21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

Белорусская приватизация

26.08.2009 10:25 — | 21.by  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала: 21.by

История белорусской приватизации насчитывает 17 лет. Но удивительное дело: в течение этого времени белорусским властям не только удалось сохранить в государственной собственности все флагманы отечественной промышленности, но и умудриться вернуть под свой контроль несколько десятков открытых акционерных обществ, где в ходе массовой приватизации сформировалась структура капитала с небольшой госдолей. В чем секрет такого феномена белорусской приватизации? Удастся ли белорусским властям сохранить эту политику в неизменном виде в ближайшие годы? Государство в качестве «предпринимателя» В последние несколько лет достаточно благоприятное развитие белорусской экономики объяснялось существовавшей высокорентабельной «оффшорной» схемой переработки российской нефти в Беларуси. Экспорт 14 млн. т нефтепродуктов в год (или более 60% от объема их выработки в стране) обеспечивал Беларуси около 40% всех экспортных поступлений. Еще одним благоприятным фактором были низкие цены на газ. Имея такие возможности, белорусское правительство могло аккумулировать финансовые ресурсы, а затем перераспределять их по своему усмотрению – прежде всего, направлять в реализацию масштабных госпрограмм, на поддержку не только госпредприятий, но и открытых акционерных обществ, которые в сложившихся условиях были лишены возможности привлечь внешние инвестиции. Под лозунгом реструктуризации долгов открытых акционерных обществ фактически начался процесс их национализации. Белорусское правительство придумало для этого уникальный и весьма искусный механизм: обменивать долги кризисных предприятий на пакеты их акций. Процедура, сопровождающая такую трансформацию, формально соблюдалась лишь некоторое время. В 2006 г. президент подписал указ о реструктуризации долгов 82 акционерных обществ в обмен на безвозмездную передачу всех их акций в собственность государства. Идеологию этого документа откровенно разъяснил первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко: «Это дело добровольное. Но если хочешь получить господдержку – отдавай акции!» В целом динамика инвестиций в белорусскую экономику в последние годы выглядит впечатляюще: в 2003 г. инвестиции увеличились на 20,8%, в 2004 г. – на 20,9%, в 2005 г. – на 20%, в 2006 г. они составили рекордную величину – плюс 31,4%. Как следствие, рост инвестиций относительно ВВП возрос в 2006 г. до 24,3% (в 2005 г. он составлял 23,7%, в 2004 г. – 21,6%, в 2003 г. – 19,5%, а в 2002 г. – 17,2%). Отметим, что этот впечатляющий рост обеспечен за счет госинвестиций. Иностранные инвестиции в основной капитал белорусских предприятий составляют мизерную цифру (около 1-2%). Обошлись «малой кровью» После того, как в конце 2007 г. Россия обозначила переход на рыночные отношения с Беларусью в области поставок газа и нефти, в стране возникла принципиально новая ситуация. Казалось, Москва, разуверившись в интеграционных перспективах, переходит в экономической сфере на прагматичные отношения со своим союзником. И хотя Кремль предоставил Минску достаточно комфортный переходный период для адаптации к новым ценам на импортируемые энергоресурсы, белорусское правительство забеспокоилось всерьез. Тем более, что на фоне повышения цен ставилась задача обеспечить в 2007 г. положительное сальдо торгового баланса в размере не менее 0,5 млрд. USD. Очевидно, что для решения этой задачи требовались системные преобразования в экономике. Прежде всего, нужно было приступить к приватизации, отказаться от доминирующей роли государства в экономике, снять мораторий на движение акций, отказаться такого экзотического института как «золотая акция» и включить фондовый рынок. Однако правительство отреагировало на ситуацию пожарными методами. Срочно стали искать источники поступлений «живых» денег в бюджет. Был составлен список ведущих отечественных предприятий для возможной продажи. В нем оказались едва ли не самые привлекательные отечественные заводы – ОАО «Нафтан», ОАО «Мозырьский НПЗ», МАЗ, Белорусский цементный завод (БЦЗ), ОАО «Полимир», Светлогорское «Химволокно», «Белтелеком», Гродненская табачная фабрика «Неман», ОАО «Белшина», ОАО «Гродно Азот», ОАО «Гродно Химволокно», ОАО «Могилевхимволокно» и другие. Однако несбыточность скорых планов их приватизации была очевидна изначально. Хотя бы потому, что в списке оказались государственные заводы, процедура акционирования которых потребовала бы нескольких месяцев. К тому же было понятно, что решиться на продажу стратегически важных для отечественной экономики заводов белорусские власти могли лишь в исключительной, крайней ситуации. «Крайней» ситуации не случилось. Поэтому ни одно из предприятий, попавших в список, вызвавший небывалый ажиотаж в СМИ, в 2007 г. не было приватизировано. Более того, ни одно из них, за исключением Гродненской табачной фабрики, даже не было акционировано, хотя в начале 2007 г. правительство серьезно готовилось к приватизации цементных заводов, а также ведущих предприятий пивоваренной отрасли. То, что цементные предприятия попали в список-2007 на акционирование, в ожидании их скорой приватизации правительство этого и не скрывало. Министр архитектуры и строительства Беларуси Александр Селезнев в июне 2007 г. сообщил журналистам, что Белорусский цементный завод в ближайшее время планируется акционировать. Он рассказал, что на первом этапе доля государства в акционерном капитале компании составит 100%, а дальше, при привлечении инвесторов «будем определяться, кто даст более выгодные условия, тому и будем отдавать предпочтение». По его словам, в течение июня-июля эти вопросы «должны были быть полностью закрыты». И хотя заинтересованность в приватизации белорусских цементных заводов выразили несколько зарубежных компаний, в том числе из Ирана, Египта, Австрии, Кипра, от этих планов правительство отказалось. Было решено, что государство будет самостоятельно инвестировать в развитие госпредприятий. «Учитывая тот факт, что было решено проводить реконструкцию производства на этих заводах собственными силами с участием заемных средств и кредитных ресурсов, работа по их акционированию приостановлена», – сказал журналистам министр архитектуры и строительства Беларуси А. Селезнев. Очевидно, что в условиях повышения цен на импортируемые энергоресурсы для покрытия текущего счета правительство сделало ставку на активное внешнее заимствование финансовых ресурсов – в первую очередь, несвязанных кредитов России, Китая и ведущих зарубежных банков. Была активизирована работа по наполнению инвестпроектами действующих иностранных кредитных линий Германии, Италии, Китая. В этой ситуации правительство решило, что прямые инвестиции предприятиям не нужны, – цементные заводы решили модернизировать за счет китайских кредитов (финансировать эти проекты предполагается за счет кредитных ресурсов китайской корпорации «Ситик»), а желающим инвестировать в эту отрасль предложили построить заводы с нуля. Оказались нереализованными и планы по привлечению инвесторов в пивоваренные заводы. Осенью 2006 года председатель правления Приорбанка Сергей Костюченко (этот банк выполняет роль антикризисного управляющего крупнейшего игрока на пивном белорусском рынке – ОАО «Крынiца») смог убедить А. Лукашенко в необходимости провести инвестиционные конкурсы для привлечения прямых инвестиций в пивоваренную отрасль. Заявки на участие в приватизации «Крынiцы», «Брестского пива» и «Белсолода» в прошлом году подали 5 ведущих мировых компаний – Heineken, Baltic Beverages Holding AB (BBH), инвестиционная группа Detroit Investment Ltd (учредитель СЗАО «Пивоваренная компания «Сябар»), SUB Miller и компания Groupe Soufflet . Однако на совещании в августе 2007 г. А. Лукашенко отказался от идеи продажи госпакетов акций этих предприятий иностранным инвесторам. Он заявил, что для их техперевооружения можно привлечь кредиты, а спустя пару лет продать гораздо дороже. Новая программа развития пивоваренной отрасли Беларуси, разработанная с учетом «опоры на собственные силы», уже претворяется в жизнь. Недавно акционеры ОАО «Крынiца» (доля государства – более 80%) и ОАО «Брестское пиво» (госдоля – 85%) согласились в обмен на привлечение госинвестиций увеличить уставные фонды и передать акции государству. В 2007 г. белорусская приватизация была отмечена двумя заметными сделками. Это продажа в одни руки кризисного предприятия ОАО «Мотовело» и продажа госдоли в компании Velcom. После неудачной попытки государства самостоятельно вывести «Мотовело» из кризиса, госпакет акций завода (99,7%) был продан иностранному инвестору в лице австрийской компании ATEC Holding GmbH в рассрочку по номинальной стоимости примерно за 7,2 млн USD. Госпакет в компании Velcom был продан авcтрийской Mobilcom Austria за 556 млн USD путем двухступенчатой сделки, через кипрскую компанию. До недавнего времени власти не сообщали о сумме сделки, объясняя это договоренностями сторон о ее конфиденциальности. И лишь на днях глава Госкомимущества Георгий Кузнецов рассекретил сумму сделку. К продаже госдоли в сотовой компании белорусские власти прибегли в критической ситуации – когда срочно понадобились деньги на оплату накопленного долга за поставки российского газа, а получить ожидаемый российский кредит к этому времени не удалось. И все же внешние вызовы заставили правительство в 2007 г. чуть приоткрыть двери перед иностранным капиталом. Началась продажа банков («Славнефтебанк») зарубежным компаниям, Беларусь получила кредитный рейтинг. Приватизационная политика не изменится Правительство поставило задачу привлечь в 2008 г. 2,3 млрд. USD иностранных инвестиций. Большую часть из них должны составить прямые инвестиции – их объем должен увеличиться до 1,4 млрд. USD. Заставит ли эта ситуация белорусские власти приступить к системной приватизации? Скорее всего, нет – приватизационная политика кардинально не изменится, по-прежнему ставка будет сделана на штучные продажи. По количественному показателю список претендентов на акционирование в 2007 г. был самым скромным за всю историю реформирования госсобственности. Госкомитет по имуществу планировал преобразовать в акционерные общества в 2007 г. всего 7 предприятий республиканской собственности (правда, и в 2006 г. было ненамного больше – ставилась задача акционировать 9 предприятий, а статус поменяли и того меньше – всего 4 предприятия). В прошлом году намечалось также продать по конкурсу и на аукционах акции 23 открытых акционерных обществ (в том числе в 12 ОАО – продать всю госдолю), но планы не удалось осуществить даже наполовину. Предварительные списки, включающие претендентов на акционирование, а также на продажу госпакетов акций в 2008 г. уже сформированы, хотя еще окончательно не утверждены. Но уже известно, что ни одно из крупных предприятий в него не попало. Однако это не означает, что правительство не думает о перспективе. По неофициальной информации, этом году оно собирается составить список крупных предприятий, которых будут готовить к приватизации с учетом проявленного к ним интереса со стороны инвесторов. Перечень претендентов в этот список пока не называется. Можно предположить, что него попадет МАЗ, целесообразность разгосударствления которого правительство изучало еще в прошлом году. Интерес к приватизации Минского автозавода проявляют российские компании – группа ГАЗ и КамАЗ. «Голубые фишки» власть будет продавать избирательно, да и то лишь в том случае, если в этом возникнет острая необходимость. В 2008 г. такой необходимости, судя по озвученным планам привлечения внешних заимствований и имеющейся возможности привлечения российского кредита, возникнуть не должно. Отменен одиозный институт «золотой акции» И все же наиболее здравомыслящие белорусские чиновники уже понимают, что при любых сценариях взаимоотношений с Москвой повышение цен на энергоносители неизбежно и без реальных реформ в экономике и привлечения инвестиций отечественные предприятия не смогут конкурировать даже на соседних рынках. Один из самых серьезных барьеров на этом пути – «золотая акция». По сути, в Беларуси этот институт превратился в «пугало» для иностранных инвесторов. «Золотая акция» в Беларуси существует с 1998 г. Какое-то время государство пользовалось этим инструментом достаточно осторожно, согласуя свои действия с общепризнанными нормами. Однако со вступлением в силу указа от 1 марта 2004 г. № 125 «Об особом праве («золотой акции») государства на участие в управлении хозяйственными обществами» возможности этого института были существенно расширены. После чего он, по сути, превратился в беспрецедентный рычаг вмешательства в работу ОАО, созданного на базе госсобственности предприятия, независимо от того, есть ли там госдоля (есть пример введения «золотой акции» даже в частном предприятии – ООО «Мозырьский НПЗ плюс»). К тому же если раньше госпредставитель имел лишь право вето на принимаемые акционерным обществом решения, то с 2004 г. все решения госоргана в отношении предприятия, где введена «золотая акция», стали обязательными для выполнения. Мало того, они в бесспорном порядке оформлялись как собственные решения органов управления хозобщества. В этом году правительство подготовило несколько вариантов проекта указа по «золотой акции», смысл которых сводился к одному – вернуться к цивилизованным нормам использования этого института в Беларуси. Предлагалось оставить главный критерий для возможного его введения – обеспечение безопасности государства и его граждан. Подлежал отмене одиозный тезис о том, что все госрешения в ОАО, где введена «золотая акция», обязательны для исполнения, а вместо этого госпредставителей предложили наделить правом вето. При этом предполагалось, что «золотая акция» может вводится лишь в ОАО, в уставном фонде которых госдоля составляет менее 25%. Помимо этих «мягких» вариантов реформирования данного института, был подготовлен и самый радикальный – полная отмена «золотой акции». Именно его и подписал А. Лукашенко. Отметим, что программой развития рынка корпоративных ценных бумаг в стране на 2008-2010 гг., принятой правительством 21 января 2008 г., предложено определить закрытый перечень отраслей, в которых возможно введение «золотой акции». Можно предположить, что такой радикальной «развязки» не ожидали даже белорусские чиновники. И на то имелись основания. Достаточно вспомнить, как 4 года назад правительство отчаянно сопротивлялось «трансформациям» в отношении этого института. Тогда министр экономики Николай Зайченко, председатель Нацбанка Петр Прокопович и вице-премьер Андрей Кобяков пытались доказать президенту, что этого делать нельзя, ибо новые нормы оттолкнут иностранных инвесторов. Однако тогда переубедить президента не удалось – более того, он устроил им публичную выволочку. Можно предположить, что пойти на столь радикальный шаг А. Лукашенко заставила пойти крайняя нужда. Очевидно, что без привлечения в страну прямых инвестиций власть не сможет сохранить главное свое достижение – стабильность белорусского рубля. Неслучайно решение проблемы «золотой акции» было включено в план мероприятий, направленных на создание в стране привлекательного инвестиционного климата. Этот план в конце 2007 г. предложил А. Лукашенко глава Нацбанка Беларуси Петр Прокопович. Тогда банкир заявил, что в случае оперативного принятия ряда радикальных решений по улучшению инвестклимата в стране, в белорусскую экономику в 2008 г. можно привлечь иностранных инвестиций на 2,5 млрд USD (без продажи госсобственности), а Беларусь войдет в число 25 стран мира с наиболее благоприятной для инвестиций бизнес-средой. Отметим, что «золотая акция» в банковской системе была отменена указом президента в августе 2006г. Очевидно, что в том числе благодаря и этому решению приватизация в банковской сфере сейчас идет достаточно активно. Отмена «золотой акции» в Беларуси – абсолютно логичное решение в контексте поставленной правительством задачи создания привлекательного инвестиционного климата. Но это лишь первый шаг. Очевидно, что следующим шагом должна стать отмена моратория на движение ценных бумаг, приобретенных миноритарными акционерами в процессе льготной продажи акций. По имеющимся данным, как и в случае с «золотой акцией», подготовлено несколько вариантов самой процедуры отмены моратория. Один из них достаточно революционный: им предусмотрено одномоментное снятие этого барьера на пути движения ценных бумаг. Другие варианты при решении данной задачи предусматривают поэтапный и избирательный подход. Однако сомнительно, что А. Лукашенко столь же радикально решит «мораторную» проблему. Отмена моратория на практике означает начало реальной приватизации, неподконтрольной власти. Не похоже, что экономическая ситуация заставит белорусского президента отказаться от тотального контроля в сфере приватизации. С 1998 г. все приватизационные сделки в стране стоимостью свыше 10 тыс. базовых величин (сейчас 1 БВ = 35 тыс. BYR) контролируются лично президентом). Кредиты слаще реформ Еще несколько месяцев назад можно было предположить, что под давлением внешних угроз – в первую очередь, более высоких цен на энергоносители – в стране может начаться трансформация белорусской экономики, пусть медленная и очень осторожная. Осенью прошлого года правительство собиралось с 2008 г. изменить стратегию привлечения иностранных инвестиций в экономику страны. Смысл нововведений состоял в том, чтобы благодаря налоговым и таможенным льготам создать единую оффшорную зону для иностранных инвесторов. Однако после того, как Россия предоставила Беларуси стабилизационный кредит на льготных условиях в размере 1,5 млрд USD и пообещала в 2008 г. рассмотреть вопрос о выделении нового кредита в объеме 2 млрд USD, активность и решительность белорусского правительства работать в направлении создания привлекательных условий для привлечения иностранных инвестиций могут угаснуть. Уже очевидно, что правительство не собирается включать институт банкротства. В частности, как планируется, убыточные промышленные предприятия Беларуси ожидает участь сельхозпредприятий, оказавшихся несколько лет назад на грани банкротства: продажа конкретному юридическому лицу по упрощенной схеме. Именно такой подход в отношении финансово несостоятельных промышленных предприятий правительство сейчас рассматривает в качестве основного в надежде вывести их на рентабельную работу, сообщила в конце 2007 г. директор Фонда государственного имущества Госкомимущества Наталья Жерносек. Составлен и перечень предприятий, которые могут попасть под действие этого документа. Пока в этом списке находится около 200 государственных предприятий. Очевидно, что до тех пор, пока Россия продает Беларуси природный газ по самым низким ценам и нефть значительно дешевле мировой цены и открыта граница с Россией для беспошлинного экспорта отечественной продукции на необъятный соседний рынок, ожидать скорой приватизации в Беларуси не следует. К тому же очень похоже, что Москва в последнее время поменяла тактику в отношении Беларуси – она не собирается «шокировать» союзника высокими ценами на энергоносители, о чем свидетельствуют весьма щадящие цены на газ для Беларуси на этот год. Белорусский премьер Сергей Сидорский заявил о договоренностях В. Путина и А. Лукашенко сохранить для Беларуси цену в 119 USD/тыс. куб. м неизменной в течение всего 2008 г. Кроме того, «Газпром» в нынешнем году уже оплатил свою долю в СП на базе «Белтрансгаза» (625 млн USD за очередной пакет в 12,5% акций – теперь российский концерн владеет 25% акций в СП) и будет еще в течение 2 лет перечислять в белорусский бюджет аналогичные суммы. А российские компании будут поставляют нефть в Беларусь с учетом льготированной пошлины на нефть в течение нынешнего и следующего года. Таким образом, сильного внешнего стимула, способного подтолкнуть реформы в Беларуси, в обозримой перспективе не просматривается. Поэтому ожидать в стране приватизации как системного и прозрачного процесса не приходится. Это по-прежнему будут штучные продажи, продиктованные в первую очередь финансовыми обстоятельствами белорусского бюджета. Сосредоточение полномочий по проведению приватизации в руках одного человека – президента (он контролирует все сделки с собственностью стоимостью свыше 10 тыс. базовых величин, то есть около 80 тыс. USD, и все продажи акций, независимо от суммы сделки), дает основание предположить, что приватизация крупных предприятий в Беларуси будет носить закрытый и «точечный» характер. «К примеру, если китайцы и французы инвестировали в БеСТ, и мы увидели, что условия приемлемые, процент нормальный, и при этом они не просили у нас долю в этом предприятии, то мы работаем», – так объяснял А. Лукашенко во время встречи с рабочими «Беларуськалия» инвестиционную политику государства. Если сильно понадобятся деньги, власти могут пойти на продажу 2% акций в созданном совместном российско-белорусском предприятии СООО «МТС», где российская компания пока имеет 49% и давно заявляет о своем желании увеличить свой пакет до контрольного. К 2011 г. «Газпром» выполнит свои обязательства по оплате 50% акций в СП на базе «Белтрансгаза» и Беларусь должна будет оплачивать газ за счет своих ресурсов. Это может спровоцировать серьезные проблемы для нереформированной белорусской экономики. Можно предположить, что белорусские власти постараются упредить эти проблемы. Возможности для этого есть. «Газпром» еще в 2006 г. заявлял о готовности в течение 2-3 лет поставлять в Беларусь газ в счет активов нефтехимических предприятий, в том числе Мозырьского НПЗ. Не исключено, что через пару лет такая необходимость возникнет – придет очередь приватизации белорусских предприятий, представляющих стратегический интерес для «Газпрома». Это еще раз подтверждает тот факт, что белорусские власти рассматривают приватизацию не как способ повышения эффективности отечественной экономики, а как способ затыкания финансовых дыр и расчета за российские энергоресурсы. Для справки: итоги приватизации-2007 От продажи государственных пакетов акций Беларусь получила в 2007 г. 1,2 млрд. USD и более 7 млрд. BYR. Поступления в бюджет-2007 от использования и реализации государственного имущества составили почти 650 млрд. BYR, что превысило плановый показатель на 17,4% – это на 30% больше, чем в 2006 г. Средства также получены от перечисления части прибыли унитарных предприятий и государственных объединений – 455,937 млрд. BYR. Сюда включены дивиденды на доли (акции), находящиеся в государственной собственности – 149,968 млрд. BYR. Поступления от сдачи в аренду достигли 34,401 млрд. BYR. От реализации госимущества получено свыше 9,2 млрд BYR. В Беларуси государство имеет долю в 1.296 ОАО – 72,5% от их общего количества. Татьяна Маненок ИА МиК
 
Теги: Гродно, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
История белорусской приватизации насчитывает 17 лет.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика