканале «Мир» я продвигаю белорусское искусство в страны СНГ. В частности, отправляю артистов в Москву, на записи популярной программы «Хит-экспресс». Еще я задалась целью показать, что у нас не только эстрада замечательная, но и богатый джаз, и классические исполнители великолепные. Мы делаем на «Мире» целый ряд программ - «Музыкальную гостиную с Татьяной Старченко», «Музыкальные размышления с симфоническим оркестром», цикл концертов, в которых принимают участие исполнители - стипендиаты Президентского фонда: скрипачи, цимбалисты, пианисты... В стране работают потрясающие оркестры. Все вместе это дает импульс к развитию культуры.
- Слушаю вас, Людмила Георгиевна, и думаю: вы - проводник между музыкой и слушателями, зрителями. Рано пришли в журналистику?
- Нет. У меня музыкальное образование, я несколько лет преподавала музыку, окончила факультет журналистики и, когда стала делать передачи, была уже сложившимся человеком.
- Ни разу не пожалели о том, что связались с ТВ?
- Журналистика - это «сладкая каторга». Знаете, иногда думаю: за что мне платят зарплату? За такую насыщенную, полнокровную жизнь это я должна платить (хохочет).
- Могут ли вас, искушенного человека, исполнители чем-либо удивить, потрясти?
- Они это делают постоянно! Недавно состоялся концерт симфонического оркестра под управлением Александра Анисимова и рок-группы «Новый Иерусалим». Великолепный проект! В концертном зале негде яблоку было упасть.
- Человек телевидения, вы сами его смотрите? Какие передачи выбираете?
- Историко-мемуарные.
- А музыка?!
- Предпочитаю слушать диски, посещать музыкальные площадки. Часто хожу по музеям, галереям, театрам - в Минске очень насыщенная культурная жизнь.
- Только посетители - в основном одни дамы…
- Есть такое… Когда я делаю музыкальные передачи, обязательно показываю и слушателей, прошу оператора - выхватывай мужские лица. Мы, журналисты, в долгу перед мужчинами, мы мало раскрываем их духовный мир, плохо ломаем стереотипы: «Чего он пошел в филармонию? Вот рыбалка - это да!» Даже мой племянник говорит: «Мне неудобно ходить на балет».
- Вы - коренная минчанка?
- Мама - коренная. Я в Минске - с двух лет. Живу в Заводском районе, на улице Социалистической. А работаю на Коммунистической (смеется). В последние годы наш Заводской район не узнать. Чистота, зелень! Все радует глаз. Когда я вечером иду по Партизанскому проспекту и он сверкает огнями - ну просто Париж!
Светлана ШИДЛОВСКАЯ, «МК»
Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей.
Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.