Что артисту сыграть легче: роль пенька или роль генерала? Ответите: конечно, пенька! И ошибетесь. Для генерала можно сочинить интересную биографию. А вот что делать с бессловесным обрубком дерева? Такие проблемы постоянно возникают перед артистами театров для детей и вызывают скептические улыбки у коллег из театров «взрослых». Леонид Улащенко всю жизнь работает в минском ТЮЗе и отлично знает, сколько изобретательности надо, чтобы одушевить предметы и зверюшек. И при этом убедить маленьких зрителей в том, что у всех созданий природы есть душа…
Театр не был для него мечтой детства. Он его не видел ни вживую, ни по телевизору. Какой там театр или телевизор после войны! Когда участвовал в школьной художественной самодеятельности, был доволен, что о нем восторженно отзывались: «Ну, артист!» И все. Продолжение не просматривалось. Это сегодня все думают, что попал на сцену и - счастливчик на всю оставшуюся жизнь. А тогда это была не престижная профессия. Во всяком случае, не та, которой можно заработать на жизнь.
Мама, родом из Самохваловичей, оказалась в эвакуации на Украине, в Донецкой области. Семья рано осталась без кормильца. Какая зарплата у бухгалтера тех времен? Жизнь поселка была связана с железной дорогой. Леонид, естественно, поступил учиться в железнодорожное училище. Хотя мать настойчиво требовала идти в политехнический. Когда перебрались в Минск, Леня тайком пошел на «Беларусьфильм» и устроился на курсы киноактеров. Там впервые услышал профессиональный приговор: «актерский зажим».
Страх долго сковывал паренька. Когда учился в 4-м классе, однажды пришел в школу в маминых сапожках на каблуках. Не шутки ради. Детские ботинки были одни на двоих с сестрой. В тот раз была ее очередь. Не идти же в школу по снегу босиком! Мать предложила свою обувь. Как назло на каждом уроке Леню вызывали к доске, а он сидел как прикованный: боялся, что дети засмеют. Схватил сразу четыре двойки. Стеснение нарастало как снежный ком, становилось серьезным препятствием для освоения профессии актера. Да и что делать в белорусском театре невысокому чернявому пареньку, похожему сразу на всех лиц кавказской национальности?.. На экзамене члены приемной комиссии спросили:
- Ты украинец?
Упорное молчание.
- Что будешь петь?
- Кавказскую застольную.
И все же его приняли. Правда, все четыре года учебы постоянно грозили выгнать. За то, что от страха постоянно молчал и никак не проявлялся, однокурсники дали прозвище Великий немой. Утешало, что все-таки Великий. А потом его будто прорвало. За неделю самостоятельно подготовил и сыграл сразу 19 отрывков. На экзамене по сценречи так прочитал текст Бунина, что педагоги сравнили его с гремевшим тогда на белорусской сцене Виктором Тарасовым. Случилось и вовсе неожиданное: Улащенко прибавил в росте более чем 25 сантиметров.
По окончании института его распределили на работу в ТЮЗ, и, к сожалению, он еще долго «буксовал» в театре. Внимательного педагога, режиссера рядом не было.
ВОТ УЖ ЭТИ ДЕТИ!
Да, с детьми всегда непросто. Много лет Улащенко руководит детской театральной студией «Надзея». А еще сочиняет сказки и ведет цикл радиопередач. Всего циклов три: «Казкi дзядзечкi Рымуса», «Хлопчык з вялiкай Мiсiсiпi», «Казачныя лiтары», причем Леонид Александрович - автор, режиссер и исполнитель. Он прекрасно переводит детскую классику - Чуковского, Маршака - на белорусский язык. И сам пишет. Издана книжка сказок «Як верабейка сябра шукаў», ждет своей очереди книжка «Хто галоўны». В 15-й минской гимназии Улащенко вообще свой человек. Он приходит туда дважды в месяц и работает с детьми почти как учитель, но преследует особую цель: научить любить театр.
Давно заболел Пушкиным - еще когда играл королевича Елисея. И мечтал о более серьезном обращении к классику. И вот такое счастье: театр берет в работу «Маленькие трагедии». Решили ставить их на Малой сцене. Не верили и до сих пор не верят, что школьники расшифруют необычную режиссуру, не заскучают. Улащенко добровольно взвалил на себя ответственность, которую на него никто не возлагал. Он подготавливает зрителей к восприятию спектакля еще в классе.
ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
Профессия артиста по большому счету - человековедение. По-разному относятся к этому служители сцены и экрана. Одни идут к своему герою от себя и очень долго играют себя, любимого, в обстоятельствах чужой жизни. Иные что-то постоянно изучают, приспосабливаются, прислушиваются, чтобы наконец почувствовать и пережить чужую боль, стать совсем другим на время спектакля. Улащенко - из вторых. Его молодость в ТЮЗе перекликалась с молодостью его героев. Был такой знаковый спектакль «С любимыми не расставайтесь». Эту пьесу драматурга Александра Володина ставили лучшие театры Союза. 1972 год очень счастливый для нашего ТЮЗа и особенно удачный для Улащенко. Его наконец заметили и по-настоящему оценили. Он получает главную роль Мити в спектакле, который до сих пор заставляет сладостно вздыхать знатоков театра. Уже в начале нового века, заслышав про минский ТЮЗ, артисты других стран переспрашивали: «Это тот, где были «С любимыми не расставайтесь»?
К слову, в одноименном фильме Митю играл не кто иной, как Александр Абдулов.
Пьеса, написанная как протокол судебного разбирательства, превратилась в спектакль-диспут про любовь, когда забываешь о торжественной парадности театра, а думаешь только о том, почему люди теряют чуткость, нежность и предают свое чувство. Володин сказал тогда коллективу театра: «У меня такое ощущение, что ваши артисты талантливей и мягче, чем в «Современнике». Конечно же, каждый из участников принял похвалу на свой счет. Молодой и красивый Леня Улащенко чувствовал себя счастливым. В следующем году спектакль завоевал в Риге Гран-при престижного фестиваля...
Улащенко было легко играть своих современников, потому что он, так же как и они, влюблялся, бузил, радовался. Но и трудно, потому что приходилось узнавать доселе незнакомое - когда доставались персонажи отталкивающие, даже гадостные. Естественно, поступков таких героев он чаще всего не понимал и мыслей их не разделял. Но в театре ты не выбираешь. Выбирают тебя. Надо подчиниться и честно делать свое дело. Большое счастье, что его заметили и отметили лучшие режиссеры, которые приезжали работать из большого театрального мира: М. Рэхельс, Л. Танюк, П. Хомский, Вл. Салюк, Б. Эрин и любимый из любимых Н. Шейко. Именно Шейко распознал в Улащенко мастера эксцентрики и острого рисунка, который любит шутов и шутовские выходки. От глупости своих героев получает полное удовольствие. С помощью глупости насаждает антиглупость. Когда Улащенко с блеском сыграл самодовольного заикающегося Тарталью, на программке «Счастливых нищих» Шейко написал: «Дорогой Леня, спасибо Вам за т…т…талант…творчество…терпение…за т…Тарталью! Рад Вашему успеху и счастлив нашей творческой встрече спустя столько лет». Словно и не было этих двадцати пяти лет, отделяющих юношу советского времени от героя итальянской комедии дель арте!
Что могут сказать об артисте зрителю такие актерские удачи из послужного списка Леонида Улащенко: Дед, Король, Пастор, Лорд, Богатырь, Лис? Правда, в молодости он играл д’Артаньяна и Феликса Дзержинского, даже Заслонова. Это понятно. Это фигуры. Это класс!
Роли длинные
и короткие
Бывают роли длинные и совсем короткие. Длинных у Леонида Александровича было мало. Коротких - множество. Это обстоятельство позволило одному скандальному театральному деятелю так выразиться в прессе по поводу спектакля «Маленькие трагедии»: «Спектакль полон актерских открытий. Скупой рыцарь в исполнении прежде малоизвестного актера Улащенко достоин высшей театральной награды, если бы таковая вручалась в Беларуси». Деятель, видимо, в ТЮЗе никогда не бывал, историю белорусского театра не изучал, радио не слушал, рецензий, кроме собственных, не читал и не догадывался, что звание заслуженного артиста Беларуси дают за определенную известность. Это звание Улащенко получил уже более десяти лет назад.
Так вот о маленьких ролях. Для них Улащенко умеет находить объем. И на первом месте стоит уже упомянутый Пень в спектакле «Анчутка». Заметьте, не Кот, не Лис, не Лев, где в представителе животного мира можно усмотреть какой-то характер. Известно, что пни корчуют. Выкорчуют и его. А может, у него корни живые? И вдруг по весне потянутся молодые побеги? Улащенко придумал для своего Пня философскую притчу. Эта роль фигурирует наряду с д’Артаньяном в его творческой характеристике.
На «Беларусьфильме» Леонид Александрович отметился не только в ленте «Майор Ветров», но и в популярных телесериалах «Каменская», «Суд», «Тайны следствия», «Защита Красина». Генерал Берг в картине «В июне 1941-го» - маленький шедевр. Теперь актеру приходится согласовывать с театром рабочее расписание: Москва и Санкт-Петербург зовут на съемки.
Считается, что человека формируют трудности. У Леонида Улащенко детство и юность были не слишком веселыми. Можно было бы надолго запечалиться. Конечно, трудности - хорошая школа для артиста. Но душа у Леонида Александровича устроена для радости, для открытости, для добра и счастья, для существования в мире фантазий.
Он так и живет.
Ведущая рубрики театральный критик
Татьяна ОРЛОВА
Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей.
Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.