21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Заводскому району белорусской столицы исполнилось 70 лет. Казалось бы, пустяк. Но для людей, выросших вместе со своим районом, каждый прошедший год
 
 
 

УРОК ДЛИНОЮ В 50 ЛЕТ

26.08.2009 10:10 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

УРОК ДЛИНОЮ В 50 ЛЕТ
Заводскому району белорусской столицы исполнилось 70 лет. Казалось бы, пустяк. Но для людей, выросших вместе со своим районом, каждый прошедший год наполнен особым смыслом — на их глазах писалась История города и государства. И свидетельство этому — воспоминания журналиста Галины Григорович. Минчанки, выросшей вместе с Заводским районом столицы…

Как-то открыла я Интернет, чтобы написать письмо, и увидела призыв: «Найдите своих одноклассников». Рука, занесенная для удаления появившейся надписи, замерла. Перед глазами замелькали даты и остановились на цифре 50.
Призыв «найти одноклассников» прозвучал приказом!
Полвека тому назад мы получили аттестаты зрелости. Отгремел наш школьный бал с первым застольем, на которое мы заработали деньги сами, всем классом подрядившись работать на стройке — расчищали от камней строительную площадку на автозаводе.

Мои школьные друзья — поколение людей без детства. Вернее, без счастливого детства. Родители не очень радовались нашему появлению на белый свет — потому что родились мы в неурочный час. В нас, рожденных в сорок первом, война генетически застыла в крови. Иногда даже кажется, что ты помнишь, как мама, убегая от бомбежек, падает на землю, заслоняя твое крохотное тельце, как отдает тебе последнюю крошку, проглатывая голодную слюну…
Этот первый урок, урок любви и преданности детям, преподали нам наши мамы и бабушки.
…1948 год. Минск полон вдов, одиноких женщин, мужчин-инвалидов, фронтовиков, которых пощадила война, и их изможденных, но счастливых жен. Но таких «счастливчиков» немного. Мои одноклассники — в основном, безотцовщина с гонором: «Мой папа погиб на войне героем!» Герои лежали в земле, а женщины с калеками поднимали город из руин, строили заводы. Мы восторженно смотрели вслед каждому, кто еще не снял военный китель, пищали и замирали от счастья, когда фронтовой дяденька подкидывал тебя, кроху, в небо во время первомайской демонстрации. Ты летишь над колонной, и кажется, что вот-вот увидишь сверху своего папу — он не погиб, просто не знает развалин, в которых ты с мамой живешь.
60 лет назад мы, дети рабочих и служащих Минского автозавода, потопали в свой первый класс. Вернее, топали наши мамы или бабушки, а нас, драгоценных, сохраненных в годы войны, первоклашек, несли, как котомки, за плечами. Дорог не было, их не успели прорубить в сосновом лесу, где рождался нынешний Заводской район. Закутанные в теплые, штопаные и перештопанные платки, прижимая к себе матерчатые ранцы, подаренные в детском саду, мы рассматривали здание, скрывавшее в себе ответы на тысячу «почему». Здание пахло краской, сверкало свежевыструганными полами и весело поблескивало огромными окнами. Тогда мы еще не знали, что школа, куда нас принесли на заплечках, — одна из первых, построенных после Победы в Минске, хотя народ еще долго будет ютиться в подвалах, бараках. Мы не понимали и не знали многого. И люди с добрым именем «учитель» отвечали на наши тысячи «почему».
Какие найти слова, чтобы выразить благодарность за все, что дали нам полуголодные учителя? Услышат ли наше «простите» те, кого давно уж нет, за лишние морщинки из-за наших проказ, за ночные сиденья над тетрадками, где выправлялись наши ошибки?
Мы давно переросли возраст наших учителей, отвели своих внуков в школы и сами отвечаем на их «почему». Но порой недостает человека, который прошелся бы красным карандашом не по твоим тетрадкам, а по твоей большой жизни, подчеркнул бы ошибки, подсказал, как поступить, что сделать, чтобы они не повторялись. И успеть бы исправить эти ошибки до… последней черты.
Учительница начальной школы Евгения Семеновна Брук была такого маленького роста, что к четвертому классу девчонки переросли ее. Мы Евгению Семеновну обожали, а она — нас. И двоечников, и отличников. «Нет плохих детей! — говорила она на собраниях. — Просто некоторые родители считают, что главное – одеть и накормить ребенка. Это не так. Ребенку нужно вовремя сказать: — Какой ты у меня молодец! И он будет молодцом».
У молодой учительницы были две свои девочки-подростка. Повернуть бы время вспять, поинтересоваться, кто сохранил еврейскую семью в Минске, где безумствовало гетто. И низко поклониться за свою первую учительницу. За спасение ее для нас.
Не знаю, что чувствовали фронтовики, вдовы, когда по будущему Могилевскому шоссе серо-зеленой ящерицей тащилась колонна немецких военнопленных. Они строили Заводской поселок, временные бараки, которые и поныне стоят там. В них мы прожили свое неласковое детство. Мы, дети, подскакивали к колонне и, замирая от страха, кричали: «Фриц, Фриц! Гитлер капут!». Так мы мстили за своих не вернувшихся с фронта отцов.
…А военнопленные немцы тащились с работы усталые, понурив головы. На детские «обзывалки» кивали: «Капут, капут!». Кое-кто вытирал слезу, наверное, мы, белявые белорусы, напоминали им своих таких же белобрысых Гансов, с которыми разлучил их Гитлер, погнав на войну. Часто из колонны нам бросали подарок — маленького деревянного человечка-физкультурника. Деревянный гимнаст смешно вращался на перекладине. Немцы мастерили игрушки, а мы, малыши, подбирали их и прятали подальше от мам. Мамы почему-то нас ругали и ломали вражеские «цацки». Как будто те в чем-то виноваты. Так же, как и немецкий язык, который мы наотрез отказывались изучать. А уж как доставалось нашему однокласснику, Адольфу Соболеву! Как могли родители назвать Адольфом мальчика, родившегося в 1941 году! Знакомясь, он представлялся Аликом, но хитрость не удавалась, и его дразнили Гитлером. Мальчик плакал, дрался с обидчиками, не слушал ни маму, ни бабушку. Мальчик не понимал, что назвали его в честь прадедушки. Вот такой неожиданный миг послевоенного детства вспоминался, когда мы становились родителями и подбирали имя своему малышу.
Теперь мы знаем, что не все немцы в той войне были фашистами, но тогда…
… Уже нет нашей старенькой школы – в здании какие-то мастерские. Школа номер восемь находится на другой улице, но мы, почти семидесятилетние тетеньки и дяденьки, закрыв глаза, видим небольшой зальчик, где на школьных вечерах гремит «Рио-Рита» и учителя блюдут нашу нравственность, соколиным взором следя, чтобы мы не дергались, а «танцевали красиво, как положено». Поощрялись те, кто приходил в белых передничках, а за нарядные платья, сшитые из старой маминой юбки, и за брюки-дудочки ой как доставалось! Зато исправно работал «почтальон». Он обносил всех трогательными «любовными» записками или «откровенными». «Ты зря на меня так презрительно смотришь. Я не выучила урок не потому, что гуляла с В. А потому что меня провожала М. Так что не злись. Ответ положи завтра в последнюю парту». А сегодня пишут такие записочки?
…Рос автозавод. А при нем и Красное Урочище. В школу пришло новое пополнение послевоенных молодых преподавателей. Вы были тогда совсем молоды, милая Анна Антоновна Пиотровская, когда научили нас отличать Азию от Африки, путешествовать по песчаным пустыням и горам, заставили влюбиться в географию! Вам сейчас давно за... Но, сталкиваясь на улице со своими учениками, вы узнаете их! Скорее всего, по голосу. Ваша влюбленность и романтические путешествия по глобусу открывали нам заморские страны, о которых в те годы приходилось только мечтать. А нам, выросшим на ваших уроках, довелось уже не только побывать в тех краях, но и понять: Родина у человека только одна! И она самая-самая.
А наша классная Лидия Григорьевна Матвиенко — строгая историчка, уводящая в далекое прошлое даже самых болтливых непосед… Наверное, ей с историей больше повезло, чем сегодняшним педагогам. Мы верили — и ей, и учебникам. Мы побаивались нашу классную и уважали. Ее не боялась только Жанна Бондарева. За всю школьную жизнь у нее была одна «5». По истории. Образованная, интеллигентная учительница тонко чувствовала девочку, у которой были одни туфли и для будней, и для праздников, а мальчики заглядывались вовсю на большеглазую кудрявую девчонку. Мама хотела бы, но не могла сотворить из нее «Барби»! Она в одиночку спасала свою дочь от голода и холода сначала в партизанском отряде, потом в разрушенном Минске, напрочь забывая о себе. Подростком моя подруга не понимала материнской жертвы и требовала порой невозможного — купить туфли, а не тапочки, которые были гораздо дешевле. Через много лет, став мамой и бабушкой, она поняла то, чему учила ее историчка, обнимая за худенькие вздрагивающие плечи: «Историю нужно знать. А маму — любить. Мама — одна!»
Кто из девчонок не был тайно влюблен в Михаила Ивановича Громыко — директора школы, похожего на Муслима Магомаева? Правда, он не пел, но поддерживал любые наши самодеятельные начинания, вплоть до самого настоящего новогоднего костюмированного бала. Как сияли звезды из фольги от шоколадных конфет на длинных платьях, сшитых из старых крашеных штор! Ни в одной школе Минска такого карнавала в 1957-58 году не было! Заводилой, естественно, был наш 10 «А».
Но такое взаимопонимание не мешало нашему директору всем подряд ставить по своему предмету «3», утверждая, что физику понимают в классе лишь несколько мальчиков да еще круглая отличница Томочка Васильева — будущий инженер автозавода. А остальные должны хотя бы научиться, как вкручивать лампочку в патрон, как исправить перегоревшую плитку или утюг, как соединять провода и… не дотрагиваться до «жулика» — это электропатрон с дырками, куда втыкалась вилка провода электроплитки. Как мы ему благодарны за эти практические уроки. «Жулики» давно канули в Лету, но электроутюги мы чинили довольно долго!
В каждой школе и сегодня есть замечательные специалисты, которых называют «педагоги», «преподаватели», «предметники». И все-таки… через полвека душа обрадуется и помолодеет от воспоминаний о тех, кого звали и зовут не просто «преподавателем», а замечательно правильно — «учителем!». Это далеко не одно и то же.
А помолодеть лет на 50 — легко. Просто нужно найти своих одноклассников. А дальше — припудрить седины, смазать непослушные суставы, оставить внуков родителям, прихватить валидольчику и — бодрым шагом на праздник.
Посмотрим друг другу в глаза, вспомним уроки любимых учителей, помянем тех, кого уж нет, порадуемся живущим и зададим друг другу очень простой и очень сложный вопрос: «Что важного было вчера?» И так ли уж это было важно? Того, кто ответит правильно, ждет приз — возвращение юности!
Галина Григорович

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика