После Мельбурна и БахрейнаПризнаться, никогда не думал, что у «Формулы-1» в нашей стране так много почитателей. Количество телефонных звонков в редакцию «СП» не оставило в этом никакого сомнения и заодно заставило провести небольшой анализ ситуации после двух уже состоявшихся гонок этого месяца. Как известно, лидер Ferrari Кими Райкконен в отличном стиле выиграл Гран-при Малайзии, ответив на тот поток критики, который обрушился на него после австралийского этапа. После того, как отмашка клетчатого флага зафиксировала триумф финского гонщика на автодроме «Сепанг», почему-то вспомнилась фраза из интервью Ники Лауды, который часто выступает в роли эксперта по «Формуле-1» в различных изданиях. Трехкратный чемпион мира на просьбу сделать прогноз в отношении того, как могут развиваться события в нынешнем сезоне, заявил следующее: «Если речь идет о «Формуле-1», то говорить о том, что уже случилось, гораздо интереснее, чем о том, что может произойти через неделю или через месяц. В первом случае ты хоть в чем-то можешь быть уверен». Вот что значит опыт и прекрасное знание предмета. Мудрый Ники Лауда, который, к слову, два титула выиграл в составе Ferrari, а еще один — за рулем McLaren, прекрасно понимает, что соотношение сил в пелетоне может меняться постоянно. Оно зависит от великого множества факторов, начиная от характеристик трассы, настроек болидов и прочих моментов технического характера, заканчивая погодой и всем тем, что объединяется понятием «везение» или «невезение», в зависимости от того, какой стороной к вам повернулась Фортуна. Это нормальная ситуация для автоспорта. А ненормально, по мнению того же Лауды, когда один из пилотов имеет настолько большое преимущество над оппонентами, что может выиграть 7 — 8 гонок подряд. Сейчас в «Формуле-1» другие порядки. Целую неделю после Гран-при Австралии специалисты и журналисты давали разные оценки тому, что случилось на автодроме «Альберт-парк». Суть большинства комментариев сводилась к следующему: а) многие пилоты оказались не готовы к тому, что придется обходиться без электронных систем управления машиной; б) McLaren лучше готов к сезону, чем Ferrari, свидетельством чему стала не только великолепная победа Льюиса Хэмилтона, но и тот факт, что вполне мог рассчитывать на подиум его партнер Хейкки Ковалайнен; в) Хэмилтон может считаться явным фаворитом в борьбе с Райкконеном за чемпионский титул, потому что молодого британца в сравнении с более опытным финном можно назвать чуть ли не образцом надежности и стабильности. Прошла неделя, и все эти прогнозы оказались несостоятельными. На автодроме «Сепанг» Ferrari переиграла McLaren, что называется, в одну калитку. Преимущество пилотов Скудерии в скорости было заметно с самого начала квалификации. В финальном раунде распределения мест на стартовой «решетке» Фелипе Масса, завоевавший 10-ю поул-позишн в карьере, почти на секунду опередил Ковалайнена и Хэмилтона. «Серебряные стрелы», понимая, что состязаться с представителями Ferrari им в этот день не под силу, решили не использовать последнюю попытку для прохождения быстрого круга, чтобы поберечь машины и сохранить немного лишнего топлива перед гонкой. В итоге представители McLaren перехитрили самих себя. Ковалайнен и Хэмилтон не спеша возвращались в боксы и стали помехой для тех гонщиков, которые еще надеялись улучшить свои позиции на старте. Речь шла о Фернандо Алонсо и Нике Хайдфельде. Немец и его команда подали официальный протест на действия пилотов «Серебряных стрел», после рассмотрения которого Ковалайнен и Хэмилтон потеряли пять мест на старте. Надежды на то, что многие пилоты действительно не готовы к тому, чтобы нормально управлять болидами без различных электронных «помощников», в Малайзии не подтвердились (до финиша не добрались только пять машин), поэтому рассчитывать на победу в гонке представители McLaren не могли. Масса и Райкконен уверенно защитили свои позиции на старте. Финн перед входом в первый поворот поравнялся со своим партнером, но обойти его в достаточно сложной «шпильке» не мог при всем желании. Хэмилтон одним махом прорвался на пятое место, чему поспособствовали Ярно Трулли и Ник Хайдфельд. Их борьба за место под солнцем закончилась легким контактом, после которого итальянец «провалился» на 6-ю позицию, а немец — на 10-ю. На первом круге после столкновения с Нико Росбергом завершил борьбу пилот Toyota Тимо Глок, а представитель Того Rosso Себастьен Бурдэ совершил эффектный вылет за пределы гоночного полотна. После этого достаточно продолжительное время в сценарии гонки не было никаких сюрпризов. Масса создал небольшой отрыв от Райкконена, при этом пара Ferrari быстро оказалась на безопасном расстоянии от ближайших конкурентов. После 15 кругов Райкконен опережал Роберта Кубицу, шедшего третьим, почти на 10 секунд. От поляка заметно отстал Марк Уэббер, который на долгое время стал непреодолимым препятствием для Хэмилтона. Важные события, повлиявшие на дальнейший ход гонки, произошли во время первой волны пит-стопов, которую открыл тот же Уэббер. Масса заехал в боксы для дозаправки и смены покрышек раньше Райкконена и потерял лидерство. Кими сработал по классическому рецепту. Пока Масса был на пит-лайн, финн показал быстрейший с начала гонки круг, а чуть позже в боксах механики задержали его секунды на полторы меньше, чем бразильца. Как следствие, Райкконен вернулся на трассу перед своим партнером. Тем временем очередная неприятность случилась с Хэмилтоном. Возникла заминка при смене правого переднего колеса на болиде британца, его пит-стоп продолжался около 20 секунд, после чего Льюис вернулся в гонку только седьмым. А вот его партнера механики McLaren обслужили достаточно быстро, и Ковалайнен поднялся на четвертое место, опередив одним махом Трулли, Уэббера и своего партнера Хэмилтона. На 31-м круге вылетел в гравий Масса. Это была чистой воды ошибка в пилотировании. Можно только предполагать, какие чувства испытывал бразилец, когда увидел, что его после дозаправки и смены покрышек опередил Райкконен. Он нервничал, пытался выжимать максимум из своего болида, чтобы не отпустить далеко вперед Кими, рисковал в поворотах, но стоило замешкаться буквально на мгновение, и болид Ferrari, который пилотировал Масса, оказался в гравийной ловушке. Выбраться оттуда без посторонней помощи бразилец не смог. После этого имена гонщиков, претендовавших на первенство, практически не вызывали сомнений. Райкконен на 23 секунды опережал Кубицу, который создал чуть меньший отрыв от Ковалайнена, а с финном при всем желании не мог состязаться Трулли. Во время второй волны пит-стопов Хэмилтон «пересидел» на трассе Уэббера и только таким образом сумел опередить неуступчивого австралийца. После этого Льюис бросился в погоню за Трулли, сумел незадолго до финиша вплотную приблизиться к итальянцу, попытался его атаковать, но выиграть еще одну позицию не смог. После Гран-при Малайзии главных претендентов на чемпионский титул разделяют три очка, но большая охота только начинается. Продолжение — через две недели в Бахрейне. Выводы таковы. Команда Ferrari частично реабилитировалась после провала в Австралии — Кими Райкконен уверенно завоевал победу на втором этапе сезона. Радость же «красных» была омрачена досадным вылетом с трассы Фелипе Массы, находившегося на тот момент на второй позиции. Не лучшим образом прошла гонка и для команды McLaren. Итог — Хэмилтон закончил гонку только пятым, до последних метров дистанции ведя борьбу с Ярно Трулли на Toyota. К счастью, вполне стабильно провел заезд Хейкки Ковалайнен, добыв для команды третью ступень пьедестала. Нельзя не отметить блестящее выступление команды BMW — второе место Роберта Кубицы плюс шестое место и быстрейший круг в гонке в исполнении Ника Хайдфельда... Подготовил Евгений ВИКТОРОВ |
|