Единение в отношении к правам человека
Единение в отношении к правам человека
Строительство белорусско-российского Союзного государства застопорилось, так как отношения между странами отравлены ростом цен на российские энергоносители. Но накануне "профессионального праздника" чиновники от интеграции выказывают оптимизм. Павлюк БЫКОВСКИЙ Накануне отмечаемого 2 апреля государственного праздника — Дня единения народов Беларуси и России — ответственные за интеграцию двух стран политики провели видеоконференцию между Минском и Москвой. Она была приурочена к "круглой дате" и именовалась "12 лет Союзному государству". Хотя это виртуальное государство несколько моложе: 2 апреля 1996 г. в Кремле президенты Александр Лукашенко и Борис Ельцин подписали Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. Вот тогда и появился праздник единения народов. Через год, день в день, сообщество было переименовано в Союз Беларуси и России, но лишь в декабре 1999 г. руководители Беларуси и России подписали Договор о создании Союзного государства. Так что Союзному государству пока лишь 8 годиков. Если же считать от "шоу распиливания пограничного столба", символизирующего прекращение пограничного контроля на белорусско-российской границе (в 1995 г. этот столб специально установили, чтобы его распилили президент Беларуси и тогдашний российский премьер-министр Виктор Черномырдин), то получатся все 13 лет. Кстати, как выяснилось, скоро впору вновь распиливать столб, который бы символизировал таможенную границу. В то время как белорусский сенатор Николай Чергинец в заслугу руководителям двух стран приводит то, что "Удалось нашим странам главное — мы не дали возможности провести границы через сердца наших людей", заместитель госсекретаря Союзного государства Василий Хрол сетует на таможню на белорусско-российской границе: "Мы, подписав соглашение о таможенном союзе, отменили de jure, таможенную границу между нашими государствами. Но по-прежнему сегодня реально на границе функционируют так называемые пункты приема уведомлений. Их существование сегодня не прописано ни в одном законе Российской Федерации. На границе сегодня наблюдается скопление различных служб: весовых, санитарных, таможенных, транспортных, ГИБДД и других инспекций. И, как следствие, на границе сегодня скапливаются 10-20-километровые очереди". В. Хрол привел пример взяточничества на внутрисоюзной границе: "Мы недавно наблюдали 12-километровую очередь в Смоленске. Я спросил у водителя-поляка, почему стоят, он ответил: не работает пункт приема уведомлений, уже 8 часов стоим, а за 500 рублей можно проехать и без очереди". Кстати, как выяснилось, в день, когда В. Хрол критиковал очереди на белорусско-российской границе, на белорусско-польской очередей не было — ни для легкового, ни для грузового транспорта. Таким образом, то, что не удается решить на внутренних границах белорусско-российского государства, как-то само собой решается на внешних, где пограничный столб никто не пилил. Слова В. Хрола звучали некоторым диссонансом на предпраздничной конференции, большинство участников которой старались говорить о достижениях интеграции, а не о провалах на этом фронте. Вот, например, госсекретарь Союзного государства Павел Бородин в заслугу союзных программ записал создание 5 млн. рабочих мест на территории Беларуси и России, а также работу 28 тыс. предприятий. П. Бородин отметил, что за время существования Союзного государства его бюджет увеличился "более чем в 10 раз: в прошлом веке он составлял 375 млн. RUB, сейчас — 4 млрд. RUB". В очередной раз госсекретарь Союзного государства призвал двигаться в направлении политической интеграции. "Нам нужно принимать политические решения, — заявил П. Бородин. — Нужно делегировать ряд полномочий союзным органам. Они могут быть, как и в Европе, комиссионными или коллегиальными, как у нас. И это показала эффективная работа КГБ и ФСБ... Но нам нужен парламент, нам нужна своеобразная Конституция переходного периода. Безусловно, я думаю, это будет в ближайшее время рассмотрено и будет принято по этому вопросу решение". Впрочем, при дальнейшем обсуждении выяснилось, что даже среди участников видеоконференции нет единой позиции по поводу того, нужен ли союзный парламент. А что касается принятия Конституционного акта Союзного государства, то, как объяснил заместитель председателя Парламентского собрания Союза Беларуси и России, вице-спикер Совета Федерации России Александр Торшин, парламентарии готовы рассматривать Конституционный акт и принимать по нему решение, но согласованного проекта документа пока нет. Следует отметить, что 27 ноября 2001 г. был опубликован согласованный Беларусью и Россией проект Конституционного акта. После этого стороны разрабатывали новые проекты. В январе 2003 г. президенты двух стран обсудили концепцию Конституционного акта, а в марте на заседании двусторонней комиссии вновь был утвержден единый согласованный вариант документа, который, однако, так и не был внесен на Высший госсовет. После этого в проект внесли около 200 поправок, которые носят "технический, а не политический характер". Документ опять был согласован в совместной комиссии, уже в новом ее составе, но сторонам так и не удалось преодолеть принципиального противоречия о разделении властных полномочий в Союзном государстве. С тех пор депутации двух стран в Парламентском собрании Беларуси и России менялись, а вопрос с места не двигался. Было объявлено, что политический вопрос о руководящих органах следует решить президентам двух стран, после чего комиссия "в течение нескольких недель" подготовит окончательный проект Конституционного акта. Главы государств не смогли прийти к совместному решению: должны ли существовать посты президента и вице-президента Союзного государства или оно должно управляться коллегиальным органом вроде нынешнего Высшего госсовета, в который входят главы государств, правительств и обеих палат парламентов двух стран. Кроме того, стороны не смогли решить, будет ли избираться глава Союзного государства гражданами двух стран или союзным парламентом, и т. д. Когда же пришел черед журналистам задавать вопросы, то обнаружилось некоторое единство взглядов в области практики политических репрессий. Журналистка RTVI поинтересовалась: "Вот как мы будем дружить, если там сажают людей за политические митинги, а у нас пока этого еще не делают?". В зале раздался смех и кто-то вполголоса предложил это дело унифицировать. Но российский посол в Беларуси Александр Суриков объяснил, что унифицировать уже ничего не надо. "Во всех странах сажают за политические выступления, если они граничат с уголовной ответственностью по законодательству страны, — сказал российский посол. — Эти примеры, пожалуйста, смотрите телевидение Euronews, французские события, вот недавние события, прошлого года, в рамках перед саммитом глав государств. Это есть и в России, это есть и в Беларуси. В Тибете то же самое недавно. То есть во многих случаях оппозиционные политические движения — белорусские там, российские там, какие угодно, пытаются придать этим вещам политическую составляющую, выбрасывая почему-то или умалчивая уголовную часть. Вот надо вкупе как-то рассматривать мировому сообществу эти действия, а не однобоко квалифицировать только российские или белорусские действия (там, где мы не нравимся по докладам Госдепа) как нарушения прав человека". Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Строительство белорусско-российского Союзного государства застопорилось, так как отношения между странами отравлены ростом цен на российские энерг
|
|